Почему об успешной обкатке новейшей танковой системы в реальных боевых условиях рассказал гражданский чиновник, а не военный?
В интервью телеканалу «Россия 1» министр промышленности и торговли Денис Мантуров вдруг сделал неожиданное заявление, что в Сирии были проведены испытания новейшего российского танка Т-14 «Армата». По

Танки T-14 на военном параде в честь Дня Победы на Красной площади в 2016 году
«Сирийский полигон» министра Мантурова
Министерство обороны России ни о каких испытаниях танков данного типа в Сирии не сообщало. Но раз боевая машина ещё не стоит на вооружении, то формально она в ведении как раз Министерства промышленности и торговли. Кому тогда, как не Мантурову, сообщать об очередных приключениях «Арматы»? И это было бы действительно так, если бы заводские испытатели апробировали возможности танка в оренбургских степях или, скажем, на Камчатке. Но «сирийский полигон» – епархия исключительно Министерства обороны, это зона ответственности военных, им и подчинено всё то, что там стреляет, летает, бомбит и убивает. Какие-либо испытания в Сирии и чего бы то ни было без военных невозможны в принципе. Только ими танки могли быть доставлены в Сирию для испытаний «в боевых условиях»: в сирийский порт Тартус – на большом десантном корабле (БДК) или на авиабазу Хмеймим – на борту тяжелого военно-транспортного самолёта Ан-124 «Руслан». Выгрузка, транспортировка, охрана – тоже компетенция военных. Испытание в боевых условиях также проводят не заводские испытатели, а лишь профессионально подготовленные военные, ни о каких «штатских» заводских испытателях на поле боя и речи быть не может. Но если его испытывали «в тылу», так всё равно война в Сирии такая, на которой линия фронта условна. Однако Минобороны молчит, не только Мантурова не комментируя, но и себя не рекламируя. Хотя, казалось бы, об успешной обкатке новейшей танковой системы в реальных боевых условиях должны были рассказать лица куда более компетентные и значимые, нежели данный чиновник. Например, начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Валерий Герасимов и особенно министр обороны Сергей Шойгу. Более того, «Армата», со всеми проблемами её производства и испытательным циклом, – это вообще-то сфера компетенции заместителя председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова, в недавнем прошлом – заместителя министра обороны, отвечавшего за военно-техническую политику министерства. Или военным (и тому же Борисову) секретность препятствовала? Отчего же секретность не помешала широко распиарить сугубо символическое пребывание в Сирии истребителя Су-57, которое подали как «боевое испытание»? Су-57 официально, кстати, тоже ещё не принят на вооружение. Но ведь лично Шойгу и
Впрочем, есть даже еще более интересный вопрос: о каких испытаниях танка Т-14 в Сирии может идти речь, если на данный момент не только собственно танк, но и вообще ни одна из боевых машин универсальной тяжелой гусеничной боевой платформы «Армата» (тяжелая БМП Т-15, бронированная ремонтно-эвакуационная машина Т-16 и др.) пока ещё не дошла хотя бы до нормальных эксплуатационных испытаний в обычных, а не «парадных», воинских частях? Опытную эксплуатацию, хотя бы и в составе танковой роты, не прошёл (если, конечно, произведённых образцов хватит хотя бы на одну роту) – и уже в заграничную командировку?

