В России крупнейшими активами «Евраза» являются Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК) в Кузбассе, Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) и Качканарский горно-обогатительный комбинат (КГОК) в Свердловской области.

Все они демонстрируют оптимизм. Например, КГОК на заре ввода санкций пообещал на треть увеличить добычу руды из Собственно-Качканарского месторождения., а уже в нынешнем году – направить 1,2 миллиарда рублей на реализацию мероприятий по снижению воздействия на окружающую среду до 2030 года.

На НТМК обещают вложить до 2024 года 4 миллиарда рублей в модернизацию, а один из крупнейших сталелитейных заводов мира ЗСМК в Новокузнецке – инвестировать до 2030 года в природоохранные мероприятия свыше 9 миллиардов рублей.

Впрочем, источники финансирования всех этих амбициозных программ с учетом засекреченной отчетности назвать сложно, также как и оценить их реалистичность.

Косвенным признаком финансовых проблем является отказ «Евраза» от выплаты дивидендов. Выплату уже заложенных средства по итогам 2021 года в размере 0,5 доллара на акцию (общая сумма — 729 миллионов долларов) совет директоров своим решением в начале прошлого года отменил. А вопрос о дивидендах по итогам 2022 года даже не поднимался.

Сами себе хозяева

Интересно также, что отдельные предприятия также не имеют свой официальной отчетности по итогам года. Например, для ЗСМК последние данные известны за 2020 год. Кроме того, вопросы вызывает сама структура собственности. Например, владельцем КГОК, согласно данным системы СПАРК, выступает ЗСМК, последняя в свою очередь принадлежит НТМК, которая уже принадлежит люксембургскому Mastercroft SARL, и еще один мелкий пакет – кипрскому Steeltrade Ltd. Впрочем, и эти данные могли устареть с учетом отсутствия свежей отчетности.

Получается, что Роману Абрамовичу удалось, казалось бы, невозможное – создать компанию-лидера в своей отрасли, и при этом с абсолютно непрозрачной схемой собственности и финансовыми потоками. И в этом смысле санкции сыграли ему только на руку – у «Евраза» появилась уважительная причина не публиковать отчетность, а значит распоряжаться деньгами и жонглировать правами собственности без всякого внешнего контроля.