Почему приближенные министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаила Меня обслуживают фигурантов коррупционного уголовного дела Игоря Савочкина и Андрея Милосердова 

55-1Меньше всего нынешнее Иваново напоминает легендарный «город невест». Приезжих здесь встречает та самая безмятежная атмосфера, которую столичные снобы презрительно именуют «провинциальной». Тем не менее Иваново наверняка оставит свой след в перечне последних российских инноваций. Речь идет о новой модели системной коррупции, которая обкатывается в деле бывшего вице-губернатора Ивановской области Чужбинкина. Суть ее формулируется довольно просто: правоохранительные органы, действующие в одной связке с казнокрадами, списывают вину за громкие растраты на чересчур принципиальных чиновников. И пользуются при этом абсолютной безнаказанностью.

О масштабной коррупции в Ивановской области заговорили только накануне отставки губернатора, осенью 2013 года. Причем фигура, назначенная следствием на роль главного мздоимца, вызвала у представителей общественности Иваново искреннее недоумение. Бывший заместитель председателя правительства Ивановской области Андрей Чужбинкин, которого сегодня обвиняют в получении сорокамиллионной взятки (для справки: данная сумма по материалам следствия не проходит, но фигурирует в информации пресс-службы УФСБ региона), до сих пор имел безукоризненную репутацию. Да и в его уголовном деле, как следует из официальной информации, напрочь отсутствуют такие характерные оперативные мероприятия, как изъятие меченых купюр и фиксация передачи денег. Фактически все обвинение строится на показаниях одного бывшего чиновника правительства Ивановской области, полученных при весьма странных обстоятельствах.

Два мира – два чиновника

Как правило, поводом для очередного регионального скандала становится финансовый транш федерального центра. В деле Чужбинкина таким детонатором стал миллиард, который Ивановская область получила «на переселение обывателей ветхого жилья». Комичная формулировка насмешила не только местных журналистов. Местное руководство имело на эти деньги собственные планы, в которые жители аварийных домов никак не вписывались. Поэтому в ход пошла комбинация, которая в ближайшее время может стать типовой для всех коррупционных сообществ нашей страны. У всякой комбинации есть режиссер, ставший им по способностям или образованию.

Начиная большое и не вполне законное дело, на случай провала лучше всего заранее определить главного виновника. В ивановском правительстве такой человек имелся. Еще в 2006 году некий господин Савочкин, будучи исполняющим обязанности руководителя Департамента строительства и архитектуры, допустил нелепую ошибку (ошибок С. допустил много, за что его и уволили в конечном итоге). Тогда же увольнять Савочкина не стали, приставив запуганного человека к молодому перспективному управленцу Андрею Чужбинкину, который в 2008-м возглавил областной Департамент строительства и архитектуры, став к тому же заместителем председателя правительства Ивановской области.

Отношения между двумя чиновниками складывались непросто. Савочкин, будучи заместителем Чужбинкина, по его словам, частенько подставлял своего начальника, впутываясь в «серые» финансовые схемы. Когда в очередной раз до руководства дошла информация о причастности Савочкина к незаконным комбинациям, начальник Департамента строительства жестко поставил вопрос об его увольнении. Во избежание громкого скандала в 2010 году Савочкин отправился в отставку. И сразу же был назначен директором Саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Ивановское объединение строителей» (СРО). Назначение было из разряда знаковых. Областные чиновники готовились к разделу обещанного федеральным центром миллиарда. А без полного контроля за строительным бизнесом эти деньги и в самом деле могли достаться обитателям ветхого жилья. Так «висевший на крючке» чиновник фактически «сел» на живые деньги.

Виноватый по выбору

Отныне без подписи того Савочкина в Ивановской области не могла начаться ни одна стройка. И властью своей он распорядился вполне предсказуемо. Освоение денег пошло ударными темпами. Хватало и недовольных. Скорее всего, именно с подачи обделенных Савочкиным строителей ивановским СРО всерьез заинтересовались в Москве. Расследование было поручено местным силовикам. Которые, как это обычно случается в провинции, поддерживали тесные неформальные контакты с чиновниками регионального правительства.

