09.08.2016

Государство не знает, как спасать «Уралвагонзавод»,  долги которого при руководстве Олега Сиенко растут почти в геометрической прогрессии

8bfd93495956266847187a18b8b34bdb_XLВласти, кажется, придумали, как спасти «Уралвагонзавод» («УВЗ»). Его огромный кредит «Альфа-банку» рефинансирует Газпромбанк, который, в свою очередь, получит госгарантии почти на 15 миллиардов рублей. Правда, для этого нужно, чтобы банк Михаила Фридмана отозвал свой иск о банкротстве госпредприятия. Сам по себе многоходовой план довольно необычен для российской действительности. Но куда больше удивляет то, как могущественный российский оборонный гигант дошел до предбанкротного состояния.

Санировать нельзя банкротить

Минпромторг нашел выход для «УВЗ». Многомиллиардный кредит госкорпорации будет рефинансирован, а новый кредитор получит госгарантии почти на 15 миллиардов рублей. Правда, это еще не окончательное решение. Расставит точки над i правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

То, что государство будет спасать «Уралвагонзавод», никогда не вызывало сомнений. Корпорация идеально подходит под известное английское выражение: «to big to fail» (эти слова применяют к системно значимому учреждению, банкротство которого будет иметь непредсказуемые и печальные последствия). «УВЗ» — это холдинг, в который входят десятки заводов, где работают десятки тысяч людей. «УВЗ» — это оборонный гигант, производящий знаменитые на весь мир российские танки. В конце концов это легендарное предприятие, которое внесло значительный вклад в победу СССР во Второй мировой войне.

История финансовых проблем «УВЗ» вызывает несколько вопросов. Например, почему государство только сейчас взялось за санацию корпорации, ведь лихорадит ее не первый год? Или, почему «Уралвагонзавод» стал одним из главных российских должников? Ведь его обязательства перед кредиторами составляют 200 миллиардов рублей. Для сравнения, сопоставимую, хоть и большую сумму в свое время была должна ушедшая в мир иной «Трансаэро». И почему вообще возникли проблемы у холдинга, которого всегда называли «любимчиком» российской власти и получающего огромные, хлебные госзаказы?

А «А» — все равно!

«Альфа-банк» собрался банкротить «УВЗ» еще в мае прошлого года. Известно, что эта кредитная организация всегда очень жестко ведет себя со своими должниками. Но сообщение о таком шаге в сторону «Уралвагонзавода» все равно удивило. Корпорация поддерживается на самом высоком уровне, и дело даже не в том, что она на 100% принадлежит государству. «УВЗ» стал символом нового политического вектора, когда предпочтение отдается мужикам с заводов, которые, если что — приедут и разберутся с неугодными властям людьми.

Сиенко Олег Викторович - генеральный директор АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Фото: http://www.uvz.ru/

Сиенко Олег Викторович — генеральный директор АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» Фото: http://www.uvz.ru/

 

И вообще, как можно банкротить холдинг, у которого многомиллиардные госзаказы. «УВЗ» производит не только танки, но и вагоны, а государство в кризисные времена поддержало вагоностроителей, обеспечив их заказами от РЖД. Впрочем, «Альфа» относится к тем российским компаниям, что придерживаются политики, хорошо описываемой другим английским выражением: «Nothing personal, it’s just business» (ничего личного – это просто бизнес). Но, возможно, дело в другом.

Обращает внимание еще один факт. Деньги «Альфа-банк» изначально требовал не самого «УВЗ», а с его дочек: «ЧТЗ-Уралтрак» и «Технопарк «Тракторозаводский», всего – около 7 миллиардов рублей и 30 миллионов долларов. Материнская же компания была поручителем по этим кредитам. После этого госкорпорация попросила госгарантии на 60 миллиардов рублей. Заодно заявив, что как только перекредитуется, то перестанет работать с «Альфа-банком». Однако больше года этот воз не двигался с места. И выяснилась поразительная вещь: государство не спешит помогать своему любимцу.

Прошла любовь, завяли госзаказы?

Забавно, что пик финансового противостояния «УВЗ» и «Альфы» пришелся на май прошлого года. Именно тогда «Уралвагонзавод» пережил одну из самых неприятных страниц в своей истории. 7 мая 2015-го. 2 дня до 70-летия Победы. Красная площадь, репетиция парада, в которой участвует гордость российского оборонпрома: детище «УВЗ» — танк «Армата». Новейшая боевая машина, превосходящая иностранные аналоги, предмет зависти других держав, в общем, гордость российского оружия.

