- СКАНДАЛЫ.ру - https://scandaly.ru -

Деньги не пахнут

Кто поделил российский рынок мусора в 200 млрд рублей

Мусорный бизнес в России всегда был серым и криминальным и по-прежнему остается очень непрозрачным. Мусорные бунты 2017–2018 годов, закрытие опасных полигонов, реформа отрасли и стремительный рост отходов уже привели к переделу этого рынка — не известные никому раньше игроки постепенно выходят из тени. The Bell и аналитический телеграм-канал Trash Economy нашли топ-10 его крупнейших участников: в их числе — сыновья Юрия Чайки, Германа Грефа, Владимира Дмитриева и партнеры Романа Абрамовича.

Как считали: мы отранжировали компании, связанные с транспортировкой и переработкой мусора, по выручке за 2017 год (более поздних данных пока нет) и определили 10 лидеров. Большую часть списка сформировали фирмы, работающие в Москве. И это понятно — на столицу и область приходится примерно пятая часть всех бытовых отходов страны. Более подробно методика рейтинга описана в конце материала.

Эта малоизвестная фирма по выручке обошла в 2017 году даже считавшуюся лидером на мусорном рынке компанию «Хартия» сына генпрокурора Юрия Чайки Игоря.

Кто

У «Вива транс» три учредителя: гендиректор компании Андрей Половинкин и его партнеры Сергей Архипов и Надежда Колосова. Каждому принадлежит чуть больше трети акций компаний. Но хозяином мусорного бизнеса на рынке считают именно Половинкина.

В открытых источниках информации о Половинкине почти нет, а он сам наотрез отказался встречаться с корреспондентом The Bell: «Как только кто-то раскрывает какую-то информацию, сразу от этого страдает», — заявил он по телефону, а еще предложил компенсацию — «лишь бы никаких материалов не выходило». Выезд на место тоже ничего не дал: по адресу «Вива транс», указанному в регистрационных данных, находится наркологическая клиника.

Факты

1. «Вива транс» работает с 2000 года. Компания начинала как строительный подрядчик по земляным работам и сносу зданий крупнейших в те годы московских застройщиков — СУ-155, «Ингеокома», Mirax, австрийской Strabag и турецкой Enka. В числе ее проектов были строительство здания Счетной палаты, «Москва Сити», «Дома музыки» на Космодамианской набережной, торговых комплексов Ikea на Калужском и Ленинградском шоссе, снос московских пятиэтажек и рытье котлованов под корпуса МГУ.

2. Теперь ее главный вид деятельности — вывоз столичного мусора и его утилизация, а в числе клиентов много крупных госструктур. Например, управление Росимущества по Московской области, Московский зоопарк, «Мосводосток» и даже ГБУ «Ритуал». В прошлом году «Вива транс» вывозила мусор со всех южных кладбищ столицы. Она же в самый разгар мусорных бунтов тушила пожары на подмосковных полигонах «Кучино» и «Съяново-1».

3. У Половинкина есть и другие структуры, замеченные в мусорном бизнесе, — например, он владеет фирмой «Сплендер», которая занимается новыми технологиями компостирования отходов. Ее сайт указан основным в карточке ООО «Экотехпром», которое также занимается вывозом мусора и занимает 7-е место в нашем рейтинге. Все это не родственные структуры, а скорее «трест друзей», темнит Половинкин. В 2019 году уже «Экотехпром», а не «Вива транс» получил контракты ГБУ «Ритуал» на вывоз мусора с тех же южных кладбищ Москвы. Половинкин утверждает, что на госконтракты приходится только 1–2% выручки компании «Вива транс».

Самая известная мусорная компания в России принадлежит сыну генпрокурора Юрия Чайки Игорю. «Хартия» появилась в 2012 году — как раз накануне столичного конкурса на 15-летнее обслуживание многоквартирных домов, и сразу получила 2 крупнейших контракта в Северо-Восточном и Восточном округах на общую сумму 42,6 млрд рублей.

Кто

Сначала владельцем «Хартии» считался давний партнер Чайки — Александр Цуркан, но в 2007 году сын генпрокурора признал участие в мусорном бизнесе и довел свою долю в компании до 60%, объявив, что со временем собирается остаться единственным ее владельцем.

Факты

1. 15-летние контракты на вывоз мусора из жилых домов в двух округах Москвы — не единственный бизнес «Хартии». Среди ее заказчиков многие московские и подмосковные предприятия и госучреждения — ежегодно компания, как указано на ее официальном сайте, обслуживает более 2,1 млн человек.

2. Помимо солидного автопарка мусоровозов «Хартии» принадлежит сортировочный комплекс на Алтуфьевском шоссе, купленный в 2015 году, она эксплуатирует и модернизирует полигон бытовых отходов под Угличем, собирается строить экотехнопарк во Владимирской области и арендует крупнейший в столице мусоросжигательный завод МСЗ-4.

3. В прошлом году «Хартия» стала региональным оператором по вывозу бытового мусора сразу на нескольких территориях: в Ногинской зоне Подмосковья, в Туле, в двух районах Тульской области (Киреевском и Щекинском) и на всей территории Ярославской области. Общая сумма 8–10-летних контрактов превысила 61 млрд рублей.

