Компания выселила свердловских монахов со священной для них горы и поставила на месте монастыря охрану

Противостояние буддистов монастыря «Шедруб Линг» и компании «Евраз» закончилось — буддисты покинули гору Качканар и приступили к строительству новой обители. Храмовый комплекс на горе остается под охраной, служителям в него разрешен доступ в будние дни по специальным пропускам, а туристы могут посетить его по выходным дням. Главная причина, почему буддисты уступили «Евразу», — это трехстороннее соглашение (между буддистами, свердловскими властями и компанией), по которому община до конца 2020-го должна была переехать в пос. Косья, а на старом месте оставались священные ступы, куда по соглашению с Качканарским ГОКом продолжат пускать паломников.

В поселке Косья, что лежит у подножия горы Качканар в 240 км от Екатеринбурга общине «Путь Будды» предстоит построить храмовый зал, гостиничный и купольный домики, ступы. Одна ступа уже возведена. Торопиться община не собирается.

Фото: архив ЕТВ.

Противостояние буддистов с «Евразом» и властями длится почти 10 лет. Община писала письмо президенту с просьбой сохранить монастырь, в 2014 году городской суд Качканара принял решение, что храма нужно убрать, в 2016 году судебные приставы постановили, что «Шедруб Линг» нужно снести. Общественность была на стороне буддистов и в их тяжбу с «Евразом» пришлось вмешиваться властям региона, сажать стороны за стол переговоров, и только в октябре 2019 года буддисты подписали спасительное соглашение. Основная причина выселения буддистов с горы — это требование безопасности, ввиду того, что «Евраз» ведет в карьере взрывные работы, разрабатывая породу открытым способом. На освоение в Косье общине через благотворительные фонды выделили 26 миллионов рублей. В настоящее время на пути к храмовому комплексу установлены три КПП охраны, а за деятельностью буддистов в Косье контроль осуществляют правоохранительные органы.

Оригинал материала: «Администрация ЕТВ»

«E1.RU», 01.03.21, «Проигранная битва за гору: уральские буддисты — о войне с «Евразом», миллионах и месте под солнцем»

Они начали строить новый комплекс и обещают закончить монастырь за 300 лет.

Свердловские буддисты начали строить новый монастырь

— Это мудисты, а не буддисты! Ладно хоть по поселку не ходят, — возмущается дядя Вася. — Меня всё удивляет, что сюда приезжают издалека. Из Кемерово были. У вас же там Якутия под боком! До настоящих-то буддистов ближе. А здесь чего интересного ищете? Места силы? Приезжала тут одна женщина из Свердловска. Я ее спрашиваю: «Чем там занимаетесь?» А она мне: «Поделки всякие, медитируем». На горшке можно медитировать! Зачем на гору лезть? Какое там святое место? В интернет посмотри на святые места, не надо никуда ехать, там такую красоту кажут!

Свердловские буддисты начали осваивать земли в поселке Косья. Планов у них по меньшей мере на ближайшие 300 лет
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

200 лет здесь прожили, и никто не знал о буддистах. Этих сказок про места силы я с детства наслушался. Пацанами друг другу рассказывали, здесь же руда титаномагнетитовая — ботинок намагничиваешь и гвозди выдергиваешь подошвой.

Дядя Вася не понимает, зачем буддисты обосновались здесь
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Грандиозные планы на умирающий поселок

Дядя Вася прожил большую часть жизни в поселке Косья, работал на Качканарском ГОКе, сейчас на пенсии. Косья лежит у северного подножия горы Качканар. 270 километров от Екатеринбурга. В 1950-е здесь добывали золото и платину, население достигало 4500 человек. Через 10 лет ресурсы закончились и люди разъехались. Сейчас в поселке осталось около 300 жителей. Кто помоложе да при машине, ездят в город на заработки, пожилые кормятся с земли. Два года назад буддийской общине, которая отстроила храмовый комплекс на горе, предложили перебраться сюда.

Поселок Косья находится на расстоянии 270 километров от Екатеринбурга
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Какие они буддисты? — недоумевает дядя Вася. — Это секта! Общался с одним, а он как зомбированный. Ты ему про мошенничество, а он: «У-у-у, ты зачем так про учителя?!» Неадекватный.