Танк глохнет прямо на главной площади страны. Хорошо хоть репетиция, а не сам парад. Вице-премьер Дмитрий Рогозин потом объяснил, что экипаж просто не привык к новой технике. Какой была реакция Кремля – можно только гадать. Но, скорее всего, ничего хорошего для «УВЗ» в ней не было. Чем такое ЧП могло грозить руководству завода в советские времена – об этом не хочется даже и думать. Так стоит ли удивляться тому, что уведомление о том, что «Альфа» хочет банкротить «Уралвагонзавод» было опубликовано меньше, чем через 2 недели после инцидента с «Арматой»? Впрочем, быть может у банка как раз в этот момент и кончилось терпение, как знать…

Власти, кажется, придумали, как спасти «Уралвагонзавод» («УВЗ»). Его огромный кредит «Альфа-банку» рефинансирует Газпромбанк, который, в свою очередь, получит госгарантии почти на 15 миллиардов рублей

Власти, кажется, придумали, как спасти «Уралвагонзавод» («УВЗ»). Его огромный кредит «Альфа-банку» рефинансирует Газпромбанк, который, в свою очередь, получит госгарантии почти на 15 миллиардов рублей

 

Однако именно тогда и стало окончательно понятно, что «Уралвагонзавод» из любимца первых лиц российской элиты превратился в «гадкого утенка» российской промышленности. Сигналы были и раньше. Еще в позапрошлом году в Военно-промышленной комиссии (это орган, отвечающий за политику в области производства вооружений) заявили, что цена танков «Армата» слишком высока. А вскоре иностранные СМИ сообщили, что Минобороны намерено сократить заказы танков у корпорации из Нижнего Тагила.

Пир во время банкротства

Затем, похоже, началась информационная атака и на гендиректора корпорации Олега Сиенко, при котором «УВЗ» сначала стал символом нового времени, а потом резко растерял политические привилегии. Этот топ-менеджер считается близким к главе «Ростеха» Сергею Чемезову. И, вероятно, не случайно его назначение по времени совпало с планами на тот момент еще «Ростехнологий» (предшественника «Ростеха») поглотить «Уралвагонзавод». Планам этим, правда, не суждено было сбыться. В нынешнем году Сиенко отмечал 50-летие. И как выяснили журналисты, глава корпорации потратил на банкет 10 миллионов рублей, пригласив на праздник звезд шоу-бизнеса.

При этом СМИ обратили внимание, что торжество прошло на фоне сокращений, задержек зарплат на «УВЗ» и митингов рабочих. Красноречивость такой детали, конечно, зашкаливает. Все это, естественно, не могло не повлиять на имидж госкорпорации и отношения к ней руководства страны. Одно дело – когда оборонный холдинг блистательно выполняет госзаказ, отрабатывая выделенные средства. И другое – когда он погряз в кредитах, постоянно требует деньги, завышает цены на свою продукцию, при этом позорит Отчизну в канун такого важного праздника.

Больной скорее … чем … (нужное вписать)

Впрочем, как было сказано выше, рано или поздно корпорацию пришлось бы спасать. Правда, дело дошло до такой стадии, когда возникла нужда в многоходовой схеме. То, что может произойти сейчас – напоминает операцию больного, которого врачи долгое время почему-то не лечили, а потом, когда промедление стало подобно смерти, пустили в ход весь свой арсенал. Ведь «Альфа» до сих пор не охладела к мысли обанкротить «УВЗ». Естественно, что при таких условиях власти не могут дать госгарантии по кредитам корпорации.

Зато источники РБК сообщают, что «Альфа-банк» в скором времени может отозвать иск о финансовой несостоятельности. Вероятно, есть договоренности между кредитной организацией и правительством. В этом случае, «Уралвагонзавод» получает нового кредитора – Газпромбанк, организацию, имеющую непосредственное отношение к государству. Но и она ничем не рискует, потому что получает госгарантии по кредиту «УВЗ», то есть, если что – то бюджет все оплатит. Здесь, как в одной известной телепередаче, стоит передать привет всем честным российским налогоплательщикам.

Антон Волин

Оригинал материала:  Газета «Наша Версия»

ИА «РБК», 01.08.16, «Минпромторг рассказал о плане спасения Уралвагонзавода»

РБК стали известны подробности спасения Уралвагонзавода, долги которого превышают 200 млрд руб. Газпромбанк рефинансирует задолженность компании перед Альфа-банком, а правительство выделит госгарантии на 14,9 млрд руб.
Двойная помощь

Уралвагонзавод (УВЗ, на 100% принадлежит государству) обратился в Минпромторг за госгарантиями на 14,9 млрд руб. Об этом сообщила РБК представитель ведомств​а. По ее словам, господдержка нужна корпорации для рефинансирования 21,3 млрд руб. кредитов в 2016 году. Окончательное решение о выделении госпомощи должна принять в ближайшее время правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым.

