Контролирующие органы выявили 113 случаев грубейших нарушений технологий, гигиены и санитарно-эпидемиологических норм в ресторанах быстрого питания «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и KFC

Три крупнейших фастфуда страны кормили посетителей бургерами, а заодно и кишечной палочкой с яйцами глист. Причём блюда готовили не имеющие прививок и не прошедшие медосмотр повара. К таким выводам приходит Роспотребнадзор в своих отчётах за 2017-й, которые изучил Лайф. В прошлом году инспектора посещали «Бургер Кинг», «Макдоналдс» и KFC 113 раз и в половине случаев нашли нарушения санитарных норм. Закусочным выдали десятки предписаний и выписали штрафы на миллионы рублей. Но люди по-прежнему пишут в соцсетях, как травятся после посещения забегаловок, так что эти меры, похоже, не слишком-то эффективны. О том, что угрожает среднестатистическому россиянину при походе в фастфуд, и какие блюда опаснее всего, — в расследовании Лайфа.

Яйца глист, салат и лук…

Фото: © Pixabay

Вредные бактерии и микроорганизмы находили в «Макдоналдсе» и «Бургер Кинге». Вот что пишет жительница Нижнего Новгорода на одном из форумов.

— Посетив заведение в ТЦ «Жар-птица», я получила сильнейшее отравление от просроченного мяса. Мне пришлось вызвать врача и уйти на больничный с высокой температурой, — пишет про «Бургер Кинг» одна из посетительниц. — Я собираюсь заявить в Роспотребнадзор, раз они не контролируют свои заведения.

Инспекторы саннадзора по всей России, впрочем, и так практически не покидают «Бургер Кинг». За год они приходили туда чаще, чем в «Макдоналдс». Из 60 проверок 34 нашли нарушения. Существенная их часть — из-за превышения количества микроорганизмов в готовых продуктах.

Больше всего досталось салату «Микс» из зелени, моркови и свежего томата. Так, управление санитарного надзора в Курске нашло в нём колиморфные бактерии (бактерии группы кишечной палочки) в количестве, превышающем норму. Овощные салаты из «Макдоналдса» немногим лучше: в тульском ресторане сети обнаружили превышение аэробных и факультативно анаэробных бактерий.

Тула, кстати, вообще какой-то «несчастливый» для фастфуда город. В апреле 2017 года в тульском «Бургер Кинге» проверяющим не понравилось местное пиво. Они признали его не соответствующим правилам безопасности пищевой продукции по стандартам Таможенного союза. Но больше всего проверяющие «любят» самарский фастфуд. В 2017 году они наведывались туда 17 раз, что на порядок выше остальных региональных закусочных. Однако статистически больше всего проколов нашли в столичных фастфудах — потому что их концентрация в столице выше, чем в регионах.

Но больше остальных, пожалуй, отличилась Республика Адыгея. В местном «Макдоналдсе», расположенном на окраине Краснодара в ТЦ «Мега», обнаружили яйца глист и кишечных цист. Попадая в человеческий организм, глисты буквально начинают поедать носителя. При этом они выделяют токсины — продукты своей жизнедеятельности. Порой они способны повредить внутренние органы — лёгкие, желудочно-кишечный тракт, печень, иногда и мозг. Кишечные цисты, или амёбы, — тоже удовольствие не из приятных. Попав во внутренние органы, они провоцируют гнойный процесс и дизентерию.

О том, на каких продуктах нашли этих существ, рассказал местный Роспотребнадзор.

— У них в обороте находилось 48 килограммов [листового] салата «Айсберг» производства ЗАО «Белая дача трейдинг», — сообщил Лайфу источник в Роспотребнадзоре по Республике Адыгея. — Отправили в лабораторию Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея. Там обнаружили яйца глист и кишечные цисты. Остаток от партии (23 кг) снят с реализации, испорченный салат уничтожили.

Опасность распространения подобных микробов через фастфуд заключается в том, что они способны отравить сразу много людей.

— 24 февраля в Красногорске в ТРЦ «Красный кит» съела бургер на чёрном хлебе. На следующий день получила тяжёлое отравление. Был выходной день, народу было очень много. Интересно, сколько человек ещё отравилось? — задаёт вопрос Наталья из Подмосковья.

Неизвестно, из-за чего именно отравилась Наталья, но её опасения насчёт бургеров могут быть не напрасны. Минувшей осенью в чизбургере и чикенбургере из екатеринбургского «Макдоналдса» обнаружили кишечную палочку, сообщил Лайфу источник в Роспотребнадзоре.