Конечно, ивановскую прокуратуру нельзя упрекнуть в бездействии. Первые же проверки выявили следы масштабных хищений. Но всякий раз речь шла о мелких административных делах: тут недостроено, там сорваны сроки… Москва формулировала претензии к работе следователей в стиле знаменитого высказывания главы государства: «Где посадки?» Результат, которого так ждали в Москве, выдали сами ивановские чиновники. Ничего удивительного: региональные корпорации «силовиков», «авторитетных бизнесменов» и нечистоплотных политиков часто сами включаются в борьбу с коррупцией, с легкостью жертвуя своими второстепенными представителями (чаще всего подготовленными режиссером для роли «козлов отпущения»).

Ломать голову с «подставой» не пришлось: руководитель СРО идеально подходил на роль искупительной жертвы. Роковым для Савочкина стал откат в 2,5 млн рублей, который ему предложили за благожелательное отношение к долгострою хирургического (лечебного) корпуса Областной детской клинической больницы. Уголовное дело было возбуждено по заявлению некоего Андрея Милосердова, учредителя компании-застройщика ООО «ЭнергоСтройСервис».

Сценарий жесткой посадки

Операция по обезвреживанию взяточника прошла образцово: деньги Милосердов передал под видеозапись, после чего руководитель СРО был задержан и препровожден в следственный изолятор. Правда, взяв с поличным проштрафившегося чиновника, ивановские силовики не учли довольно важное обстоятельство: к моменту задержания Савочкин уже не был чиновником. Исправлять досадное упущение пришлось на ходу. К Савочкину в следственный изолятор в нарушение действующего законодательства проник сотрудник УФСБ Базанов, который убедил сидельца написать «явку с повинной». В общем и целом этот документ повторял признания, ранее сделанные проворовавшимся главой саморегулируемой организации строителей. Единственное отличие заключалось в том, что везде, где только можно, Савочкин вставил фамилию Андрея Чужбинкина. Взамен сиделец получил заметные послабления в режиме содержания.

С точки зрения любого нечестного следователя, такой подход заслуживает если не Нобелевки, то полноценного свидетельства об изобретении. Судите сами: теперь для фальсификации уголовного дела больше не надо подбрасывать деньги, напрягать агентов-провокаторов, выписывать группу захвата и т.п. Вот и тюремных показаний Савочкина хватило, чтобы возбудить дело против Андрея Чужбинкина, а потом и отправить его под арест. Кстати, к тому времени он уже занимал должность главы города Кинешмы…

Фото: Копия «Явки с повинной». В тексте — полное разоблачение следователя-фальсификатора

1_ ü¢™† · ØÆ¢®≠≠Æ©(1) 2_ ü¢™† · ØÆ¢®≠≠Æ©(1) 3_ ü¢™† · ØÆ¢®≠≠Æ©(1)

Бумага терпит все

Вопиющие несостыковки и свидетельства прямой фальсификации «явки с повинной» изложены в многочисленных жалобах и заявлениях Андрея Чужбинкина. Вот, к примеру, выдержка из его письма в Межрегиональное общественное учреждение «Объединенная общественная приемная»: «…Не владеющий тонкостями расследования общеуголовных преступлений оперуполномоченный УФСБ Базанов Ю.В. протоколом явки с повинной И.В. Савочкина по факту доказал мою, Чужбинкина А.Н., непричастность к мошеннической деятельности, проводимой самим «раскаявшимся» под давлением сотрудника органов госбезопасности обвиняемым. Подтверждение – выдержка из Протокола явки с повинной Савочкина И.В…»

«Факт фальсификации сомнению не подлежит», – пишет Андрей Чужбинкин. И задает ряд вопросов, каждый из которых может стать поводом для серьезного уголовного разбирательства, для разоблачения созданной противоправной системы в Ивановской области. Прежде всего, непонятно, каким образом сотрудник УФСБ Базанов 9 октября 2013 года проник в ивановское СИЗО-1 и провел встречу с обвиняемым Савочкиным И.В., подследственным органов внутренних дел? Получается, что Базанов, подменив сотрудника полиции, сознательно шел на должностное нарушение. Да и обещать заключенному смягчить меру пресечения он не имел права.