«А по идее, сейчас нормальных нет. Мир с ума сошел»

житель поселка Косья дядя Вася

Правильно, что их с горы выгнали. Породу же надо взрывать, технику безопасности соблюдать. Вот КГОК дал им 26 миллионов, землю отвел в конце поселка. Думаешь, они будут тут что-то строить, когда у них там уже всё есть?

Дядя Вася уверен, что промышленники правильно поступили, выгнав буддистов с горы
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

На самом деле у общины «Путь Будды» в поселке Косья планы грандиозные. Нужно построить храмовый зал, гостиничный и купольный домики, ступы (сооружения, выполненные в сферической форме, выражающие чистую природу ума. — Прим. ред.). Кстати, одну ступу уже начали возводить. Торопиться община не собирается, четких сроков и дедлайнов у них нет. В буддизме вообще стараются не акцентировать внимание на том, с чего всё началось и чем всё закончится. Буддисты пытаются жить здесь и сейчас и нести в мир свое учение, признается член общины Василий Абузаров. Однако всё же он назвал цифру… В 300 лет.

Примерный план строительства комплекса в поселке Косья
Фото: «ВКонтакте», группа «Шедруб Линг» — проекты

Теперь только по выходным

Мы общаемся с Василем в его доме на окраине поселка. Домик ничем не выделяется среди других сотен таких же. Разве что разноцветные флажки с мантрами висят на входе. Внутри же — обычный деревенский дом с печным отоплением. Таких домов у общины еще два. В них тоже живут буддисты со своими детьми. В них же останавливаются путешественники и волонтеры. Отсюда до храмового комплекса на горе Качканар — около шести километров.

Так выглядит дом, где живет Василий с семьей
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Раньше большая часть туристов, волонтеров и членов общины жили на горе, в храмовом комплексе «Шедруб Линг». Но в начале февраля после многолетнего противостояния с компанией «Евраз» община покинула вершину. Теперь религиозный комплекс охраняют представители горнодобывающего предприятия. Буддисты могут подниматься на гору только в пятницу после полудня, а также по выходным. Для путешественников же комплекс открыт лишь по субботам и воскресеньям.

Отличается этот дом от других только флажками на входе
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Главная причина, почему буддисты уступили «Евразу», — это трехстороннее соглашение (между буддистами, свердловскими властями и компанией), по которому община до конца 2020-го переедет в Косью, а на старом месте останутся священные ступы, куда по соглашению с КГОКом будут пускать паломников.

Типичный вид на поселок Косья
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Правда, активное противостояние буддистов с «Евразом» и властями длится по меньшей мере с 2012 года, если не раньше. Тогда община писала письмо президенту России с просьбой сохранить монастырь, ибо его хотят пустить под снос. В 2014 году городской суд Качканара принял решение о том, что храма на горе не должно быть. В 2016 году свердловские судебные приставы заявили, что «Шедруб Линг» нужно снести. И только в октябре 2019 года буддисты подписали спасительное соглашение.

Ребенок гоняется за гусем

Однако полностью отказываться от реликвии община не намерена, комплекс еще не достроен, да и сил с 90-х туда вложено столько, что не подсчитать в деньгах, ведь это общая стройка. «Шедруб Линг», по словам Василия Абузарова, возводили и православные люди, и иудеи, и коммунисты, и денег за это они не получили.

Василий Абузаров, член общины «Путь Будды»
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Эта история началась до «Евраза» и закончится точно не на нём, — таинственно начинает наш собеседник. — Мы же не можем сказать «Евразу», что так нельзя. «Евраз» — это собрание людей, целая компания. Тот, кто принимает решения [о выселении], какую до него доносят информацию, мы не знаем, повлиять на него мы не можем. Приехать к нему и объяснить? Куда нам ехать? В Лондон, Люксембург? Я сомневаюсь, что мы насобираем деньги на билет, получим визу, нас пустят туда вперед коронавируса и еще допустят до самого Романа Абрамовича (он является основным владельцем Evraz, куда входит КГОК «Евраз». — Прим. ред.). Мы делаем всё, что необходимо здесь.

