На официальном интернет-ресурсе аэропорта в экстренном порядке подменили название компании, которая занимается уборкой снега

141021082406_vnukovo_640x360_afp_nocreditКак выяснили «Известия», сразу после авиакатастрофы, в которой погиб президент одной из крупнейших в мире нефтяных компаний Total SA Кристоф де Маржери, на официальном сайте аэропорта Внуково в экстренном порядке подменили название компании, которая занимается уборкой в аэропорту. Об этом свидетельствуют сохраненные (закешированные) копии страниц соответствующего раздела сайта Внуково, а также данные сервиса Archive.org. Такие действия заставляют подозревать, что в столкновении самолета со снегоуборочной машиной виноват не только водитель, якобы находившийся в состоянии алкогольного опьянения. Депутат Госдумы Александр Старовойтов уже потребовал от транспортной прокуратуры в целом проверить соблюдение в аэропорту правил прохождения персоналом медосмотра (копия запроса есть у редакции). Впрочем, по информации «Известий», Ространснадзор за три дня до трагедии проверял аэродромную службу Внуково на готовность к зимнему периоду и не нашел нарушений в ее работе.

Ситуативная корректировка

Бизнес-джет Falcon столкнулся со снегоуборочной машиной на полосе, с которой взлетают в том числе правительственные рейсы, — а уборкой и сопутствующими работами на аэровокзальных комплексах в крупных российских аэропортах обычно занимаются юридически обособленные предприятия. Днем 21 октября, после авиакатастрофы, на сайте Внуково в разделе «Об аэропорте / Предприятия» (corp.vnukovo.ru/enterprises) клининговой структурой числилось «ООО «Аэро-Сервис» — предоставление услуг по профессиональной уборке аэровокзального комплекса и воздушных судов аэропорта Внуково».

Но слепок страницы на портале Archive.org от 20 октября (ссылка — web.archive.org/web/20141020050308/http://corp.vnukovo.ru/enterprises/) представляет другую компанию с тем же телефоном и описанием деятельности, но в виде ЗАО и без дефиса: «ЗАО «Аэросервис». Катастрофа с президентом Total де Маржери, который открыто выступал против антироссийских санкций, произошла 20 октября в 23.57 мск. Сохраненные копии с поисковиков «Яндекс» и Google «сфотографировали» ту же страницу сайта Внуково раньше в этом месяце и выдают то же ЗАО «Аэросервис» (все скриншоты см. под текстом статьи). Кроме того, раньше на странице partners.vnukovo.ru/to-airlines/maintenance/ значилось ООО «Аэросервис», теперь — ООО «Аэро-Сервис» (с дефисом).

Действующих ЗАО «Аэросервис» в ЕГРЮЛ четыре, с подходящей специализацией и местонахождением одно, ООО «Аэро-Сервис» с дефисом и без дефиса — более десятка (со специализацией в авиасервисе — три). Кстати, по иронии судьбы бенефициаром одного из «Аэро сервисов» оказалась израильская фирма Martash Holdings, которой владеет сын экс-министра транспорта Подмосковья Денис Кацыв, у которого и так есть проблемы: американские власти конфисковали в 2013 году собственность в США по «закону Магнитского».

На сайте ЗАО «Аэросервис» — asvnukovo.ru — под логотипом аэропорта указано, что компания является «специализированным предприятием, осуществляющим полный комплекс услуг по обслуживанию воздушных судов в Международном аэропорте Внуково и крупнейшем терминале бизнес-авиации Москвы Внуково-3». Заявлено, что ежедневно сотрудники компании обслуживают и убирают более 58 воздушных судов, 125 зданий и сооружений. По данным из свежей выписки из ЕГРЮЛ (от вечера 21 октября), ЗАО «Аэросервис» своего наименования не меняло.

Клиент слал благодарности

Часть благодарностей и дипломов, опубликованных на сайте, выписаны на ЗАО «Аэросервис» (например, за блестящий дебют на московской выставке «Индустрия чистоты», 2008 год), часть — на ООО «Аэросервис» (от гендиректоров ОАО «Аэропорт «Внуково» и ОАО «Международный аэропорт «Внуково», за успешное сотрудничество в 2013 году). Представленный на главной странице интернет-ресурса сертификат соответствия стандартам безопасности, к слову, истек два года назад (приложен к этой заметке). Благодарности, датированные январем 2014 года, адресованы «гендиректору Константину Слабодчикову», он же учредитель и экс-гендиректор ЗАО «Аэросервис». Однако формально это ЗАО более года, по данным ЕГРЮЛ, возглавляет Александр Халеев. По последним данным базы СПАРК, выручка созданного в 2008 году ЗАО «Аэросервис» за 2011 год — 292,7 млн рублей, за 2012 год — 59 млн рублей, чистая прибыль за 2011 год — 4,9 млн рублей, чистые убытки за 2012 год — 3,2 млн рублей.