Представители СКР, куда обратился Чужбинкин, на его вопросы не отвечают. Причем у сыщиков есть для этого все формальные основания. Оказывается, вывод о преступных действиях следователя Миловского, который возводит дело на основе незаконно полученной «явки с повинной» Савочкина, и чекиста Базанова Чужбинкин делает исключительно «на основании субъективной оценки их профессиональной деятельности». А потому, в соответствии с приказом Председателя СК России от 11.10.2012 № 72, его заявление не подлежит регистрации и рассмотрению. Таким образом, данный приказ отменяет положения Конституции РФ и не согласуется с Уголовным кодексом. Кратко он звучит так: какое бы преступление ни совершал следователь, под уголовную ответственность он не подпадает, если, конечно, он улучшает статистику раскрываемости.

Федеральные перспективы расследования

Если фальсифицированное дело Чужбинкина дойдет до суда, то правовой беспредел ивановцев подхватят другие регионы. Но время покажет, что Закон в России работает и «не во всю ивановскую», а в соответствии с правовыми нормами. Пока же следствие пытается укрепить впопыхах слепленный фундамент обвинения. К примеру, приводятся к общему знаменателю изначально противоречивые показания мздоимца Савочкина и господина Милосердова. И стоит ли удивляться тому, что всех фигурантов дела (в том числе Савочкина и Чужбинкина) обслуживает один адвокат, носящий к тому же довольно редкую фамилию Сперанский (в настоящее время он – правая рука министра Меня М.А., а дело теперь ведет его жена, адвокат Сперанская Т.В.)? Зато в услугах защитника не нуждаются прочие коллеги отставного чиновника Савочкина, вслед за Михаилом Менем (бывший губернатор Ивановской области. – Ред.) засобиравшиеся в Москву. Федеральный размах может получить и ноу-хау ивановских сыщиков. В российских органах правопорядка, к сожалению, до сих пор хватает «оборотней в погонах».

Правда, для этого создателям «коррупционной модели борьбы с коррупцией» придется сделать своими сообщниками как минимум руководство страны и российскую общественность. Недавний арест руководителя ГУЭБиПК МВД генерала Дениса Сугробова, обвиняемого в фальсификации уголовных дел о взяточничестве, свидетельствует о решимости властей навести порядок в правоохранительных органах. И важную роль в этой «зачистке» должна сыграть общественность. Поэтому нет ничего случайного в том, что делом Андрея Чужбинкина сегодня занялось Межрегиональное общественное учреждение «Объединенная общественная приемная» под руководством Анатолия Божкова, исполняющая на практике призыв Гаранта Конституции России, озвученный в ежегодном послании 12.12.2013 года: «Необходимое условие действенности борьбы с коррупцией – активное гражданское участие, эффективный общественный контроль».

А кто же действительно заказал Андрея Чужбинкина? Кто смог заставить чекиста Базанова пойти на должностное нарушение и уголовное преступление? Ответ будет дан в следующей публикации по окончании журналистского расследования.

Павел ТАЙКОВ

Оригинал материала: «Совершенно Секретно»

«37.ru», 28.05.2014., ФСБ отреагировала на публикацию в защиту Чужбинкина в «Совершенно секретно»

Региональное управление Федеральной службы безопасности дало ответ на заявления журналистов о фальсификации явки с повинной Игоря Савочкина.

Screenshot_1

После этого в отношении Андрея Чужбинкина было возбуждено уголовное дело.

Напомним, в статье «Коррупция во всю Ивановскую» заявляется о фальсификации «явки с повинной» Игоря Савочкина.
Экс-зампредседателя областного правительства Андрей Чужбинкин обвиняется в получении через посредника за заключенный контракт на строительство лечебного корпуса областной детской клинической больницы незаконное денежное вознаграждение в размере более 40 миллионов рублей. Такое обвинение было выдвинуто после явки с повинной Игоря Савочкина, бывшего подчиненного Чужбинкина .