Василий уверен, что вряд ли община сможет донести до главы «Евраза» свою точку зрения
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Вот представьте — ваш ребенок бегает за гусем с палкой, вы видите, что это не очень хорошо. С вашей стороны вы видите, что это просто ребенок, он не понимает всего, у него еще недостаточно знаний. И совершает он такой поступок не от того, что он зло во плоти, а потому что он просто маленький человек, который не обладает в полной мере информацией о мире. Мы же пытаемся огородить этого ребенка с палкой, чтобы он гуся не лупил. Но он не слушает и бегает.

У общины в Косье несколько домов
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Мы интересуемся, как давление на общину может сказаться на «Евразе»? Наш собеседник указывает на действия Росприроднадзора и сразу же оговаривается, что буддисты не контролируют ведомство. И правда — в начале февраля надзорный орган подал иск к «Евраз Качканарский ГОК» о взыскании более 240 миллионов рублей за разлив отходов. Правда, это случилось в 1989 году. Сейчас дело находится в суде.

На безопасном расстоянии

Основная причина выселения буддистов с горы — это разработка Собственно-Качканарского месторождения. А поскольку добыча идет открытым способом, то есть подрывами породы, то людей нужно огородить от взрывов и разлета осколков. «Шедруб Линг» же располагается в санитарной зоне разработки нового карьера.

Основная причина выселения буддистов с горы, по мнению промышленников, — забота об их безопасности
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Василий Абузаров убеждает нас, что взрывы в карьере не несут никакой опасности для тех, кто на горе. Он ссылается на ветерана горного дела Ивана Канисева, который 18 лет трудился на взрывных карьерных работах.

Автор: Буддийская община «Шедруб Линг» / Vk.com

— Эксперт говорит, что максимальное расстояние для разлета осколков — 550 метров. Даже если мы не знаем всех формул, мы можем подумать логически, — предлагает Василий Абузаров. — Чтобы взорвать породу, нужно сделать дырку в земле и заложить туда взрывчатку. Отверстие делает буровая машина. Отгоняют ли ее на 1300 метров, как положено по нормативам? Нет. Эксперт говорит, только на 550 метров. Зачем они будут гонять технику на километр с лишним? Это же деньги и время.

Благодаря буддистам по выходным в поселок приезжает людей больше, чем всё население Косьи
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Как заявляют сами представители «Евраза», карьер будет расти вниз, а не в стороны. И разрабатывать саму вершину горы Качканар они не будут. И скалу Верблюд они тоже не тронут. Объективная реальность говорит, что нет смысла нас трогать. Тогда зачем нам съезжать?

Чтобы разрешить конфликт мирно, буддисты согласились покинуть гору и перебраться в Косью. И понимая, что переезд и стройка нового храмового комплекса — дело затратное, промышленники выделили общине 26 миллионов рублей.

Зачем буддистам миллионы рублей

— Всё, что вы видите вокруг, — это куплено на деньги, которые выделил «Евраз», — объясняет наш собеседник. — Не напрямую, конечно, а через благотворительный фонд. Назначение платежа — добровольные пожертвования. При этом деньги целевые — на уставную деятельность организации, в нашем случае общины. Удивляет цифра 26 миллионов. Почему не 25 или не 27?

На освоение нового места общине выделили 26 миллионов рублей
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Деньги мы получили и пустили их на стройматериалы, машины, погрузчики, инструменты, землю и дома, в которых сейчас живут семьи общины, закупили религиозную атрибутику и напечатали литературу. Были разговоры про миллион рублей, вложенный в валюту. Да, мы поменяли его на доллары, он сейчас в банке. Меняли мы в 2020 году, и все знают, что тогда происходило с рублем. Другой вопрос, почему мы все 26 миллионов не вложили в банк, жили бы сейчас на дивиденды. Ответ простой, наша цель — не зарабатывать деньги, а обеспечивать условия для учения.