Фото: REUTERS/Maxim Zmeyev

Фото: REUTERS/Maxim Zmeyev

Домен asvnukovo.ru числится за ООО «Аэросервис» (без дефиса, ИНН 7706768118), которое с 13 августа 2014 года находится в стадии реорганизации: фирма сливается с еще тремя десятками юрлиц в ООО «Спарта» под руководством УК «Заман». Такая массовая реорганизация — один из способов быстро ликвидировать компанию. Выручка ООО «Аэросервис» за 2013 год — 488,8 млн рублей, чистая прибыль — 8,9 млн рублей.

То, что структуры под названием «Аэросервис» именно чистят снег во Внуково, подтверждается пресс-релизами самого Внуково.

«ООО «Аэросервис» (обслуживает Центр бизнес-авиации Внуково-3, завод «ВАРЗ-400») также завершило весь комплекс организационных и практических мероприятий по подготовке компании к работе зимой, — говорится в опубликованном релизе от ноября 2013 года. — Закуплены в необходимом количестве химические реагенты. Автопарк компании насчитывает более 15 единиц техники для эксплуатационного содержания зимой дорог, тротуаров, перронов и т.д., кроме того, для работы в зимний период был закуплен фронтальный погрузчик Komatsu, что облегчит погрузку и вывоз снега. Созданы условия для работы механизированных отрядов, которые станут заниматься уборкой территории ОАО «ВАРЗ-400». Обновлен автопарк по доставке личного состава для осуществления уборочных работ ВС».

Константин Слабодчиков, по данным базы СПАРК, руководит еще одной фирмой, специализирующейся на клининге, — ЗАО «Джет Сервис». В состав ее учредителей, по данным СПАРК, входит Слабодчиков с 0,1% акций, 99,9% у ООО «Авиатехинвест» (через кипрские фирмы оно аффилировано с группой компаний Внуково, в ходе приватизации эту фирму планируется влить в числе прочих в единую управляющую компанию); юридический адрес компании прямо в аэропорту Внуково. Согласно закупочной документации, ОАО «Аэропорт Внуково», в начале 2014 года «Джет Сервис», например, выиграл тендер на комплексную уборку части помещений терминала А и прилегающей территории (сумма тендера — 2,1 млн рублей).

В прошлом году «Джет Сервис» участвовал в госзакупках: на 220 тыс. рублей выигран тендер специального летного отряда «Россия» на «химчистку автотранспортных средств» — BMW 750, BMW 740 и девяти автобусов Hyundai. В этих автомобилях, по всей видимости, едут до трапа чиновники высшего ранга: Внуково специализируется на деловой и правительственной авиации. В этом запросе котировок, кстати, участвовало и вышеупомянутое, ныне ликвидируемое ООО «Аэросервис». В числе полученных тендеров также обслуживание здания российских пограничников на территории: с «Росгранстроя» «Джет Сервис» получил несколько десятков миллионов рублей. Выручка за 2013 год — 146 млн рублей, чистая прибыль — 7,5 млн рублей.

О Константине Слабодчикове в открытых источниках информации мало, в прессе не упоминался; ясно только, что он относится к группе лиц, которые контролируют деятельность аэропорта Внуково. Например, по данным базы СПАРК, он является соучредителем ЗАО «Аэропит-Внуково» с 80% акций, а также является крупнейшим владельцем ООО «Внуково-Транслогистик» (64% долей).

Слабодчиков также возглавлял ликвидированное в 2013 году ЗАО «Аэросервис Внуково», а о его статусе говорит и то, что он состоит в редколлегии журнала «Международный аэропорт Внуково» вместе с Виталием Ванцевым — это один из двух крупнейших частных акционеров аэропортового комплекса Внуково наряду с Владимиром Скочем. В ОАО «Аэропорт Внуково» Росимущество владеет 75% акций, в ОАО «Международный аэропорт Внуково» — 25%. Оставшееся контролируют председатель совета директоров ОАО «Международный аэропорт Внуково» Виталий Ванцев и Владимир Скоч, многолетний партнер Алишера Усманова. Аэропорт Внуково является четвертым в стране по пассажиропотоку после Домодедово, Шереметьево и Пулково, принимает преимущественно внутренние рейсы, а также отдельно специализируется на обслуживании бизнес-авиации и правительственных рейсах (терминал Внуково-3).

