В подтверждение слов эксперта – реакция потребителей на открытие белорусских магазинов Swed House, которые сегодня позиционируют себя в качестве аналога IKEA. Владельцы Swed House приложили максимум усилий к тому, чтобы заставить потребителей сравнивать их со шведским гигантом. У персонала новых магазинов даже похожая униформа – футболки поло жёлтого цвета. А на некоторых товарах даже наклеены бирки с логотипом IKEA!

Вот только стоит ли пытаться создать копии всемирно известных брендов? Пока что никому не удалось даже приблизиться к успеху оригинала. «В большинстве своём они терпят убытки, – констатирует гендиректор аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. – Например, сеть магазинов строительных товаров OBI только за год 4 раза сменила собственников. Многие хватали объекты второпях, не анализируя отчётность и перспективы проектов».

Примером тому история с «замещением» магазинов испанской Inditex, развивавшей в России сети Zara, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius, Massimo Dutti. Весной начали появляться сообщения о том, что совсем скоро магазины Zara откроются под другим названием, как это прежде сделали Reserved и другие бренды. Вскоре выяснилось, что магазины Inditex выкупили владельцы ближневосточной компании Daher Group. В Ливане она является франчайзи Inditex, потому новость выглядела правдоподобно. В итоге магазины с другими названиями действительно открылись, только вот другими они оказались не только по названиям. Покупатели отмечали иное качество и другие лекала, не похожие на продукцию испанцев. В итоге в конце июля телеграм-канал Mash сообщил, что заменившие Zara в России магазины скоро могут закрыться. Если верить ему, выручка Maag оказалась ниже, чем у Zara, в 7–8 раз. Если та до ухода из России зарабатывала в день по 2–3 млн рублей, то Maag вытягивает едва по 300–400 тыс. рублей. Из-за этого, по данным Mash, зарплаты работников также упали в несколько раз, отчего те массово уходят из компании.

«Дискредитация» кофе

Экономически успешным, по крайней мере по словам новых владельцев, оказался перезапуск сети кофеен Starbucks, ныне Stars Coffee. Сделка по продаже активов американской компании новым российским владельцам была закрыта ещё в июле прошлого года. По словам ресторатора Антона Пинского, ставшего одним из совладельцев Stars Coffee, сумма сделки составила около 500 млн рублей. Среди других владельцев сети – рэпер Тимати и компания «Синдика», контролируемая сенатором Арсеном Каноковым.

«Мы покупали, по сути, закрытый бизнес, не приносивший прибыли. Сеть Starbucks заявила, что уходит из России. Её клиенты пошли за кофе в другие места. Нам надо было их вернуть», – рассказывал Антон Пинский. Сейчас владельцы Stars Coffee уверяют, что им это удалось – в январе показатели Stars Coffee сравнялись со Starbucks, а в феврале даже превысили их. Впрочем, глава «Сбера» Герман Греф привёл собственные данные. По его словам, выручка Stars Coffee оказалась на 76% ниже, чем была прежде у Starbucks. После этого владельцы сети начали заявлять, что сравнивать их бизнес со старбаксовским некорректно, и вообще Греф, как отметил Тимати, «дискредитирует» работу кофейни.

Татьяна Нижегородская