Цель общины — не зарабатывать деньги, а обеспечивать условия для учения Будды
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Намерения общины просты: спасти и сохранить. И храмовый комплекс на горе нужно достроить. В Косье уверены, что «Шедруб Линг» должен стать полноценным монастырем, где должны жить четыре монаха. Причем им нужно там находиться постоянно, а это уже подразумевает хозяйственные работы, колку дров, носку воды, кормежку животных. Но на прямой вопрос, хочет ли община оставить себе и землю в Косье, и храм на горе, Василий Абузаров отвечает уклончиво.

На этом месте появится новый храмовый комплекс
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Как мы можем оставить то место, когда оно нам не принадлежит? Без разницы, чей будет храмовый комплекс. Главное — чтобы он сохранялся и эксплуатировался как монастырь. Его для этого начинали строить. Внизу, в Косье, мы тоже будем развивать, построим что-нибудь хорошее. Ступу уже маленькую начали ставить, — заверяет он.

Одинокая ступа
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Наш собеседник верит, что с горы их окончательно не выгонят, ведь разрушение ступ — это не благое деяние, как и бросать их в опасности. Правда, приковывать себя цепями к строениям буддисты вряд ли станут.

— Вернемся к ситуации с ребенком и гусем. Вы же не будете приковывать ребенка к себе? Вот и мы постараемся не приковывать себя к ребенку. Мы каждый раз стараемся объяснить, что, для чего, почему. У нас нет цели вгрызться в это место. Да, оно очень хорошее. Не дать разрушить — тоже хорошая практика, как и попытки научить людей, что опасности нет, — объясняет он.

Такой купольный домик хотят поставить в поселке
Фото: группа «Шедруб Линг» — проекты / Vk.com

Вопросы, на которые у буддистов нет ответа

Переходя от защиты в нападение, наш собеседник указывает на нюансы, на которые община не может получить ответ от «Евраза». Промышленники, по словам Василия Абузарова, не показывают проект разработки с картами, даже тот кусочек, который относится к «Шедруб Лингу». В пресс-службе предприятия E1.RU на этот вопрос ответили: «На Качканарский ГОК никто с таким запросом не обращался. Кроме того, документация под грифом «Для служебного пользования» представляется только контролирующим органам». Второй момент, который смущает общину, — зачем на пути к храму на горе целых два КПП?

Гора Качканар
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— То есть мы, получается, являемся работодателями для этих людей. Там устроена пара десятков человек. Это же много денег. Сколько сейчас средняя зарплата? 30 тысяч рублей в месяц? Даже если по 10 тысяч, не проще ли было сделать один КПП в целях экономии? — спрашивает представитель общины.

Наш собеседник продолжает недоумевать, почему «Евразу» в аренду отдали всю гору Качканар, когда разработка ведется только с одного склона? Следующий вопрос: на месте нового карьера были заповедные леса, рос краснокнижный кедр, а потом лес перевели в статус промышленного и деревья пустили на щепу.

В окрестностях поселка идет вырубка деревьев
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Люди с автоматами

В последние месяцы в общине отмечают давление со стороны властей и силовиков. Так, 12 февраля полиция задержала двух добровольцев из поселка Косья из-за инцидента 19 декабря.

«В ту субботу несколько добровольцев поднимались на гору Качканар от поселка Косья на автомобиле «Урал». Охранники «Евраза» не разрешили им проехать и не открыли шлагбаум, чтобы позволить грузовику развернуться. Предполагаем, что участникам общины приписывают вырубку площадки для разворота грузовика рядом с тем КПП», — писали представители общины у себя в группе во «ВКонтакте».

Тогда же, 12 февраля, свердловская полиция сообщала, что сын основателя «Шедруб Линга» Михаила Санникова Василий написал явку с повинной за спиленные деревья.

По тропе к монастырю с трудом разъедутся два автомобиля
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— В ту пятницу, [12 февраля], в этот дом пришел полицейский с автоматом и в маске, — поделился Василий Абузаров. — У меня тут была жена и 4-летний ребенок. Он зашел, осмотрел всё и увел мою жену на наш юридический адрес, на Ленина, 1а. Ребенок остался один. Там у нее сфотографировали паспорт. Но на этом и всё. Внимание, вопрос: чтобы что?

