Крымский судостроительный завод «Залив» захватили «по понятиям» предприниматели из Татарстана

60960_44251_400_0Вслед за национализацией крымского имущества, принадлежавшего Украине, собственников начинают менять и активы, которыми владел частный украинский бизнес. В понедельник произошел силовой захват керченского судостроительного завода «Залив» Константина Жеваго. Новые менеджеры, по данным «Ъ», связаны с бизнесменами из Татарстана.

В понедельник вечером министерство информации и связи Крыма распространило сообщение керченского судостроительного завода «Залив», в котором говорилось, что украинский бизнесмен Константин Жеваго «отстранен от руководства» верфью. В заявлении утверждалось, что господин Жеваго незаконно завладел акциями «Залива», но теперь «все схемы воровства известны, в ближайшее время Жеваго и его подручными займутся правоохранительные органы». В тот же вечер ИТАР-ТАСС сообщило, что «рабочие и отряд крымской самообороны не пустили на территорию предприятия ряд руководителей», в том числе и директора по маркетингу завода Валерия Белозерова.

Но вчера ОАО «Керченский судостроительный завод «Залив»» сообщило, что «руководство и акционеры» заявляют о «рейдерском захвате предприятия» 24 августа «подставным» московским ООО «Судостроительный завод «Залив»» «при силовом участии крымской самообороны». ОАО заявило, что «захватчики оказывали давление на директора» компании и пытались «принудить» заключить договор аренды с этим ООО. Кроме того, ОАО «Залив» заявило, что в понедельник на собрании коллектива «представитель» татарского Зеленодольского завода имени А. М. Горького Андрей Жердев «представил себя в качестве директора ООО и сообщил, что общество взяло в долгосрочную аренду все производственные мощности». Зеленодольский завод входит в один из крупнейших холдингов Татарстана «Ак Барс». По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «СЗ «Залив»» было зарегистрировано в Москве 12 августа, его гендиректором является Андрей Жердев.

Министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник сообщил вчера «Ъ», что правительство «не может вмешиваться» в спор между акционерами. «Есть письмо коллектива завода «Залив» в правоохранительные органы, где они обвиняют главного акционера в скупке акций, которые принадлежали работникам, по заниженной цене,— сказал господин Скрынник. — Данных о том, что там рейдерский захват, у нас нет». По его словам, предприятие перерегистрировалось в России, но управляется «неэффективно»: задерживается зарплата, завод загружен заказами на 5%.

Андрей Скрынник рассказал, что в покупке предприятия заинтересованы «несколько российских инвесторов». Валерий Белозеров заявил «Ъ», что завод «захвачен» бойцами «крымской самообороны» и людьми, назвавшимися представителями Зеленодольского завода. По его мнению, «с помощью крымской власти решили «отжать» завод». Связаться с Константином Жеваго вчера не удалось. Источник, близкий к нему, сообщил «Ъ», что «действия рейдеров будут обжалованы в судах РФ и международных инстанциях».

Фото: Екатерина Сваровская / Коммерсантъ

Фото: Екатерина Сваровская / Коммерсантъ

Несколько источников «Ъ», знакомых с ситуацией, подтвердили «Ъ», что «»Заливом» заинтересовались судостроители из Татарстана». «Это очень хороший актив с большим сухим доком и компетенциям по строительству танкеров, буровых платформ»,— говорит один из них.

Судостроительный завод «Залив» строит танкеры, буровые платформы, контейнеровозы и химовозы, заказчики — норвежские и голландские компании. Есть компетенции по строительству судов ледового класса и военных кораблей. С 2006 года завод входит в холдинг «АвтоКрАЗ», который объединяет индустриальные активы группы «Финансы и кредит» Константина Жеваго.

По словам собеседников «Ъ», «наиболее очевидным инвестором» для «Залива» могла стать государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). «Но сложилось понятийное решение, что завод может загрузить заказами бизнес из Татарстана, а управление активом возьмет на себя Зеленодольский завод»,— уверяет один из источников «Ъ». Он считает, что «участие бизнеса из Татарстана может быть обусловлено и политическими мотивами». «Позиция крымских татар по присоединению Крыма к России была одной из ключевых проблем, и руководство Татарстана приняло активное участие в урегулировании ситуации»,— добавляет он. Глава Татарстана Рустам Минниханов несколько раз посещал Крым и во время одного из визитов заявил, что готов стать «связующим звеном» между крымскими татарами и правительством РФ. В пресс-службе Зеленодольского судостроительного завода вчера подтвердили «Ъ», что «интерес к керченскому судостроительному заводу есть». «Планируем размещать там заказы, ведем переговоры об этом»,— отметили в пресс-службе. В ОСК ситуацию не комментируют.

Егор Попов; Вадим Никифоров, Симферополь;Олег Гавриш, Киев; Ольга Кудрина, Казань

Оригинал материала: "КоммерсантЪ"