Вице-премьер Санкт-Петербурга превратил строительную отрасль города в площадку для своего собственного пиара
Некомпетентность нынешних наших чиновников может соперничать разве что с их самодовольством. 9 августа сего года в Санкт-Петербурге состоялось торжественное сверх разумной меры открытие (после тяжелой и продолжительной реконструкции) спортивного комплекса ОАО «Метрострой» на Левашовском проспекте. По этому эпическому поводу туда съехались лучшие люди культурной столицы: вице-губернатор Игорь Албин, президент Союза строительных объединений и организаций СПб (ССОО) Александр Вахмистров и другие ВИПы. В качестве радушного хозяина их приветствовал широко разведенными в стороны руками, будто он только что поймал огромную щуку, генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров. На открытии было сказано много всего пафосного. Что «заниматься там будут и взрослые, и дети» (а кто, собственно, еще?). И что «символично, что открытие пришлось на дни Олимпиады в Рио» и «в канун Дня строителя» (любимый допинг российского строителя мы все хорошо знаем).
А еще через два дня, 11 августа, каким-то совершенно волшебным образом конкурс на завершение работ по возведению спортивной арены на Крестовском острове — этого величайшего долгостроя — выиграло то самое ОАО «Метрострой», руководитель которого так хлебосольно встречал дорогих во всех смыслах гостей. (И не только потому, что по «Метрострою» ведутся проверки и уголовные дела и им в этом может, чем-то помочь бывший сотрудник МВД вице-губернатор Албин-Слюняев)
И вот уже 12 августа хлебосольный его гендиректор Вадим Александров произнес историческую фразу (об этом общественность уведомил аппарат вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина): «Стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге МОЖЕТ БЫТЬ ГОТОВ к 10 декабря 2016 года». (интересно, что сейчас по этому поводу может сказать гендиректор «Метростроя», когда слегка уже вник в проблемы стадиона и разобрал их причины).

Вице-премьер Санкт-Петербурга превратил строительную отрасль города в площадку для своего собственного пиара
Вот это здорово! Может, будет готов, а может, нет. Господину Александрову и явно симпатизирующему ему господину Албину, возможно, не известно, что в случае срыва сроков сдачи объекта Санкт-Петербург лишится права проведения матчей на Кубок конфедераций в 2017 году. Уже сейчас поговаривают о том, что эти матчи перенесут в Лужники (реконструкция главного стадиона страны по своим темпам и эффективности опережает питерские мучения примерно так, как Фелпс на водной глади опередил бы Муму). И это стало бы оглушительной пощечиной всем патриотам города на Неве, в число которых входят первые лица государства и примкнувший к ним Мутко.
Во имя Аида, почему «Метрострой»? Вон и господин Александров норовит мягкой землицы из тоннеля подстелить: дескать, стадион для нас объект непрофильный, но интересный (да и завезенные из Костромы в комитет по строительству СПб «специалисты» не профессионалы, но научатся). Для непосвященных поясним: сегодня в России «интересный» — это когда денег немерено. Присутствовавший на стройплощадке Мутко выразил смутные сомнения и робкие опасения, после чего умолк, возможно, опасаясь, что его пригласят посмотреть на свет в конце тоннеля. Наверняка он увидел, что стадион уже превратили в учебный центр отработки PR-технологий Албина-Слюняева.
Но если кто и не терял самообладания в этой атмосфере кубического бардака и круговой поруки, так это сам вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, в девичестве Слюняев. Судя по совершаемым им кульбитам, это человек без вестибулярного аппарата, зато с железной волей. Когда строительство, спотыкаясь, уже вроде бы вышло на финишную прямую, Албин неожиданно решил поменять главного скакуна. И выставил своего фаворита — темную метростроевскую лошадку, причем на тех же, в принципе, финансовых условиях, которые запрашивал снятый с пробега подрядчик. Операция, мягко говоря, рискованная.
Албина отговаривали не менять коней на переправе как только могли. «Мы прекрасно понимаем, как ужесточены требования ФИФА по безопасности, мы понимаем, что меняются нормативы в связи с макроэкономическими показателями», — заявил Спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров, объясняя удоражание проекта для прежнего подрядчика. «Вы представляете, какое огромное количество документации и прочего всего нужно понимать, освоить, чтобы все это активно продолжалось? Не говоря о том, что этот стадион — уникальный сам по себе и представляет сложное инженерное сооружение, где и электроника, и техника, и так далее», — возмутился известный в футбольном мире специалист — президент группы компаний «Футбол маркет» Юрий Белоус.
И здесь уместно добавить и кто в итоге за весь этот кошмар, устроенный вице-губернатором Албиным, будет отвечать? Александров?