Как и компания Чайки, эта фирма заключила несколько крупных госконтрактов на вывоз мусора в Москве сроком на 15 лет.

Кто

На момент заключения госконтрактов компания принадлежала трем офшорам — двум кипрским и одному с BVI. Идентифицировали тогда всего один — Ervington Investments, бенефициаром которого оказался Роман Абрамович. Но впоследствии миллиардер вышел из мусорного бизнеса, передав свою долю сыну первого замруководителя администрации президента Алексея Громова, Алексею Громову-младшему. Впрочем, через несколько месяцев после сделки тот тоже покинул число владельцев «МКМ-Логистики». В результате цепочки сделок одним из акционеров компании стала «Чистая логистика» сыновей экс-главы ВЭБа Владимира Дмитриева Степана и Павла, а также сына президента Сбербанка Олега Грефа. Другой совладелец — семья многолетнего партнера Абрамовича Александра Чигиринского.

Факты

1. В автопарке «МКМ-Логистики» 130 единиц спецтехники, указано на ее сайте.

2. Мощности позволяют вывозить 3,5 млн куб. м мусора в год, но сколько компания вывозит реально, она не раскрывает. Так же как и параметры сортировочного и перерабатывающего комплексов, которые она была обязана построить по условиям 15-летних госконтрактов. Информации о том, выполнила ли фирма эти обязательства, тоже нет.

3. В апреле 2017 года компания получила контроль в ООО «Региональный оператор «Восток», собирающем отходы в Тульской области, но с запуском мусорной реформы в 2019 году региональным оператором компания ни там, ни в каком бы то ни было другом регионе России не стала.

«Эколайн» — тоже столичный оператор, его зона ответственности — север и центр Москвы.

Кто

Точные владельцы оператора «Эколайн» неизвестны. 50% компании «Лига-транс», которой принадлежит 100% оператора, у гонконгского фонда прямых инвестиций Acmero Capital. Основатель фонда и его управляющий партнер — золотопромышленник Симан Поваренкин. Одна из крупных инвестиций Acmero последних лет — покупка 40% московской сети кофеен «Шоколадница» (ее основным владельцем считается Александр Колобов).

Факты

1. Компания активно занимается продвижением раздельного сбора мусора, постоянно увеличивая количество необходимых для этого контейнеров.

2. Она уже открыла два сортировочных комплекса и помимо традиционных пластика, металла, стекла и бумаги единственная принимает от населения пакеты Тетрапак.

3. Совладелец «Эколайна» «Лига-транс» тоже оказывает услуги по вывозу мусора. Ее выручка в 2017 году составила 331 млн рублей. В группу входят еще несколько компаний: «Эколайн-Воскресенск», ставший региональным оператором Воскресенской зоны Подмосковья (выручка 440 млн рублей), ООО «Радуга» (48 млн рублей), «Эколайн-Владимир», «Лига-гринбокс» и «Экоресурс», созданные в 2017–2018 годах.

Крупнейшая компания по транспортировке и переработке отходов в Санкт-Петербурге.

Кто

С 1981 года ее возглавляет Анатолий Язев, который начал работать на предприятии сразу после института, пройдя за семь лет путь до директора. Сейчас 40% компании принадлежит его сыну Константину. Семья Язевых — одна из богатейших в Петербурге. Младший Язев дважды входил в «Рейтинг миллиардеров» издания «Деловой Петербург» — в 2016 и 2018 годах. Общее состояние Константина Язева оценивается в 2 млрд рублей.

Факты

1. «Автопарк №1» обслуживает кладбища, больницы, НИИ, школы и вузы Петербурга. Помимо автопарка, компания владеет полигоном твердых бытовых отходов «Новый свет» и ремонтным предприятием.

2. СМИ активно начали писать о компании после жалоб сотрудников музея-заповедника «Гатчина», куда начали прилетать огромные чайки и бакланы с мусорной свалки. Власти обещали, что к 2020 году полигон закроют.

3. В 2018 году «Автопарк №1» подал заявку на статус оператора по обращению с отходами, но проиграл. Комитет по благоустройству города заключил два контракта на 10 лет стоимостью 80 млрд рублей с ГУП «МПБО–2».

Первый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Краснодаре, работает в краевой столице и Динском районе. Компания — один из крупнейших игроков мусорного рынка в регионе.

Кто

Владельцы — Департамент муниципальной собственности и городских земель Краснодара и ОАО «КИТ», управляющее гостиницами «Москва» и «Краснодар». Эта фирма принадлежит депутату городской думы Краснодара Вадиму Дьяченко, владельцу девяти местных ЧОПов Алексею Шипулину, тезке руководителя отдела по работе с предприятиями промышленной и туристической отраслей местной администрации Андрею Бритченко и другим физлицам.

Факты

1. Компания обслуживает таможенное управление, МВД, Кубанский госуниверситет, краевые суды, войсковые части, УФСИН, школы и детские сады.