Танк T-14 «Армата» выставлен в Кубинке во время международного военно-технического форума, 21 августа 2018
Да и что, собственно, испытывать в Сирии, если у Т-14 там попросту нет полноценного противника, с которым он мог бы «посостязаться», проверив в реальном бою свою огневую мощь, броневую защиту и электронику. Нет там и современных танков – единичные образцы устаревшей техники, имеющиеся у иной стороны, явно не в счет. Нет и должного огневого противодействия: у оппонентов нет ни современной артиллерии, ни ПТУР последних поколений. Нет у противников Асада и авиации, так что в Сирии просто невозможно проверить, насколько Т-14 «Армата» устойчив к атакам с воздуха. Нет электронного противодействия – средств РЭБ у сирийской оппозиции не наблюдается. По сути, там россыпи повстанцев – на джипах с легким стрелковым оружием, а из тяжелого у них – минометы, гранатометы, крупнокалиберные пулеметы. И где там вообще наблюдаются бои, в которых можно было бы испытать новейший танк – именно на предмет его прямого назначения? Что можно испытать на сирийском «полигоне», если там нет полноценного противника, способного оказать реальное противодействие? И какие же в Сирии могут быть цели для дорогостоящей «Арматы», создававшейся для противодействия новейшим модификациям M1 Abrams, Leopard 2A6, Challenger 2 и, отчасти, израильским «Меркавам Mk.4»? Проще говоря, в Сирии у Т-14 нет никакой возможности проявить и показать свои реальные боевые возможности. А уж об отработке там тактики действий против полноценных танковых и мотопехотных подразделений, обладающих средствами РЭБ, имеющих полноценную воздушную и артиллерийскую поддержку, и вовсе речи нет. К тому же испытать единицу или две боевой техники на заморском театре военных действий – это просто смешно, испытывать надо комплекс, систему применения, но этого точно не было (да и быть не могло). Так что возможная посылка «Армат» на испытания в Сирию была бы равносильна тому, как если бы во время Второй мировой войны германские конструкторы, ещё на стадии заводских испытаний, решили бы обкатать секретные прототипы PzKpfw VI «Тигр» или PzKpfw V «Пантера» не где-то, но в боевых условиях белорусских лесов, против партизан.
Версия о возможном испытании в боевых условиях новейшего танкового орудия также не выдерживает критики. На данный момент Т-14 «Армата» оснащают 125-мм гладкоствольной пушкой 2А82-1М. Если верить многочисленным
Но даже если и предположить, что там были те самые новые пушки, ничего принципиально нового относительно особенностей и возможностей этого орудия, его точности и надежности, выяснить или проверить в Сирии нельзя. Известно, что оно может вести огонь как уже существующими боеприпасами этого калибра, так и перспективными – специально разработанными именно для этого танка. Вот только при использовании существующих боеприпасов эффективность 125-мм пушки «Арматы» ничем не отличается от действенности орудий танков Т-72 и Т-90. А что касается «перспективных», так они, насколько можно понять по расплывчатым сообщениям, всё ещё то ли разрабатываются, то ли испытываются. И что нового тогда даст обстрел позиций сирийской оппозиции Асаду снарядами старого образца?
Можно встретить утверждения, что Сирия, мол, даёт прекрасную возможность обкатать Т-14 «Армата» в особых и уникальных климатических условиях, которые могут соответствовать условиям климата потенциальных заказчиков. То есть речь о том, чтобы просто покататься по сирийским просторам? Но российские полигоны дают возможность той же обкатки в любых условиях, куда более жестких и суровых, нежели сирийские.
Да и обеспечение безопасности таких «заморских» испытаний тоже проблема первостепенной важности. Просто задумаемся, какие силы надо было бы задействовать для того, чтобы обеспечить скрытность перемещений, боевое и техническое обеспечение, обслуживание, прикрытие от сил оппозиции и профессиональных диверсантов. Каждый танк должен был бы охранять особый отряд сил специального назначения, воздушное прикрытие обеспечивали бы ударные вертолёты – никак не меньше эскадрильи, да ещё и звено истребителей. И все это для того, как ехидно заметили в комментариях на одном из военных сайтов, чтобы проехать километр, стрельнуть по полуразрушенному дому, в котором вроде бы видели боевиков, потом погрузиться на платформу и убыть в Тартус для погрузки на десантный корабль.