Кадры мешают все

Фото: © Flickr/stratman² (2 many pix!)

Наверное, бактерий в еду попало бы меньше, окажись сотрудники фастфудов чуть опрятнее. Особенно ярко эта проблема вырисовывается на фоне приближающегося чемпионата мира по футболу, спонсором которого объявлен «Макдоналдс». Основное внимание Роспотребнадзора оказалось привлечено как раз к санитарному состоянию помещений. Выяснилось, что в них плохо убирали, пренебрегали элементарными нормами гигиены. В белгородском и рязанском «Бургер Кинге» даже живут колонии тараканов.

Вопросы у инспекторов вызвало и здоровье поваров. Больше всего проблем с медобследованием в Оренбургской и Свердловской областях. У десятков сотрудников местных фастфудов нет прививок от брюшного тифа, клещевого энцефалита, гепатита и других опасных болезней. Их не обследуют на стафилококк, кишечные и прочие инфекции, хотя должны делать это каждый год.

Отдельный блок связан с хранением продуктов, несоблюдением температурного режима. У «Бургер Кинга» с этим были проблемы в аэропорту Внуково, а у KFC — в Волгоградской области.

Десятки директоров региональных ресторанов получали за нарушения административные штрафы и предписания, однако ситуация меняется слабо. Источник в Роспотребнадзоре свидетельствует, что картина по фастфудам одинаковая из года в год.

Каждый из ресторанов имеет миллиардные обороты, которые приносят миллионы клиентов. Однако за все косяки закусочные получают штрафы, исчисляемые лишь тысячами рублей. За год штрафы сложились в миллионные. Но в масштабах прибыли каждой сети они кажутся мизерными. Подробности смотрите в инфографике.

«Макдоналдс» управляется одноимённым юрлицом со штаб-квартирой в Нидерландах. В России у него 646 ресторанов. Сеть KFC работает в России под управлением ООО «Ям ресторантс Раша» — кипрской дочки американской корпорации. Контролирует более 500 ресторанов. «Бургер Рус» — также совместное с зарубежными партнёрами предприятие. У него более 400 точек.

В «Бургер Кинг» инспекторы приходили чаще всего (60 проверок), зато в «Макдоналдсе» забраковали большее количество продукции. Туда приходили 40 раз, по итогам 18 проверок нашли нарушения. Меньше всех досталось KFC — его посещали всего 13 раз, и пять проверок обнаружили проблемы.

Лайф направил запросы всем трём героям публикации. На момент сдачи заметки ответили только в KFC. Там говорят, что каждый «антисанитарный» случай становится предметом сурового служебного расследования.

— KFC выявляет и оперативно реагирует на жалобы гостей. Каждая жалоба регистрируется и проходит многоступенчатую проверку, о результатах которой гость обязательно узнаёт. Подход к каждому определяется индивидуально в зависимости от ситуации. В случае критичных инцидентов мы незамедлительно инициируем дополнительную проверку в ресторане, проводим детальное расследование, — сообщили Лайфу в пресс-службе сети. — По их результатам формируется список обязательных мер, которые должен предпринять конкретный ресторан в случае выявления нарушений.

Если вы отравились в фастфуде

Фото: © Public Domain Pictures

Фастфуды не особенно торопятся устранять нарушения. Существующие штрафы не способны на них повлиять. В этом уверен руководитель общества защиты прав потребителя «Потребнадзор» Александр Виноградов.

— Потребители остаются один на один со своими проблемами. Потому что Роспотребнадзор работает неэффективно, а штрафы для таких крупных сетей просто мизерные и не способны их испугать, — рассказал Лайфу Виноградов.

Виноградов рассказал, как поступать клиенту, если он отравился в фастфуде.

— Обязательно сохраняйте чеки. Если есть подозрение, что вы отравились именно в ресторане быстрого питания, они понадобятся. Дальше идёте в больницу или вызываете врача, — советует эксперт. — Если это крупные сетевики, звоните на их горячую линию, чтобы там зафиксировали и записали обращение. По результатам анализов, если отравление подтверждается, пишете претензию ресторану. Например, если из-за отравления вы пропустили три рабочих дня, требуйте компенсации недополученной зарплаты за это время. Если ресторан откажется добровольно удовлетворять вашу жалобу, обращайтесь в суд.

Алексей Веларов

Оригинал материала: "Лайф"