В пресс-службе Внуково не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий», подчеркнув при этом, что касательно наименования и формы юридических лиц партнеров аэропорта следует обращаться к самим партнерам. Комментарий руководства «Аэросервиса» получить не удалось.

— В ближайшее время следователи примут меры к отстранению от служебных обязанностей ряда сотрудников аэропорта, которые могут воспрепятствовать расследованию, — заявил во вторник представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. — Несмотря на то что в деле уже появились первые подозреваемые, очевидным является и то, что за халатными действиями непосредственных исполнителей стоят, конечно же, более высокие руководители аэропредприятия, действиям и бездействию которых в ходе расследования обязательно будет дана соответствующая правовая оценка, и в рамках этого дела мы не исключаем и других задержаний.

Владимиру Мартыненкову, водителю снегоуборочной машины, которая столкнулась с Falcon в аэропорту Внуково-3 минувшей ночью, грозит семь лет тюрьмы, сообщила представитель следственного управления на транспорте Татьяна Морозова. В ходе первых допросов Мартыненков своей вины не признал и отверг обвинения в пьянстве на работе. Его адвокат, Александр Карабанов, заявил, что его подзащитный вообще не пьет.

Медосмотры водителей снегоуборочной техники мягче остальных

Московская межрегиональная транспортная прокуратура уже начала проверку по факту крушения самолета во Внуково. По информации «Известий», в добавок к этому из Госдумы ее попросили провести проверку более широкого характера.

«Прошу организовать проверку на предмет соблюдения в аэропорту Внуково-3 законодательства РФ в части обязательного прохождения лицами, управляющими транспортными средствами, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров», — говорится в запросе депутата Александра Старовойтова (ЛДПР) на имя московского межрегионального транспортного прокурора Владимира Тюлькова.

— Все сотрудники транспортных компаний, которые функционируют на рынке России и используют любой вид транспорта, обязаны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры, — сказал «Известиям» депутат. — По факту мы сталкиваемся с тем, что транспортные компании в 90% этого не делают. Медик в компаниях как будто бы есть, но если начать проверку, то выясняется, что утром нужно было выпустить 100 сотрудников в рейс и всего лишь один медик выпускает эти 100 человек за полчаса. Мы понимаем, что предрейсовый и послерейсовый медосмотры по сути профанация.

Медосмотры диспетчеров и летчиков по крайней мере во Внуково проходят очень и очень тщательно, говорит источник «Известий» в аэропорту. Однако на медосмотр водителей снегоуборочной техники смотрят сквозь пальцы, добавляет он.

Последняя проверка была в пятницу

В Московской межрегиональной транспортной прокуратуре не смогли оперативно сказать «Известиям», когда проводилась последняя проверка Внуково. Однако представитель прокуратуры отметила, что проверки регулярно (когда того требовали погодные условия) проводились, в том числе и организации работы снегоуборочной и другой транспортной техники. Зато совсем недавно сюда наведывались представители Ространснадзора.

— Нашу службу и так постоянно и очень часто проверяют. Последняя такая проверка была на прошлой неделе, в пятницу, — сообщил «Известиям» один из сотрудников аэропорта Внуково. — Сотрудники Ространснадзора инспектировали готовность аэропорта к работе в зимний период и никаких существенных нарушений не нашли. Были замечания по тому, как ведется документация, но с безопасностью полетов это никак не связано. Был проведен осмотр всей техники, включая и злополучной снегоуборочной машины, из-за которой произошла трагедия. Представлял свою машину Мартыненков, и претензий к нему не было. Он опытный водитель. Работает во Внуково более 10 лет и за это время никаких замечаний по работе не имел. В пьянстве он тоже никогда замечен не был.

По словам сотрудников аэродромной службы, в ту ночь Мартыненков должен был чистить обочины рулежных дорожек.

— Заявка на эти работы была подана заранее директору смены, у которого собирается вся информация от различных подразделений аэропорта. Директор смены согласовал эту заявку с должностными лицами, которые обеспечивают безопасность полетов. После чего было выбрано оптимальное время для работ, — рассказал собеседник. — Контролировать проведение работ на полосе должен был старший мастер, и все передвижения по полосе должны были проходить только по его команде. Мастер также должен был поддерживать связь с диспетчерами. Причем выезжать на полосу, на которой произошла трагедия, Мартыненков не имел права. Работы должны были быть прекращены за 100 м до перекрестка. Там он должен был развернуться. Что там произошло и почему мастер не заметил, что машина продолжает движение и выезжает на полосу, и не отдал приказ остановиться, непонятно. Возможно, что из-за тумана.