Наш собеседник признается, что такое было и раньше. В 2019 году в общину приехал на время волонтер из Казахстана. Очень хотел помочь растить картошку на горе и даже купил специальную рассаду. Но в июле в Косью нагрянули участковый, представитель миграционной службы, ФСБ и двое мужчин в бронежилетах, касках и с автоматами. Гражданину Казахстана выписали предписание в течение трех дней выехать из нашего квадрата. Оказывается, что поселок располагается недалеко от закрытого города Лесного и входит в район, где иностранцам нельзя пребывать без разрешения ФСБ.

Медитировать можно и на горшке

Сейчас в Косье живут четыре полные семьи с детьми. У пятой — уже взрослые дети. Кроме них есть еще пять-шесть волонтеров. Итого около 20 человек.

— Периодически к нам приезжают монах Аджан Лугмопа и монахиня Тендзин Янгкьи. Аджан раньше был из общины. Это к высказыванию о сектантах. Сектанты закрываются. У нас же человек уехал в Питерский дацан, оттуда он перебрался в тайский буддийский университет, а позже вернулся в Россию, — говорит Василий. — Монахиня у нас поехала в женский монастырь в Индию, до этого была в Монголии. Все эти высказывания от недостатка информации, поэтому возвращаемся к гусю и ребенку.

Некоторые из общины стали буддистскими монахами
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

На невинный выпад дяди Васи буддист отвечает, что действительно, медитировать можно и на горшке. Тут главное — концентрация. А вот с телефоном уже не то.

— Медитация — это не лишь сидеть в позе лотоса. Кто за рулем, поймет. Вы наблюдаете за дорогой, контролируете движение машины, основное направление мысли — это дорога. Чем не медитация? А уж если мы будем по каждому поводу переживать, мы тут все седыми станем, — указывает Василий на свою бритую голову.

Волки есть, рыси ходят, медведи спят

Дом Василия находится на опушке леса. Рядом — большая парковка, поодаль — туалеты, а дальше между деревьев натянута веревка, на которой трепещут разноцветные флажки. Так обозначена единственная тропа на монастырь. По старой дороге от Качканара давно уже никто не ходит.

К «Шедруб Лингу» ведет только одна тропа. По дороге от Качканара давно никто не ходит
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Отправляемся к КПП «Евраза». Идти приходится около трех километров в небольшую горку. На полпути дыхание сбивается, начинаем чаще останавливаться. Наглядеться на зимний лес невозможно, хоть с каждым метром он теряет свою привлекательность. На тропе шириной метра в два отчетливо видны следы собаки.

— У вас есть разрешение? Туристы могут пройти только по заявкам по субботам и воскресеньям, — машинально тараторит охранник в черном. — В пятницу [подниматься] разрешено только служителям, всем остальным нужна заявка. Она одобряется, к нам приходят бумаги, и всё — проходи.

Красота снежного леса
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

О приближении к КПП предупреждают такие таблички
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

В каждый из выходных через пост, который поставили на полпути к монастырю, проходит по 300 туристов. В субботу, как правило, больше. Многие уже знают, что нужно заранее оформлять заявку. Раньше разворачивали путешественников. КПП, конечно, можно обойти. Но в лесу бурелом, снега по пояс, волки есть, рыси ходят, а вот медведи спят.

По словам охранника, по будням храмовый комплекс опечатывается. Вместо волонтеров, путешественников и буддистов туда поднимаются трое сторожей. У подножия скалы есть второй КПП. У большой ступы на горе стоит третья.

На КПП «Евраза» всегда дежурят по три человека
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Охрана есть также и на территории самого монастыря
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Да никто ничего сносить не будет, — объясняет охранник. — Если обе стороны будут соблюдать соглашения, никто ломать ничего не станет. Будут вот так по выходным мотаться. Они же не пешком ходят. Это технически оснащенные люди, ездят на снегоходах. А вот как долго КПП будет стоять, мы не знаем, но пока тут постоянно должен кто-то быть.

Здесь проверяют пропуска и у туристов, и у представителей общины
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Не надо нам сказки рассказывать

Пропуска у нас нет, да и скоро в карьере начнутся взрывные работы, поэтому спускаемся обратно в поселок. С горки идти как-то даже повеселее. Деревенские с недоверием относятся к приезжим, общаются с неохотой. Но все, с кем нам удалось поговорить, совершенно лояльно относятся к соседству с буддистами.