2. Владеет парком в 400 единиц спецтехники. Единственная компания — оператор региона, утвержденная в ходе мусорной реформы, чей тариф на 2019 год остался неизменным с 2018 года (367 рублей за 1 куб. м мусора).

3. Местные жители часто критикуют фирму из-за задержек с уборкой стихийных свалок на контейнерных площадках вверенных ей территорий.

Эта компания предположительно связана с лидером рейтинга Половинкиным — про нее мы вам уже рассказали в самом начале рейтинга.

Еще одно из старейших предприятий Санкт-Петербурга — работает с 1974 года. В числе многолетних клиентов — Русский музей, «Эрмитаж», Михайловский театр, цирк на Фонтанке, Таможенное управление и больница им. Боткина.

Кто

До середины прошлого года крупнейшими акционерами были бывший и нынешний председатели совета директоров предприятия Алексей Коновалов и Андрей Чесноков — «Фонтанка» называла обоих топ-менеджерами структур «Газпрома». Чесноков в 2007–2010 годах действительно возглавлял лизинговую «внучку» «Газпром Межрегионгаза». Вместе с главой «Газпрома» Алексеем Миллером, владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым и главой РЖД Олегом Белозеровым Чесноков входит в попечительский совет Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Коновалов через свою строительную компанию «Топфлор Северо-Запад» входит в круг ближайших знакомых Аркадия Ротенберга. Одним из его партнеров в этой фирме была Ирая Гильмутдинова, супруга основателя Русского афонского общества Константина Голощапова — друга Ротенберга и бывшего главы города Георгия Полтавченко. Впрочем, недавно Коновалов продал свои акции в «Спецтрансе».

Факты

1. Компания ежегодно обслуживает более 1,5 млн жителей, ее доля рынка — около 35%. На предприятии работает более 600 человек, мусор вывозят более 200 спецавтомобилей, парк контейнеров превышает 20 тысяч.

2. Помимо вывоза мусора она предлагает перевозку грузов и экологическое сопровождение, но на утилизацию бытовых отходов приходится большая часть выручки. В середине прошлого года «Автопарк №6» обещал построить автоматизированный мусоросортировочный комплекс и несколько перерабатывающих заводов.

3. Проиграв в прошлом году конкурс на выбор регионального оператора, оператор не сдался: предприятие судилось со Смольным с требованием отменить итоги конкурса по северному лоту. Из-за отсрочки мусорной реформы в городах федерального значения до 2022 года автопарк продолжает работу в прежнем режиме, и все подписанные с ним договоры (а их более 9 тыс.) сохраняют действие по крайней мере до конца 2019 года.

До 2018 года компания обслуживала крупнейшего поставщика бортового питания для авиапассажиров «Аэромар» и Московскую кольцевую железную дорогу. О новых контрактах ничего не известно.

Кто

О владельце компании Вячеславе Романове и ее руководителе Сергее Мельникове никто из опрошенных участников рынка не знает.

Факты

1. Сайт «Вторэкотранса» не обновлялся с 2015 года. Последняя новость рассказывает о запуске сортировочной линии на полигоне «Аннино» в Рузском районе Подмосковья, способной обработать 30% поступающих на захоронение отходов.

2. Но полигон в конце 2016 года был закрыт на рекультивацию, и о его модернизации и расширении в территориальной схеме информации нет.

3. В числе региональных операторов «Вторэкотранс» не значится. По телефонам, указанным на сайте компании, The Bell ответил один из сотрудников, который не пожелал представиться. «В компании все хорошо, работаем», — сообщил он.

Пожалуй, самая непрозрачная компания из столичных операторов по 15-летним контрактам.

Кто

Владельца компании Игоря Черемского с кем только не связывали — например, с вице-мэром Москвы по ЖКХ Петром Бирюковым, но доказательств не нашли.

Факты

1. В декабре 2012 года и декабре 2014 года компания выиграла 15-летнее обслуживание многоквартирных домов Юго-Восточного и Зеленоградскогоокругов столицы.

2. За это город заплатит ей ₽21,8 млрд.

3. А в 2018 году ей удалось стать региональным оператором в Подмосковье (Чеховская зона), Нижегородской и Тульской областях.

Как мы считали

Из списка всех компаний мусорного рынка, получивших лицензию Росприроднадзора на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (по состоянию на 7 ноября 2018 года таких числилось 16 405), мы выбрали:

— только юридические лица (вывозом мусора до сих пор занимается огромное количество ИП);

— только действующие компании (среди лицензированных транспортировщиков отходов несколько сотен находятся в стадии ликвидации или банкротства);

— компании с финансовой отчетностью за 2017 год (у многих вообще отсутствуют данные о финансовых результатах деятельности).

Мы очистили список от крупных промышленных и добывающих предприятий и их «дочек», перерабатывающих и утилизирующих продукцию и сырье своих головных структур и родственных компаний (на промышленные и строительные отходы в России приходится 99% отходов, значительная часть которых перерабатывается).

Все компании были отранжированы по выручке (в расчетах не учитывались прочие доходы, поскольку в отчетности не указывается источник их происхождения).

Антон Баев, Валентина Мызина

Оригинал материала: "The Bell"