Диспетчеры, работавшие в ночь трагедии, подтверждают, что был довольно сильный туман.

— Выехавшую машину никто не видел, был же туман сильный, — рассказывает один из диспетчеров. — Средства отображения летного поля, установленные на вышке, где сидят диспетчеры старта, очень плохого качества. Поэтому, поскольку машина выехала на полосу несанкционированно, ее никто не видел. Более того, у водителя должна была быть радиостанция, и он должен был прослушивать частоту, на которой общается диспетчер старта. И если диспетчер старта разрешает кому-то взлет, то водитель должен был это слышать. Но как раз согласования с диспетчерами не произошло.

— Во Внуково две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы. Та, по которой взлетал самолет, была свободна, а по другой в точке пересечения ездили машины, в том числе и снегоуборочные, и им были разрешены работы только до пересечения, на самом пересечении им диспетчеры работать не разрешали, — подтверждает другой источник «Известий». — В этот момент диспетчер дает разрешение на взлет самолету, в то же время снегоуборочная машина не стала разворачиваться, а поехала дальше, за точку пересечения.

По словам источника, диспетчером самолета была девушка-стажер, закончившая Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации.

Как заявил другой источник «Известий», знакомый с ходом расследования, в момент столкновения с самолетом проблесковые маячки снегоуборочной машины были выключены.

Между тем в Ространснадзоре отрицают, что их представители инспектировали аэродромную службу во Внуково.

— Последняя плановая масштабная проверка была в 2011 году, — сказал начальник Управления государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Ространснадзора Андрей Борисов. — Мы имеем право проверять организации не чаще чем раз в два года в плановом порядке, а фактически же проверки проходят раз в три года.

Однако во Внуково уверяют, что аэродромную службу все-таки проверяли.

— Не знаю, почему они сейчас открещиваются от этой проверки, хотя у нас есть акт, подписанный их сотрудниками, — уверяет собеседник в аэропорту. — Не исключаю, что им не хочется из-за крушения признавать, что работали мы все-таки в соответствии со всеми нормативами.

Чем России грозит крушение самолета с главой Total

Трагедия может негативно отразиться на результатах проверки Международной организации гражданской авиации (ИКАО), первый этап которой намечен на ноябрь, говорит Старовойтов. Как писали «Известия», ИКАО летом удовлетворила просьбу российских властей о разделении плановой проверки гражданской авиации России на два этапа — первый состоится осенью 2014 года, как и было запланировано, а самые проблемные сферы отрасли будут проверять в 2015 году. Последний раз ИКАО проверяла Россию в 2008 году.

— Вчерашняя трагедия может повлиять на оценку ИКАО в части управления авиационной деятельности (на диспетчерские службы) и на оценку управления аэропорта в целом, — говорит член комитета ГД по транспорту Андрей Андреев. — Но мы должны дождаться результатов расследования, они могут повлиять на оценку ИКАО.

— Если страна не проходит проверку, то ИКАО может выносить свое решение вплоть до запретов на полеты международных направлений, но это совсем уже крайние меры, — указывает эксперт комитета по транспорту ГД Роман Гусаров. — В лучшем случае дадут время на устранение недостатков, в каждом случае решение индивидуально. Я не думаю, что эта катастрофа может как-то повлиять на результаты проверки. Другое дело, что на их итоговое решение будет влиять не столько катастрофа, сколько негативное отношение в Европе к России. Никак этого не обойти. Эксперты ИКАО станут, мне кажется, цепляться к каждой запятой, мимо которой могли раньше пройти. По большому счету мы к этой проверке не готовы.

Snimok_ekrana_2014-10-21_v_12.38.19 1 2 3 4 5 6

Тарас Подрез, Герман Петелин, Мария Амирджанян 

Оригинал материала: «Известия»

«oleglurie-new.livejournal», 21.10.2014., «Кому мешал Кристоф де Марджери?»

Накладки и нестыковки. Официальные источники и версии.

В ночь на вторник в аэропорту «Внуково» при взлете разбился небольшой частный самолет Falcon-50, направлявшийся в Париж. По словам сотрудников воздушной гавани, пилоты не заметили снегоуборочную машину, «что привело к резкому снижению скорости и падению». Погибли все, кто был на борту — два пилота, стюардесса и единственный пассажир, глава крупнейшей французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери.

