Несправедливость действий правительства Красноярского края под руководством Лапшина была признана решением арбитражного суда в сентябре прошлого года. Попытки региональных властей обжаловать это решение в апелляционной и кассационной инстанциях не имели результата.

Лесные традиции

Дело против экс-главы красноярского правительства стало самом громким за последнее время, но далеко не единственным скандалом в лесной отрасли. Достаточно вспомнить, что в том же регионе в 2020 году был арестован бывший министр лесного хозяйства Димитрий Маслодудов – его заподозрили в получении взятки в особо крупном размере.

А годом ранее в Москве сотрудники ФСБ задержали министра лесного комплекса Иркутской области Сергея Шеверду. Его заподозрили в превышении должностных полномочий. По версии правоохранительных органов, он санкционировал незаконную вырубку леса на площади 120 га в природном заказнике «Туколонь». Сумму ущерба тогда оценили в 748 миллионов рублей. Приговор был вынесен весной прошлого года: сам бывший глава министерства получил 6,5 лет лишения свободы, трое других фигуранты того же дела и числа его заместителей и других чиновников лесхоза – от 5 до 6,5 лет. Инкриминируемые события относились к 2018 году – периоду губернаторства Сергея Левченко, ныне – депутата Государственной Думы.

А в начале нынешнего года был осужден на 7 лет колонии и 10 миллионов рублей штрафа бывший министр лесного хозяйства Мордовии Юрий Медянкин. Его признали виновным в двух фактах получения взяток. Один из них на сумму 1,8 миллиона рублей в виде продажи квартиры по сниженной цене связан с одобрением на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка в районе живописного озера Инерка. Второй – за подписание акта выполненных работ по расчистке русла на реке Шапа в Краснослободском районе, и тоже был оплачен не деньгами, а услугами – подрядчик благоустроил пляж за домом чиновника в селе Желтоногово. Инкриминируемые события относятся к 2019 году, когда Мордовию возглавлял Владимир Волков.

Потерялись в деревьях

Проблемы лесного комплекса в России не всегда имеют криминальный характер. Например, нынешним летом нынешним летом на встрече с вице-премьером правительства РФ Викторией Абрамченко лесопромышленники пожаловались, что обещанные после февральского совещания у президента Владимира Путина меры поддержки так и не заработали. Речь идет о предоставлении отсрочки по плате за аренду лесных участков, увеличении транспортной субсидии для экспорта и улучшении ситуации с логистикой. Следствием этого становится убытки, а предприниматели остаются один на один с международными санкциям .

Конечно, дело Лапшина – не исключение на общем фоне повсеместных трудностей лесного сектора. Не его отличие заключается в том, что, как правило, нарушители антикоррупционного попадают в криминальную хронику по прошествии значительного времени с момента инкриминируемых событий. Виновные несут наказание, но дело, как говорится сделано, что-то исправить весьма проблематично. В нашем же случае вопросы к чиновнику у следствия появились уже на этапе согласования документов. И то, что правоохранительные органы стали работать «на опережение», пресекая коррупционные действия в зародыше — хороший и обнадёживающий знак. Но, конечно, многие проблемы отрасли носят системный характер, и даже в случае полного избавления её от коррупции потребуется еще много времени для налаживания нормальной работы.

Василий Ильин