Россияне атаковали аукционы подержанных автомобилей в Японии

Что происходит в порту Владивостока, “Новым Известиям” в блиц-интервью рассказал руководитель владивостокской компании Carwin Дмитрий Забора.
Скупают все подряд
-Кто в основном выступает в роли покупателя: физлица или компании-посредники?
-98% покупателей — это физлица. Люди сами покупают через аукцион или обращаются в компанию, которая им помогает это сделать.
-Какие машины пользуются у россиян особым спросом?
-Если бы вы спросили в январе, я бы дал список ТОП-5 самых популярных машин. Сейчас ввозят абсолютно все. Все марки, все ценовые категории, все цвета и разновидности. Просто скупают все подряд. Кто-то воплощает свои детские мечты — хочу гоночку из Японии. Но в основном, конечно, наибольший спрос на семейные автомобили и на гибриды. На них, думаю, приходится примерно 70% спроса. Курс валюты низкий и многое стало доступно из того, чего раньше было не купить.
-В среднем, какая разница в цене уже с учетом растаможки, на которую, по оценке экспертов, приходится 48% от цены автомобиля.
-Невозможно сравнить, потому что модельный ряд из Японии не совпадает с модельным рядом у российских дилеров. У них, то есть официалов, таких машин просто нет. К примеру, тех же семейных минивэнов в России вы не найдете. Полное совпадение сложно пощупать, но если взять, к примеру, Toyota Prado, то из Японии он обойдется покупателю грубо в 3 млн рублей, плюс-минус 200 тысяч. На вторичном авторынке в России — плюс еще примерно 1-1,5 млн рублей, то есть минимум — 4 млн рублей.
Что касается затрат на растаможку, то с японскими иномарками нельзя вывести такую цифру. Чем старше машина, тем она дешевле в Японии.
-Из каких регионов России поступает больше всего заказов?
-Все регионы покупают. И Дальний Восток далеко не в лидерах. Амурская область покупает очень-очень много, Сибирь. Постоянно отправляем в Краснодарский край. Огромные поставки в Москву и Санкт-Петербург. Вся Россия охвачена.
-Что сейчас происходит в порту?
-Порт гипер загружен. Куда не посмотришь, везде стоят автомобили без номеров. Либо контейнеры с машинами. Либо и то, и другое. Кучка угля в уголке и рядом автостоянка. Причалы, которые раньше были более-менее свободны, уже все заняты. И даже в городе все стоянки заставлены, свои личные не можем припарковать. Свободные места можно найти только в пригороде.
-Сколько машин за месяц проходит только, к примеру, через вас?
-Именно наша компания искусственно ограничила прием заявок до 200 машин в месяц. Больше обслужить уже очень сложно. Если мы отпустим ограничения, то, думаю, легко уйдем за 500 заказов. Мы открываем объем заявок раз в месяц и буквально на час-два. Получаем свои 100-150 лотов и продолжаем работать.
-Сколько у клиентов уходит времени на весь цикл покупки, доставки, растаможки?
-Сейчас — это примерно два месяца с момента покупки. Сроки просто зашкаливают. Раньше на все уходило около трех недель. Сейчас предупреждаем, что ждать придется пару месяцев, иногда даже дольше. Просто очень много машин и мало рейсов из Японии. Все упирается в логистику вывоза из Японии. Количество судов и мест ограничено.
По моим подсчетам, уже купленных машин в Японии сейчас в 2,5 раза больше, чем их можно привезти за месяц. Я подсчитал, что можно привозить примерно 20 тысяч машин в месяц. Это максимум, что можно доставить из Японии. За июнь, по официальной статистике, таможню прошло 18 тыс автомобилей. За июль пока данных нет. А машин уже покупается в три раза больше. Вот сейчас, думаю, там скопилось около 40-50 тысяч проданных иномарок.
Кстати, в Японии тоже проблемы с доставкой и хранением. То рейсы отменяются, то судно неделю стоит на рейде, потому что просто не может подойти к причалу и разгрузиться. Некуда уже ставить машины. Надо ждать, пока вывезут с территории порта партию. Я такого не помню. Не было такого никогда.
-Как клиент забирает машину из Владивостока?
-Вариантов только два: или самоходом или оформлять доставку. Очень многие сами прилетают во Владивосток и потом через всю страну гонят домой автомобиль. Если не приезжают, то ставим на автовоз, а с этим уже тоже, честно говоря, проблема. Можно также отправить ЖД-контейнером до Москвы.
-Людей не смущает, что машины праворульные, о запрете на которые периодически говорят власти?
-99% — это праворульные. Леворульные тоже есть, но это, в основном, машины премиум класса. Они особым спросом не пользуются. Праворульность — нет, никого не смущает. И в последние несколько лет про возможный запрет таких машин — тишина. Не сейчас и не в такое время что-то запрещать.
-Клиент сам становится участником аукциона или чаще делегирует это вам?
-Мы лишь посредники. Выбирает сам клиент, у нас есть доступ к аукционам. Заходит, смотрит, выбирает, нажимает кнопочку и участвует в аукционе. Это интерактивная система с большим вовлечением людей. В Японии машину оплачиваем мы.
Идут еще и корейские машины. И их тоже не мало. Это уже такая, знаете, работа на грани износа. Я уже даже иногда хочу, чтобы этот ненормальный объем закончился.
-А как думаете, сколько еще продлится такой ажиотажный спрос? Рынок же перегревается.
-Уже перегрелся. В Японии цены уже стали гипер высокими. Тот же Prado какой-нибудь 2018 года с пробегом сейчас стоит дороже, чем он стоил новый. Ставки на аукционе поднимаются в основном за счет россиян. Ажиотаж и спрос ненормальный, цены искусственно поднимаются. Но пока все идет как идет.
Серый импорт рулит
В последние годы в России ежегодно продавалось более 1,6 млн автомобилей. Из-за санкций и ухода европейских брендов падение уровня продаж, по оценке Минпромторга, ожидается на уровне 50%. Ведомство полагает, что к концу 2022 года продажи могут составить порядка 750 тыс автомобилей.
Машины по схеме серого импорта завозятся в Россию не только через Дальний Восток. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах начали появляться фирмы-посредники, которые на аукционах готовы закупать и привозить в Россию машины из США, ОАЭ, Китая, Кореи и даже из Европы.
По оценке самих участников рынка, каждая из подобных фирм сейчас продает по 100 и более машин в месяц. Такие объемы больше характерны для Москвы. В Северной столице по подобной схеме продается в три раза меньше.
Адвокат, правозащитник, вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский ранее перечислял “Новым Известиям” риски покупателей: “При такой схеме покупатель, отдавая деньги, должен положиться, по сути, только на честное слово продавца. А если не привезли? А если привезли, но не то? Я предвижу в этом направлении большое количество судов. Обязательно нужно подписывать договор, внимательно его читать”.
Напомним, в апреле Япония озвучила пакет санкций, направленных на ограничение экспорта из Японии в Россию. В частности, санкции затронули и авторынок. В Россию нельзя поставлять новые и подержанные автомобили, если их цена превышает 6 млн иен, что по текущему курсу сопоставимо с около 50 тыс долларов.
Екатерина Максимова
Оригинал материала: "Новые Известия"