Местные жители нейтрально относятся к буддистам
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Они нас не трогают, мы — их. Но КГОК правильно сделал, что выгнал их с горы, — начинает Мария. — Они же там заняли земли. Препятствуют работе, почему КГОК из-за них должен страдать? Ладно бы они землю оформили, так нет же, а денежки срубают хорошие. И не надо нам сказки рассказывать, что они ничего не зарабатывают.

Паренек лет 25 признается, что знает Михаила Санникова уже давно. Артём ходил к нему на гору еще в начале 2000-х, когда тот был один. Правда, знакомство остается шапочным, но характерным.

Многие из местных уже давно знакомы с основателем монастыря
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

— Миша — нормальный мужик и выгоды своей не упустит. Хочешь жить, умей вертеться. Знаю, что терки с КГОКом у него начались еще в 2010-х. А потом пошли туристы. Сейчас их приезжает очень много. В прошлые выходные было три автобуса, — делится наш собеседник.

Сейчас туристы не несут практически никакой пользы поселку
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Несмотря на все заверения общины в том, что они привлекают в поселок туристов, местные на этом не зарабатывают. Автобусы проезжают мимо магазинов. Продавщица Галина говорит, что к ней путешественники заходят редко, разве что купить пирожки на обратном пути.

После общения с буддистом Василием Абузаровым хотелось бы говорить о «злом и циничном бизнесе», который отнимает у горстки верующих их святыню, правда, есть большое но. Существенная часть работоспособного населения и в Качканаре, и в поселке Косья, и в других селах, лежащих в радиусе 20–30 километров от КГОКа, работает на «Евраз». Из 40-тысячного Качканара 6 тысяч работают на горнодобывающем предприятии.

Раньше людей кормило Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых руд, на котором и трудился встреченный нами дядя Вася. Сейчас его запасы почти истощены. Новое Собственно-Качканарское месторождение, по предварительным прогнозам, позволит городу дальше развиваться на протяжении 100–150 лет. В ином случае и город, и близлежащие сёла просто будут вымирать.

На горе Качканар появилась будка «Евраза»
Фото: предоставлено Василием Абузаровым

Уже после нашей поездки в «Шедруб Линге» рядом с большой ступой появился еще один вагончик «Евраза». В компании нам объяснили, что КПП рядом с постройками буддистов предназначен для защиты от вандалов. О такой защите поселенцы сами просили промышленников. Просьба отражена в дополнительном соглашении от 12 октября 2020 года, который дополняет первые договоренности от 18 октября 2019 года.

Еще один КПП у монастыря нужен, чтобы ловить людей, которые забрели на территории, где ведутся горные работы. Буддистские постройки сейчас находятся в зоне опасного производственного объекта, где нахождение посторонних запрещено.

Сейчас вся гора Качканар, включая подземные и наземные ресурсы, находится в аренде «Евраза». А то, что разработка ведется только с одной стороны, так правила аренды месторождения руды предполагают санитарно-защитные зоны.

Дорога на поселок Косья
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

А вот краснокнижных кедров, о которых говорил наш собеседник из общины, на горе не нашли, только старый умирающий орешник.

— Перед разработкой месторождения была проведена экологическая экспертиза, по результатам которой краснокнижные кедры на территории не были обнаружены. После этого по распоряжению правительства РФ земли лесного фонда переведены в земли промышленности. Существовавший ранее на горе орешник был старый, сухой и практические не плодоносил. Делового леса на территории тоже практически не обнаружено по факту вырубки, — объяснили в пресс-службе «Евраза».

При этом промышленники заверили, что по согласованию с областным Минприроды они уже начали высаживать лес на отдельных участках. На территории в 248 гектаров в 2021 году «Евраз» посадит сосну и елку, одновременно с этим на площади 1400 гектаров «будут проведены работы по лесовосстановлению согласно законодательству РФ».

Вершина горы Качканар, за которую борются буддисты с промышленниками
Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Иван Шестак