Зато Албин сразу стал главным питерским ньюсмейкером, затмив даже Шнура и Хорошавина. Он привозит на стадион бригады телевизионщиков и красуется перед ними в строительной каске с неестественной мимикой и жестами. А по городу ходят разговоры, что вице-губернатор просто устроил рейдерский захват стройки, поменяв одну строительную компанию на другую, по неким личным причинам более ему симпатичную, хотя и неопытную. И вот тут какая еще любопытная деталь, на которую обращает внимание газета «Деловой Петербург». Мало того, что деньги на достройку стадиона снова выделяет мэрия (между прочим, предыдущий подрядчик просил меньше средств, чем собираются передать новому), Албин понуждает строительные компании города (из тех, кто получает госзаказы), перечислять деньги на счета нового подрядчика, а также задарма делиться с ним «рабсилой». Просто «палата № 6», и все смотрят и молчат? Потому что его друг губернатор Полтавченко ? И кто знает, куда пойдут эти неучтенные средства?
Если кого интересует политическая карьера Албина/Слюняева — сделайте пару кликов в Интернете. К примеру, вот какой вырисовывается психологический портрет этого видного государственного деятеля, который мы нашли в недрах мировой паутины. «Не избегает быть на виду, упорен в тех делах, где видит личную заинтересованность. Может проявлять невыдержанность, властен. За необходимую работу берется в последнюю минуту, чем обрекает себя на губительную спешку. Решения зачастую принимает поспешно, о чем нередко сожалеет… Ему не хватает дипломатичности в отношениях. Застревая в деталях работы, не всегда укладывается в срок. Способен игнорировать социальные условности и авторитеты. Любит знаки внимания со стороны людей.
С пренебрежением относится к моральным ценностям. Может быть самоуверенным, самодовольным, жестким. Ради собственной выгоды может совершить поступок, отклоняющийся от социальных норм. Контакты поверхностны и нестойки. Выявляется тяга к риску и острым ощущениям. Небрежно относится к сигналам, свидетельствующим об опасности».
Эка невидаль, скажет искушенный в народной политологии читатель. Да эту психологическую маску можно нацепить на каждого второго-третьего, включая… Но вот еще одна деталь в психологической характеристике Игоря Албина, выставленной в Сети: «Ориентирован в большей степени на внешние события и свой PR». Кто скрывается за этими двумя латинскими буквами в нашем конкретном случае?

Албин стал главным питерским ньюсмейкером, затмив даже Шнура и Хорошавина. Он привозит на стадион бригады телевизионщиков и красуется перед ними в строительной каске с неестественной мимикой и жестами.
Оказывается, пиаром Албина занимаются сразу целых две творческие группы. Одна — под руководством пресс-секретаря чиновника Елены Михиной — занимается официальной стороной дела, пресс-релизами, организацией мероприятий и т.п. Их можно условно назвать питерскими, хотя, конечно, чисто условно — сама Михина, к примеру, из Тихорецка («Вагончик тронется, перрон останется»). В эту группу входят еще ее коллеги А. Пушкарская, С. Алашевская, а также «специалист по соцсетям» некий Н. Камнев, известный в этих самых сетях, если верить блогерам, под ником «Фима-психопат». Вторая группа — это выходцы из Костромы (где Албин служил Слюняевым) под командованием уже бывшего пресс-секретаря губернатора Иветты Андреевой.
Симпатизанты Албина утверждают, что вторую, так сказать, нештатную, группу вице-губернатор содержит на личные средства. Оппоненты возражают, что, если у чиновника имеются такие серьезные личные средства, неплохо было бы обнародовать их происхождение. Ведь когда-то это придется сделать, когда тема со срывом сроков стадиона достигнет апогея.
Представители обеих групп постоянно обвиняют друг друга в непрофессионализме и сопутствующих пороках, борются за место под шефом и попеременно вступают с ним в напряженные творческие сношения. Но, судя по всему, все креативные задумки питерской группировки погрязли в неразберихе . А «костромичи» потратили лучшие годы жизни на то, чтобы доказать, что сын Албина-Слюняева — Александр Хотин (у них в семье с фамилиями покруче, чем у исландцев) никогда не вступал в «интимные отношения с курами», как о том сообщалось на его персональной странице «Вконтакте». Общими усилиями команды страничка, где нахлобучивали бедную курицу вроде была удалена (не без усилий сотрудников МВД). Жуткая и запутанная история, там сам петух ногу сломит.
Резюмируя сказанное, сегодня многочисленную пиар-свиту Албина волнует, похоже, совсем не то, состоится ли в Петербурге Кубок конфедераций. Они никак не могут решить, как называть в переписке своего шефа так, чтобы враг не догадался: «светлое имя» или «славное имя»? Сражаются, можно сказать, за кубок поважнее – похвалу самого Албина. Назовите его Хорошавиным 2.
Андрей Комаров