Эксперты назвали стоимость депутатского мандата на выборах в Государственную думу

shutterstock_156049109В экспертной среде уже очень давно обсуждается вопрос бюджетных вливаний в осеннюю избирательную кампанию в Госдуму. Чаще всего говорят, будто выборы в нижнюю палату обойдутся каждому кандидату-одномандатнику в сто миллионов рублей, а то и больше. Однако, по мнению профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева, подобного рода рассуждения и объективная реальность — два разных берега.

«Самое логичное предположение, — рассуждает эксперт. — цех политконсультантов набивает себе цену и потихоньку приучает будущих клиентов к мысли, что денег придется потратить много».

Реальная цена будет зависеть от каждого в отдельности округа. И нет смысла озвучивать некую «среднюю температуру в больнице», как говорится в известном анекдоте. Цена, например, может зависеть от размера избирательного округа. Ведь есть округа не с густонаселенными регионами, взять ту же Камчатку. А есть полноценные 500-тысячные округа в центральных субъектах России — сообщил Матвейчев

Кроме того, добавляет профессор, цена избирательной кампании может зависеть от национально-географической специфики и уровня конкурентности выборов:

«Вряд ли выборы на Кавказе, проходящие в традиционном обществе, через взаимодействие с лидерами общин, будут столь же дороги как выборы в промышленных регионах с индивидуализированным населением. Наконец, цена будет очень сильно зависеть от конкурентности выборов. Там, где силы соперников не равны, а есть заведомый победитель, этому победителю станет работать куда легче. В его задачу войдет только выполнение обязательной программы и ничего более. Понятно, что при этом полностью бесконкурентных выборов не будет, но вообще-то, согласно моей информации, парламентские партии готовят межпартийное соглашение, где по ряду регионов „разведут“ потенциальных соперников по углам. Это нормально, поскольку политика — это не только драка, но и мирные переговоры».

В среднем, если брать за основу округ с населением 400−500 тысяч человек, каждому кандидату-одномандатнику придется раскошелиться на 30−50 миллионов рублей, уверен Олег Матвейчев.

Это совершенно абстрактная цифра, но за ней стоит опыт многих выборных кампаний, — говорит эксперт. — Видимо, она и будет той, на которую станут ориентироваться штабы. Есть обязательные расходы. Это аренда штабов и приемных — около четырех миллионов рублей за весь период кампании, зарплата юристов и членов штаба, не считая политтехнологов, — восемь-десять миллионов, агитационно-печатные материалы — четыре миллиона, биллборды, специальные мероприятия и непредвиденные расходы — это еще три миллиона. Таким образом, менее 25 миллионов рублей потратят кандидаты, чья задача — не победа, а участие. Или те, кто будет широко использовать ресурс партии. Это, в первую очередь, парламентская четверка или партии с государственным финансированием, как «Яблоко». От 30 до 50 миллионов потратят те, кто всерьез претендует на победу (и большинство из них эту победу получит). И наконец, в особенных округах, где сойдутся непримиримые и сильные политики, траты будут выше, но таких округов будет максимум 20−30 процентов.

Аналогичное мнение высказал политолог Павел Данилин. Он тоже считает, что стоимость избирательной кампании не превысит 50 миллионов рублей для каждого из кандидатов.

Главное условие участия нормальных, адекватных одномандатников в кампании, которые рассчитывают на победу — это не наличие тугого кошелька, а известность в регионе. Не бывает так, что корабль приплывает с кандидатом, который «пыжиковую шапку уворовал», и его просто вот избирают за копейки. Если кандидат известен в регионе, у него накопились связи, он может использовать друзей, знакомых, автомобили и так далее, товсе ему будет доставаться в несколько раз дешевле, чем тому кандидату, который приходит из неоткуда, или который вообще не имеет никакой известности. И поэтому расчеты по поводу 100 миллионов рублей, или 200 миллионов рублей, это все делается для таких бонз, которые приехали из Москвы и сказали: «Сделайте мне так, чтобы было красиво». Но при этом гарантия, что они не изберутся, составляет примерно 75%.

Портал » Политаналитика» провел среди ведущих политтехнологов России социологическое исследование. Так, почти половина опрошенных — 46% участников — полагает, что избирательная кампания обойдется отдельно взятому одномандатнику в сумму, варьирующуюся от 50 до 80 миллионов рублей, 39% респондентов солидарны с Матвейчевым и Данилиным, говоря о 30−50 миллионах, и только 15% утверждают, что для успешного прохождения избирательной гонки кандидату придется выложить от 80 до 100 миллионов рублей.