Источники в Следственном комитете сообщают, что сейчас отрабатываются четыре основные версии: ошибка пилотов, ошибка диспетчеров, неправильные действия водителя снегоуборочной машины, которая работала на взлетно-посадочной полосе и погодные условия – в эту ночь некоторые районы Московской области окутал туман.

Следствие сделало заявление о том, что водитель снегоуборочной машины Мартыненко В.П., по предварительному заключению, находился в состоянии алкогольного опьянения. Авиакатастрофа во «Внуково» произошла из-за столкновения крыла частного самолета Falcon-50 со снегоуборщиком, который по данным СМИ «оказался на пересечении двух полос, куда доступ был запрещен». «Капитан воздушного судна принял решение попытаться успеть взлететь. Однако для взлета не хватило скорости. Бизнес-джет передней стойкой шасси зацепился за снегоуборочную машину, после чего произошла катастрофа», — отмечают источники различных СМИ, знакомые с подробностями авиакатастрофы.

749294_original

Но, по сообщению адвокатов и служб аэропорта, водитель Мартыненко, имел большой опыт и  стаж работы, а также был абсолютно трезв. Также, согласно обязательной инструкции, перед рабочей сменой он прошел медосмотр, что зафиксировано врачом в журнале, на основании чего получил у механика путевой журнал и приступил к работе.

Однако, вскоре СК РФ опубликовал на своем сайте видеозапись с места авиакатастрофы и заявил  «очевидно, что причиной случившегося стало вовсе не жуткое трагическое стечение обстоятельств, как это пытаются преподать представители аэропорта, а преступное попустительство должностных лиц, которые не смогли обеспечить согласованность действий сотрудников аэропорта».

Речевой и параметрический бортовые самописцы «Фалькона» изъяты и ожидают прилета в Москву французских следователей, которые также будут работать совместно со Следственным комитетом.

Крушение во Внуково частного самолета бизнес-класса Falcon с главой компании Total  на борту, сейчас активно обсуждают на авиационных форумах, где анонимно общаются действующие сотрудники аэропортов и авиакомпаний. «Фалкон» зацепил стойкой шасси именно уже после отрыва от земли, — пишет пользователь сайта forumavia.ru под ником Warpik. — По внутренней связи сообщили взлет борта и через примерно 5-10 минут дали отмену в связи с катастрофой. Очевидец, работающий в этот момент на перроне, сначала услышал сильный хлопок, обернувшись, увидел падение и очень сильное пламя. Пожарные приехали минут через 5. Взрыв был достаточно сильный. Во всяком случае, в старом терминале слышно было очень хорошо, тряхануло прилично».

«На посадку в этот момент практически никто не заходил. Но из тех, кто заходил — ни одного бизнеса», — уточнил FAVT. Еще один анонимный специалист Seattle, задается вопросом: «Сюрреализм какой-то. Аэропорт, туман ночь, одинокая машина чистит какой-то снег, впп чистая…  Это что, с любым ВС возможно?».

В итоге одна нестыковка наслаивается на другую. Странная  катастрофа, случившаяся именно с «Фалконом» президента нефтяной компании Total Кристофом де Маржери, вызывает слишком много вопросов, на которые нет ответов. Пока нет.

Для справки:  Total – четвертая в мире нефтегазовая компания. Работает в 130 странах. Выручка в 2013 году — 189,5 млрд евро, чистая прибыль — 10,7 млрд евро. Ежедневная добыча нефти и газа — 2,3 млн баррелей. .Капитализация — 168,7 млрд долл. В России с 1991 года. Добыча в России – 207 тысяч баррелей в сутки.

Что заявлял и делал Кристоф Де Марджери

Де Маржери был, наверное, едва ли не самым последовательным сторонником сохранения отношений с Россией и противником введения против нее санкций. В частности, когда в мае многие компании не приехали на Петербургский экономический форум, он демонстративно приехал, заявив, что отказ от визита был бы антироссийским поступком.

Как только против России стали вводить санкции, де Маржери выступил с осуждением этой политики. По его мнению, Европе не надо следовать в фарватере решений США, потому что отношения ЕС и России куда более прочные, чем России и США.  Он публично заявлял: «Я верю в мудрость и ответственность людей. В глобальной экономике нельзя просто сказать: я прекращаю работать в России, в Ираке или где-то еще. Россия не окажется в изоляции, даже если не останется никаких связей с Европой. Люди должны понимать, что эмбарго не работает».