УВЗ находится в сложном финансовом положении. Общие обязательства корпорации по итогам прошлого года превысили 200 млрд руб.​ Это в основном кредиты банков и задолженность по лизинговым операциям. Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», среди кредиторов корпорации — Альфа-банк, Сбербанк, Газпромбанк и Связь-банк. В июне Альфа-банк подал в Арбитражный суд Свердловской области заявление о признании корпорации банкротом из-за кредита на 9,3 млрд руб. Общий долга УВЗ перед Альфа-банком — 16 млрд руб. и $119 млн, сообщала сама компания. Источник, близкий к корпорации, утверждает, что ​проблемы у нее возникли из-за поручительства по кредитам «дочек».

Рассмотрение иска назначено на 8 августа. По словам представителя Минпромторга, для получения госгарантий УВЗ нужно прекратить дело о собственном банкротстве, то есть договориться с Альфа-банком. Она утверждает, что рефинансировать долг УВЗ под госгарантии готов Газпромбанк. Условия рефинансирования представитель Минпромторга не раскрывает, однако поясняет, что правление Газпромбанка одобрило их 9 июня. В пресс-cлужбе банка не ответили на запрос РБК.

Ситуация патовая, полагает источник, близкий к УВЗ: Газпромбанк готов рефинансировать долг под госгарантии, но их нельзя получить из-за иска о банкротстве. Член правления Альфа-банка Максим Першин утверждает, что ​никаких ограничений для получения госгарантий у УВЗ нет, ведь процедура банкротства не введена.

По словам представителя Минпромторга, между банком и компанией достигнуты «определенные договоренности» о заключении мирового соглашения и банк отзовет иск в ближайшее время. Паршин ее поправляет, что ведутся переговоры. «Если все стороны найдут конструкцию, при которой Газпромбанк полностью рефинансирует кредиты Альфа-банка, то нас это устроит», — говорит банкир.

Представители Минэкономразвития, УВЗ и Минфина не ответили на вопросы РБК.

Как УВЗ попал в долговую яму

УВЗ выпускает танки «Армата», боевые машины огневой поддержки «Терминатор», а также полувагоны, цистерны, платформы и другую железнодорожную технику. Произведенные на заводе боевые машины считаются самыми высокозащищенными в мире, говорится на сайте завода. В 2015 году доля в общей выручке от продаж военной продукции составила 58%, гражданской продукции — 15% (остальное — в основном грузовые перевозки).

Убыток Уралвагонзавода за 2015 год составил 16,4 млрд руб., следует из отчетности по МСФО. Это втрое больше, чем годом ранее, когда компания впервые отчиталась по МСФО. По РСБУ убыток в 2015 году составил 10,1 млрд руб., и это стало рекордом с 2003 года, когда корпорация начала публиковать финансовые результаты. Причина — резкое сокращение доходов от продаж полувагонов и цистерн. За 2015 год продажи снизились в 2,5 раза, до 16 млрд руб., следовало из финансовой отчетности компании. Кроме того, с 5 млрд до 13 млрд руб. выросли коммерческие расходы и с 2,5 млрд​ до 4,5 млрд руб. — расходы на уплату процентов.

Замгендиректора УВЗ Алексей Жарич называет несколько причин проблем корпорации. По его словам, это стагнация рынка вагонов, попадание корпорации в санкционный список и долги кэптивной транспортной компании «УВЗ-Логистик». Кроме того, сократилось авансирование гособоронзаказа, собственных средств не хватало, и под финансирование перевооружения армии пришлось брать кредиты в банках. Корпорация пострадала от скачка курса, жаловался в интервью РБК гендиректор УВЗ Олег Сиенко. Для модернизации предприятия было заказано импортное оборудование, которое вдвое выросло в цене.

Представитель Минпромторга согласна, что прошлый год для российского вагоностроения и УВЗ был очень сложным. «Таких показателей не было с начала 1990-х годов, кризис в экономике привел к падению объемов железнодорожных перевозок», — отмечает она. По ее словам, прогноз на 2016 год положительный — потенциальный портфель заказов УВЗ превышает $5 млрд. Жарич утверждает, что УВЗ заключил заказы на производство 12 тыс. вагонов, что улучшит финансовое состояние корпорации.

Сергей Титов