Почему проект по созданию отечественного самолета — «убийцы спутников» — оказался на грани срыва

Представители оборонного комплекса сообщили о строительстве нового военного самолёта,получившего рабочее название «Порубщик-2». Он сможет вести радиоэлектронное подавление систем противника, которые обеспечивают навигацию и радиосвязь на земле. Кроме того, по некоторой информации,«Порубщик» может даже глушить спутники. Однако, как удалось выяснить «Нашей Версии», проект находится на грани срыва: самолёта для уникальной системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) просто нет и не ясно, откуда его брать.

О новейшей российской разработке, которая сможет поменять расклад сил на поле боя, было сообщено на прошлой неделе. Речь идёт об уникальной системе РЭБ, устанавливаемой на самолёт, – продолжении проекта Ил-22ПП «Порубщик», который сегодня стоит на вооружении Воздушно-космических сил РФ. Сейчас у России есть три машины такого типа – все они созданы на базе самолёта радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20, впервые поднявшегося в воздух полвека назад. Последняя их доработка была проведена в 2016 году, но сегодня ресурс для модернизации практически исчерпан. Поэтому в ОПК было принято решение о создании новой машины на другой платформе.

Фирменная черта «Порубщика» – способность избирательно воздействовать на сигналы с определённой частотой, не затрагивая другие. Самолёт глушит чужие сигналы, не перебивая свои. Принцип действия машин таков: подняться на высоту, просканировать все имеющиеся радиосигналы, выявить частоты, на которых работают передатчики противника, после чего выбрать среди них наиболее важный диапазон и включить аппаратуру постановки помех. Самолёт накрывает участок в несколько десятков километров и полностью глушит или серьёзно рассеивает радиосигналы противника.

Глуши и слепи

«Порубщик» способен эффективно бороться не только с наземными целями, но и с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами ПВО, а также беспилотной авиацией. Дополнительно он способен ставить помехи для средств поражения, которые могут быть применены в его сторону.

«Порубщик-2» будет обладать всеми качествами его предшественника, однако при этом сможет глушить ещё и сигналы со спутников. Ожидается, что перспективный российский самолёт радиоэлектронной борьбы сможет осуществлять радиоэлектронное подавление любых целей – наземных, воздушных, морских и космических. По данным из открытых источников, при создании штатной системы РЭБ самолёта «Порубщик-2» применялись технические решения, значительно повысившие его боевые возможности по сравнению с комплексами предыдущих поколений.

Потому, по мнению экспертов, с помощью новой разработки можно будет подавить любую спутниковую группировку потенциального противника, включая США. Правда, для этого отечественным ВКС понадобится закупить не менее четырёх эскадрилий самолётов «Порубщик-2». Да, это дорого, но на нужды армии средств нынче не жалеют, тем более когда речь идёт о новейшей системе вооружения.

Казалось бы, её нужно срочно начать производить. Тем более что эскизный проект этого нового самолёта радио­электронной борьбы уже готов – в ближайшее время ожидается начало опытно-конструкторских работ. Однако, как выясняется, разработчики столкнулись с серьёзными проблемами. Дело в том, что новая система имеет настолько большую аппаратную базу, что ей потребовался самолёт-носитель с большим внутренним объёмом фюзеляжа, чтобы разместить всё сложное оборудование на борту. К тому же воздушная платформа комплекса должна обеспечивать достаточную мощность электропитания, чтобы это оборудование работало, а также «уметь» взлетать и садиться на необорудованные военные аэродромы. И вот теперь оказалось, что подходящего самолёта в России просто нет. Более того, в ближайшее время ОПК не сможет создать перспективный средний военно-транспортный самолёт, который подошёл бы под нужные характеристики.

Сергей Денисенцев, эксперт Центра анализа стратегий и технологий:

– Сейчас рано говорить о «Порубщике-2» как о серьёзном проекте. Система всё ещё является перспективной разработкой и информации о её возможностях крайне мало. По всей видимости, главной его задачей, как и у предшественника, будет глушение систем связи. Несомненно, у российских оборонщиков в этой области РЭБ есть серьёзные наработки. Но для успешной работы данной системы этого недостаточно, здесь крайне важен и сам носитель. По всей видимости, эту систему в ближайшее время будет некуда разместить, а когда появится необходимый планер, неизвестно.

Не на чем летать

Данное обстоятельство способно серьёзно притормозить программу разработки, испытаний и принятия на вооружение «Порубщика-2». Эксперты считают, что из-за отсутствия носителя окончательные сроки готовности нового «Порубщика» будут сорваны.

Говоря конкретно, для «Порубщика-2» необходимо создать новый средний военно-транспортный самолёт.

Прежде отечественная оборонка несколько раз сообщала о планах создания такого воздушного носителя, но каждый раз различные обстоятельства мешали их реализовать, и проект задвигали в долгий ящик.

Долгое время для Вооружённых сил это не было критично, поскольку военные использовали (и продолжают использовать) антоновскую линейку военно-транспортных самолётов, в том числе Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Украинские самолёты отвечали всем потребностям, тем не менее периодически появлялись предложения создать собственный средний военно-транспортный самолёт. Первый такой проект стартовал ещё в самом начале нулевых – им занималась корпорация Ил. Но тогда они столкнулись с проблемой отсутствия денежных средств на создание новой машины. Позже ситуация усугубилась ещё и тем, что Минобороны России, вместо того чтобы поддержать ильюшинцев, сделало ставку на проект разрабатываемого совместно с Украиной Ан-70, который в итоге также не был реализован.

В прошлом году на «Ильюшине» в инициативном порядке началось проектирование совершенно нового самолёта, ныне известного как Ил-276. Эту идею поддержали в правительстве и Кремле. Самолёт видится своим создателям как машина, занимающая по грузоподъёмности промежуточное положение между перспективным лёгким транспортным самолётом Ил-112 и тяжёлым «ветераном» Ил-76. При этом Ил-276 имеет более короткую, чем у Ил-76, но абсолютно такую же в сечении грузовую кабину, что подходит для размещения комплекса РЭБ. Однако до завершения проекта ещё далеко, а это значит, что новый комплекс радиоэлектронной борьбы, который уже поспешили разрекламировать, пока что будет оставаться на земле.

Справка

Ил-276 также известен под обозначениями МТС – многоцелевой транспортный самолёт и СВТС – средний военно-транспортный самолёт. Это проект тактического военно-транспортного самолёта, разрабатываемый компанией «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина». Этот военно-транспортный самолёт относится к категории средних. Грузоподъёмность – 12 тонн на дальности до 3700 километров, 20 тонн на 2 тыс. километров, или до 90 десантников. Скорость – до 870 километров в час, потолок – 12 километров. Стоимость одной машины предположительно 35–40 млн долларов. Идеальный вариант в качестве платформы для «Порубщика-2». Одно из главных преимуществ перед Ил-22ПП – турбовентиляторные двигатели, более мощные и экономичные, чем турбовинтовые.

Александр Степанов

 

 

Оригинал материала: "Наша Версия"