«Я думаю, больше 80 миллионов никто не потратит, — делает вывод глава Политической экспертной группы Константин Калачев. — Во-первых, люди, участвующие в выборах — это люди уже известные и раскрученные. В свою узнаваемость они вложились ранее. Во-вторых, если речь идет о кандидатах от „Единой России“, то стартовую известность кандидату создают праймериз. На праймериз кандидат не расходует средства. Если говорить о возможности мощного старта, возможности заработать узнаваемость и доверие, то праймериз — это прекрасная возможность для кандидата сэкономить деньги, приобрести умения и навыки, личностный ресурс».

Даниил Эпштейн

Оригинал материала: Сайт «Ридус»

Газета «Собеседник», 09.02.16, «Сколько стоит предвыборная кампания в Госдуму-2016»

Деньги кандидатов в депутаты ГД – один из самых интригующих моментов предвыборной кампании. По подсчетам экспертов, к ее старту каждому претенденту на кресло в нижней палате нужно накопить порядка 100 млн рублей.

– Есть достаточно верная оценка: это 10$ (на избирателя), помноженные на то число голосов, которое необходимо кандидату для победы, – поясняет политтехнолог Петр Быстров. – В среднем количество избирателей в одномандатном округе – 500 тыс. человек. По оценкам различных социологических служб, явка на выборы будет порядка 50%. То есть число тех, кто придет на выборы, в каждом из одномандатных округов равно приблизительно 250 тыс. человек. Сколько голосов должен получить кандидат, чтобы пройти в Госдуму? Если брать с небольшим запасом – 50% плюс 1 голос (впрочем, есть округа, где кандидату будет достаточно и меньшего результата), то получается 125 тыс. голосов. Это та цифра, которая гарантирует победу кандидата в одномандатном округе. Умножаем ее на 10$ на избирателя, получаем 1,25 млн $. Переводим на рубли и получаем порядка 100 млн рублей.

Однако, как отмечает Быстров, округ округу рознь.

– Выборы в остроконкурентном округе будут стоить значительно дороже, чем в округе, где конкурентности меньше или нет вовсе, – уточняет эксперт. – В общем, мы имеем вилку стоимости от 50 до 150 млн рублей.

А политолог Владимир Перевозчиков, наоборот, считает, что в небогатых регионах (к примеру, в Северо-Западном федеральном округе) любой кандидат, имеющий 200–250 млн руб., может буквально взорвать весь регион. В среднем же, по оценкам эксперта, на выборы нужно 100–150 млн руб. Но есть и варианты сэкономить.

– Я уже слышал рассказы некоторых будущих одномандатников, которые договорились с губернаторами, и те профинансируют их кампании, – поделился Перевозчиков. – В тех же регионах, где будет большая конкуренция, расходы могут возрасти в несколько раз. Но, например, там, где все причесано (скажем, в Татарстане), расходы могут оказаться совсем незначительными. Сделают видимость выборов, повесят билборды и тихо выберут нужного кандидата – админресурс даст нужный процент.

Помощь от МБХ близка

Михаил Ходорковский недавно запустил проект «Открытые выборы», цель которого – поддержка оппозиционных кандидатов на думских выборах в сентябре 2016 года.

Михаил Ходорковский недавно запустил проект «Открытые выборы», цель которого – поддержка оппозиционных кандидатов на думских выборах в сентябре 2016 года.

По словам координатора проекта Тимура Валеева, поддержку будут оказывать одномандатникам. «Открытые выборы» предоставят юридическую, агитационную и финансовую помощь – примерно половину средств, необходимых на кампанию. Всего с помощью «Открытых выборов» предполагается выдвинуть 20 кандидатов. И они, согласно условиям, не должны скрывать, что им помогает МБХ.

Михаил Ходорковский

Михаил Ходорковский

Последний пункт вызывает опасения: как ни крути, а в стране живут 86% граждан, поддерживающих власть. Их реакция на фамилию Ходорковский, мягко говоря, неадекватная.

– Уверен, этих 86%, которые ненавидят Ходорковского, не существует, – поделился Сергей Гуляев, питерский активист ПАРНАСа и один из тех, кто в декабре возглавил протест дальнобойщиков против «Платона».

Сам Гуляев планирует баллотироваться по Северо-Западному округу СПб (№215) от ПАРНАСа.

Оппозиционер Сергей Гуляев

Оппозиционер Сергей Гуляев

– Поддержит меня Михаил Борисович – буду ему благодарен, не сможет – буду продвигаться сам, – продолжает Сергей. – И если я приму условия поддержки, я ни от кого ничего не буду скрывать. Тем более что мне симпатична позиция «Открытых выборов» и все, что делает Михаил Борисович. Он декларирует честные выборы, сменяемость власти, реформу судебной системы. Это все – часть и моей избирательной кампании, и я готов двигаться в этом направлении с кем угодно.

Насколько известно, баллотироваться при поддержке Ходорковского планирует также Мария Баронова, активистка «Открытой России», фигурантка первой волны «Болотного дела». Возможно также участие в кампании сооснователя «Диссернета» – физика Андрея Заякина.

Гужева Надежда