Танк ненужного назначения
Не стоит забывать и про репутационные потери при возможной потере танка – хотя бы и от подрыва на мине или управляемом фугасе, поражения ходовой части – самого уязвимого узла любого танка, и просто от поломки – чего угодно и в любой момент. Не говоря уже про потенциальную возможность захвата боевой машины. Можно напомнить, как в 2015 году во время репетиций парада на Красной площади «Армата», авансом уже объявленная непревзойдённой чудо-машиной, не менее трех раз неожиданно выходила из строя. Причем один раз она сломалась прямо на Красной площади, во время генеральной репетиции парада: до завершения той репетиции её не смогли отбуксировать даже при помощи спецтехники. Да и в ходе репетиций на полигоне в Алабино постоянно возникали проблемы с органами управления агрегатами трансмиссии.
Ко всем важнейшим агрегатам изделия – силовой установке, трансмиссии, прицельному комплексу и иной аппаратуре – вообще было много претензий. Первые изделия были произведены с применением иностранной технологии и импортных комплектующих. Но если сделать демонстрационные образцы удалось, используя запасы импортных деталей, то пополнить из невозможно из-за санкций. С импортозамещением же вышло не так, как планировали, если вообще вышло. Производств, способных реально закрыть потребность в элементной базе и электронных устройствах, в России нет. Как
Применение «Армат» в Сирии – это красивая легенда… Мог быть использован любой полигон, в том числе и с максимальной приближенностью к боевым условиям
Ряд экспертов вообще ставит под сомнение эффективность и жизнеспособность необитаемой башни, управляемой только с помощью электронно-оптических средств. При выходе из строя системы электроснабжения или её элементов (например, от ударного воздействия – снаряда, взрывной волны, при подрыве), танк становится полностью небоеспособным. На Т-14 не предусмотрено приборов с оптическим каналом, а все оптико-электронные каналы системы управления огнем (СУО) расположены на башне, имеют незащищенные зоны и неизбежно будут выводиться из строя при обстреле малокалиберными артиллерийскими системами бронетанковой техники и даже стрелковым оружием…
Далеко не все эксперты склонны верить словам Мантурова о «сирийских испытаниях» танка Т-14 «Армата». Одни полагают, что, если «Армату» и вывозили «за море», то для пропаганды: в обстановке глубокой секретности один-два образца могли доставить через Босфор и Дарданеллы на БДК, выгрузить в Тартусе, доставить на платформе-трейлере на российскую базу, покататься вокруг неё, произвести несколько выстрелов. Куда выстрелить и зачем, уже неважно, лишь бы это было снято красиво и зрелищно – для репортажа, который с помпой покажут в нужное время и на нужном канале, да хоть и 9 мая. Затем всё в обратном порядке: погрузка на тягач-танковоз – порт – загрузка на БДК или иной транспорт.

Президент Владимир Путин с Андреем Териковым, главой «Уралтрансмаша», на предприятии «Уралвагонзавода», 25 ноября 2015
Другие эксперты и вовсе уверены, что всё это лишь «Денискины рассказы»: никаких испытаний «Арматы» в Сирии не было и быть не могло. Так, полковник запаса Виктор Мураховский, бывший танкист, выпускник бронетанковой академии, достаточно деликатно
Может быть, потому и возникла «Сирия»: очень нужна сказочная реклама, чтобы превратить «парадный» танк в как бы боевой. Ведь никто и никогда не купит боевую машину, не состоящую на вооружении собственной армии производителя, да и боевой репутации не имеющую. Всё это сродни испытаниям новейшего (и опять же «не имеющего аналогов») истребителя Су-57, якобы проведенным в феврале 2018 года в Сирии: прилетели на пару дней в Хмеймим, сделали пару полётов под мощным конвоем «настоящих» истребителей, помахали крыльями – и всё. Не было ни противника в воздухе, ни способных их достать систем ПВО, ни противодействия систем РЭБ. Зато теперь можно будет ставить штамп «Испытано в Сирии».
Само же прохождение «сирийского полигона» превратилось в акт чисто пропагандистский и маркетинговый. Можно вспомнить, как Сергей Шойгу, отчитываясь перед Путиным на ежегодном расширенном заседании коллегии Минобороны 22 декабря 2016 года,
Владимир Воронов
Оригинал материала: