Что стоит за скандалом вокруг 8-й Московской международной биеннале современного искусства

31 октября в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась 8-я Московская международная биеннале современного искусства. Forbes Life разобрался, почему мероприятие призывают бойкотировать многие художники, кураторы, сотрудники музеев и фондов. Московская международная биеннале — масштабная выставка современного искусства, проходящая раз в два года, — была основана в 2005 году известным искусствоведом и куратором Иосифом Бакштейном. Летом 2016-го он снял с себя полномочия комиссара биеннале и передал их президенту нового фонда «Биеннале современного искусства» Юлии Музыкантской — приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C.

Письма без ответов

Биеннале-2017 в редакции Музыкантской утратила статус государственного проекта, хотя постфактум Минкультуры и выделило 20,6 млн рублей на образовательную программу проекта. Финансировали выставку частные меценаты. Среди них, к примеру, были компания «Транснефть» и Британский совет. Правда, из-за отказа государства от поддержки проекта (в предыдущие годы власти выделяли на биеннале до 85 млн рублей) его операционный бюджет составил всего $1 млн, писал в материале для портала Russian Art & Culture арт-критик Саймон Хьюит.

Организаторам удалось привлечь трех звездных участников — Олафура Элиассона, Бьорк и Мэтью Барни — и еще 48 художников из 24 стран. Все 213 привезенных на биеннале работ оценивались в $3 млн — приблизительно столько в среднем стоит одна работа Ильи Кабакова, отмечал Хьюит. «Одному богу известно, во сколько обошлось приглашение куратора из Японии Юко Хасэгаву, чей послужной список такой же огромный, как «Петр I» Зураба Церетели. При таком смехотворном бюджете чудо, что выставка все же открылась», — констатировал критик.

Впрочем, довольно быстро выяснилось, что у этого чуда есть и вполне прозаическая сторона. Еще накануне открытия Музыкантская столкнулась не только с привычными для современного искусства финансовыми, но и управленческими проблемами. Сотрудница Биеннале-2017 Елена Рюмина рассказала Forbes Life о текучке в команде проекта: «Текучка кадров — а в команде ежемесячно сменялось по три человека — создавала у зарубежных художников и партнеров Биеннале ощущение хаоса». Рюмина связывает происходившее с личностью Музыкантской. По словам Рюминой, президент фонда «давала взаимоисключающие указания: с одной стороны, хотела быть в курсе всего, что происходит, и просила всегда ставить ее в копию писем, с другой — возмущалась, когда, например, ей было переслано мною письмо от команды Олафура Элиассона о финансовых запросах в связи с монтажом».

«У меня есть доказательства игнорирования писем зарубежных художников, в том числе, по вопросам оплаты по контрактам, которые были заключены, а также по вопросам возмещения страховых выплат в связи с повреждением произведений, — утверждает Рюмина. — Лизелот Франкен, представительница художницы Вики Сомерс, выслала за месяц с 6 марта по 10 апреля 2018 года шесть писем с требованием выплаты страховки за повреждения работ, представленных на Биеннале, но не получила ответа. Ущерб до сих пор не возмещен».

Музыкантская все обвинения в свой адрес отвергает. Рюмина, по ее словам, работала в проекте волонтером всего один месяц, после чего с ней «были вынуждены попрощаться».

Еще в 2018 году с фондом «Биеннале современного искусства» стали активно судиться контрагенты. По данным СПАРК, общий объем требований в 2018-2019 годах превысил 8,7 млн рублей. В апреле 2019-го поставщик техники «Ай Эм Эс» сообщил о намерении обанкротить фонд. Из картотеки арбитражных дел следует, что годом ранее фирма решила взыскать с фонда 2,1 млн рублей за поставку товаров по договору от сентября 2017-го. В июне 2018-го стороны заключили мировое соглашение. А 19 июля 2018 года Музыкантская зарегистрировала новый фонд — «Биеннале актуального искусства», которому перешли права на товарный знак от «Биеннале современного искусства».

Фото Сергея Фадеичева / ТАСС

Неоплаченные счета

В июне 2019 года организационные проблемы устроителей Биеннале оказались в публичной плоскости: на сайте «Фонд биеннале» было обнародовано открытое письмо 14 иностранных художников и сотрудников Биеннале-2017 и одного российского художника с призывом к коллегам не участвовать в выставке в этом году. Авторы утверждали, что до сих пор не получили гонорары за свои работы и столкнулись с хаосом и хамством на стадии подготовки к биеннале. 4 октября 2019 года на пресс-конференции в ТАСС письмо зачитала главный редактор интернет-издания «Артгид» Мария Кравцова (среди учредителей «Артгида» — Антон Белов, директор музея современного искусства «Гараж»).

Музыкантская в октябре заявила Forbes Life, что из 15 подписантов один в биеннале не участвовал, а единственный «пострадавший» из России Валентин Фетисов деньги уже получил (художник продолжает настаивать на обратном). В то же время она признала, что с 13 иностранцами организаторы рассчитались не в те сроки, что были оговорены изначально. Более подробно ответ организаторов Биеннале-2019 представлен в посте на Facebook.

Музыкантская также предоставила редакции Forbes Life отчет аудиторской фирмы «HLB Универс-аудит» о проверке выплат зарубежным участникам Биеннале-2017. Из документа, занимающего одну страницу, следует, что платежи на суммы £13 162, €28 281 и $8330 проводились вплоть до 8 октября и что к 10 октября расчеты были не завершены с Мари-Люс Рене Жан Надаль и Нилом Кетингом. В первом случае художница получила €6066 вместо положенных по договору €9132, во втором — выплаты не были произведены из-за отсутствия договора с художником.

Forbes Life написал всем упомянутым в аудиторском отчете художникам по электронной почте и в Facebook. Откликнулась только норвежская художница Сиссель Толаас. 14 октября она сообщила, что Биеннале не заплатила ей ничего, хотя должна €21 500. Музыкантская объяснила этот факт тем, что платеж Толаас задержан валютным контролем. После того, как художница предоставит актуальную банковскую информацию, средства ей будут перечислены, настаивает организатор проекта. «Дальнейшую переписку с ней ведут наши юристы», — добавила Музыкантская. На следующий день, 22 октября, Толаас пожаловалась Forbes Life на то, что Музыкантская «натравила» на нее адвоката, «вывалив тонны лжи и мейлы с угрозами». «А мы ведь только старались сделать хорошую выставку. Не могу поверить в это дерьмо», — констатировала художница.

По данным «Артгида», выплаты также не произведены еще как минимум в адрес архитектора Самане Моафи.

Снова на скандал вокруг проекта российское арт-сообщество обратило внимание 11 октября 2019-го. В этот день на сайте Colta.ru было опубликовано открытое письмо с призывом провести еще одну, независимую аудиторскую проверку фонда Музыкантской и бойкотировать проект из-за невыполненных финансовых обязательств и токсичной рабочей обстановки внутри команды. Свои подписи под обращением к экспертному совету Биеннале-2019, его спонсорам и участникам поставили более 100 человек, в том числе около 20 кураторов и других сотрудников двух влиятельных частных культурных институций — музея «Гараж», основанного при поддержке Романа Абрамовича F 10, и фонда V-A-C Леонида Михельсона F 1. Директор «Гаража» Антон Белов и руководитель V-A-C Тереза Мавика отказались от комментариев Forbes Life.

Есть среди подписантов письма на Colta.ru и сотрудники государственных музеев, например, куратор ГМИИ им. Пушкина Ольга Шишко и специалист по современному искусству Третьяковской галереи Кирилл Светляков. На территории Новой Третьяковки на Крымском валу при этом и открывается Биеннале-2019. Директор галереи Зельфира Трегулова напомнила Forbes Life, что музей лишь предоставляет проекту Музыкантской площадку и не имеет отношения к организационным вопросам. От других комментариев она отказалась.

«Происки конкурентов»

Музыкантская уверена, что «последние две недели на проект идет [информационная] атака». «Наших партнеров и подрядчиков обзванивают и убеждают не работать с нами. С одной стороны, лестно, когда в тебе видят настолько сильного конкурента. Но то, какие формы приняла конкурентная борьба сейчас, в условиях отсутствия нормального рынка и ограниченного круга спонсоров, готовых поддерживать не классические проекты, — просто свинство», — отметила руководитель «Биеннале актуального искусства».

Она признает существование некоторых финансовых проблем при проведении выставки 2017 года. По ее словам, финансовое положение Биеннале-2017 пошатнула вынужденная смена площадки накануне открытия выставки: вместо Манежа биеннале открылась в пространстве Новой Третьяковки и продлилась четыре месяца вместо одного запланированного.

К Биеннале-2019, по словам Музыкантской, претензий «ни у кого нет». «Наши юристы работают, разбираются с внезапно, вдруг, специально под открытие возникшими претензиями к 7-й биеннале. Идет нормальный рабочий процесс: юристы решают проблемы, мы делаем 8-ю Московскую биеннале», — заключила она.

На Биеннале-2019 Минкультуры в сентябре 2019 года выделило новую субсидию в 8,5 млн рублей. Пресс-секретарь министерства не ответил на вопрос Forbes Life о том, следит ли руководство ведомства за ситуацией вокруг выставки.

Впрочем, основную финансовую нагрузку на себя вновь взяли частные меценаты. Среди спонсоров Биеннале-2019 — Газпромбанк. «Транснефть» и Mercury (ЦУМ). Представитель ЦУМа от комментариев Forbes отказался. Поддерживают биеннале и такие влиятельные меценаты, как фонд семьи Леонарда Блаватника, фонд Стеллы Кесаевой Stella Art Foundation и фонд Гейдара Алиева. Представитель последнего сообщил Forbes Life, что руководство не будет уделять время «историям черного пиара». Представители пресс-службы компании Блаватника HKStrategies и Stella Art Foundation от комментариев отказались.

Накануне золотой лихорадки

На биеннале, которая откроется 31 октября, организаторы возлагают большие надежды. Куратором выставки впервые в своей карьере выступит знаменитый оперный режиссер и сценограф Дмитрий Черняков.

Главный проект — «диалог» работ молодых художников-участников биеннале с 11 картинами из собрания венского музея Альбертина. Среди последних — работы Герхарда Рихтера, Германа Нитча и других известных мастеров. Культурный атташе посольства Австрии в Москве, куратор Симон Мраз сообщил Forbes, что как дипломат он очень рад участию Альбертины в проекте, но как куратор считает, что Московская биеннале по сути перестала соответствовать названию — масштаб биеннале должен охватывать весь город, а подготовка к ней — длиться все два года после завершения предыдущей.

Биеннале (порой и не одна) сегодня проходят практически в каждом крупном городе мира. Эти выставки формируют арт-повестку мегаполисов и подогревают рост рынка современного искусства — только в 2018-м год к году рынок вырос на 6%, до $67,4 млрд, следует из отчета UBS и Art Basel. Венецианская биеннале, Манифеста (проходит в разных городах), Стамбульская биеннале — все эти проекты работают как мощные инструменты культурной дипломатии, привлекают туристические потоки и помогают художникам монетизировать творчество.

В России рынок находится в зачаточной стадии. По оценке агентства InArt, объем рынка современного искусства в России в 2017 году составил €20,3 млн (прогноз на 2018-й — €22,4 млн). В Москве не работает ни один крупный музей современного искусства с собственной коллекцией и не проходит ни одна регулярная выставка, заметная на глобальном арт-рынке. В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов даже не самые крупные ассигнования — вроде тех, что выделяются на Московскую Биеннале — могут приводить к большим скандалам.

Яна Жиляева, Сергей Титов

Оригинал материала: "Форбс"