749900_original

Также Де Маржери был против ограничений поставок российского газа в Европу. Напомним, что на волне антироссийской истерии среди политиков ЕС звучали и такие требования. Утверждалось, что уровень европейских технологий вполне позволяет поставки существенно ограничить.  «Если поставки газа из России на европейский рынок прекратятся, то Европе придется дороже платить за газ, покупая его в более отдаленных регионах и с более сложной доставкой, — говорил он, — Совершенно очевидно, что зимой, как только похолодает, у нас возникнут проблемы, если поставки будут сокращены. Можем ли мы выжить без российского газа? Ответ «нет». Надо ли стремиться выживать без него? Ответ тоже «нет».

И этим летом де Маржери сделал самое крамольное, по мнению США, заявление. Он  выступил против доминирования долларов в международных расчетах. Тема, которая на руку России – в нашей стране есть пока еще не реализованные планы заставить покупателей наших ресурсов платить за них в рублях, чтобы укрепить рубль. «Нет причины, по которой платить за нефть необходимо именно долларами, -говорил тогда де Маржери, — Совсем отказаться от американской валюты не получится, однако было бы замечательно, если бы евро использовалось чаще. Доллар занимает слишком значительную нишу в международных нефтегазовых расчётах. То, что цена на основные мировые марки нефти устанавливается в долларах за баррель, не является поводом проводить расчёты именно в этой валюте. Не существует никаких причин рассчитываться за углеводородное сырьё в национальной валюте Соединённых Штатов».

Маржери искренне считал и неоднократно заявлял о том, что Украина и Россия — часть Европы и нужно стремиться к скорейшему урегулированию кризиса. А в последние месяцы Кристоф де Маржери активно лоббировал поставку в Россию «Мистралей».

А это последняя фраза в жизни, которую произнес публично глава компании Total Кристоф-Габриэль-Жан-Мария Жакин де Маржери:  «У России много друзей и партнеров на Западе. Мы не считаем, что Россию можно изолировать от основных глобальных экономических и политических процессов. Я совершенно уверен, что политика открытости, которая в прошлом помогла нам преодолеть столько препятствий, должна продолжаться».

Так кому же мешал президент Total ? 

Помните знаменитую и безотказно работающую формулировку «кому выгодно?». Она не срабатывает только при варианте роковой случайности, но в трагедии с гибелью Марджери слишком уж странных много совпадений, выстраивающихся в единый ряд и по сути отодвигающие на второй план процент случайности.

Вот такие совпадения: Это, в первую очередь, заявления и активные действия главы Total Марджери, шедшие  в полный разрез с основополагающей линией США, как в отношении антироссийских санкций, так и (самое главное!) утверждение о «необязательности платить за нефть именно долларами».   Это и место катастрофы – Москва, являющаяся столицей «империи зла», находящейся где-то между лихорадкой Эбола и исламскими террористами. Это и «отличное» время – как раз в день встречи Марджери с российским премьером Дмитрием Медведевым, где глава Total заявил «Я против санкций потому, что они, уверен, несправедливы и при этом неэффективны. Если в итоге вам остается лишь прибегнуть к санкциям, это означает провал дипломатии». Это и некая схожесть произошедшего с символическим намеком всем остальным мировым лидерами бизнеса (и не только бизнеса), поддерживающим Россию. Намеком на то, что не стоит спать спокойно при таком мировоззрении, идущим в разрез с действиями и принципами «Великой Державы США». Могут же и несчастные случаи произойти. По совершенно случайному стечению обстоятельств.

Я не берусь утверждать, что версия умышленного убийства Кристофа де Марджери, совершенного в интересах США, имеет сейчас какие-либо прямые доказательства.  И это даже не версия, а просто ряд очевидных событий и фактов, которые выстраиваются в вполне логичную цепь и исключают нагромождение  якобы случайных совпадений.

А как такое можно было осуществить? С многолетним опытом американских спецслужб возможно провести мероприятие и посерьезней, чем уничтожение главы крупной компании в третьей стране.  И вариантов имеется достаточно – от подкупа или шантажа через массу посредников любого участника событий, до внедрения во всевозможные сети и сигналы внутренней связи, включая, как человеческий фактор, так и технические новшества, о которых остальной мир пока еще не знает или только догадывается. Но похоже, что настоящего ответа на вопрос «Кто убил де Марджери?» мы, скорее всего, не узнаем. Никогда.