Владелец группы «Приват» Игорь Коломойский тратит ежемесячно около $10 млн на зарплату 3000 бойцов добровольческих отрядов и на обеспечение их питанием, обмундированием и топливом

361345_20130124152558На первом этаже администрации Днепропетровской области многолюдно. «Какое вам оружие? Мы не можем просто так оружие выдавать», — кричит потный от напряжения начальник Штаба национальной защиты Юрий Береза – мужчина в полосатой рубашке-поло. Его хмурые собеседники уходят, громко возмущаясь. Над ним висит карта Украины, к которой наспех прицеплен георгиевский флаг — утвержденный еще Александром I символ воинской доблести в царской России. Но воюет Береза сегодня за единство Украины.

«Руководство страны — политические импотенты, — говорит Береза. — Если сейчас сменить вывеску и вместо «Администрация Днепропетровской области» повесить «Правительство Украины», я уверен, что через две недели мы освободим Донецкую и Луганскую области. А еще через два месяца мы освободим Крым. Два месяца и две недели – вот сколько нам нужно».

Российская пропаганда долго пугала людей «Правым сектором» и «бандеровцами» из западных регионов Украины. Однако настоящим центром противостояния с самопровозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками с конца апреля стал Днепропетровск. Ежемесячно владелец группы «Приват», член списка Forbes, губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский тратит около $10 млн из своего состояния на зарплату 3000 бойцов добровольческих отрядов и обеспечение их питанием, обмундированием и топливом.

О бойцах Коломойского уважительно отзываются даже их противники. «Я бы не назвал их [«Днепр»] бандой, – говорит в интервью Forbes Роман Лягин, председатель ЦИК Донецкой народной республики. – Их можно называть частной армией. Они не стесняются афишировать свою принадлежность. Они неплохо вооружены. Они самые организованные, самые мотивированные и самые агрессивные».

Солдаты Коломойского обуты, одеты и вооружены заметно лучше военнослужащих внутренних войск и украинской регулярной армии.

«Количество добровольцев в Днепропетровской области составляет 30% численности всей украинской армии на сегодняшний день», — утверждает Юрий Береза. По его подсчетам, в резерве Штаба национальной защиты от 15 000 до 27 000 человек, готовых с оружием защищать единство Украины.

Защитим Донбасс

Буквально каждая третья машина на улицах Днепропетровска украшена украинским флагом, а то и двумя. Создается впечатление, что здесь происходит важное спортивное событие, но всплеск патриотизма вызван менее приятными вещами – буквально в 250 км от города, в Донецкой области – идет настоящая война. «Защитили Днепр. Защитим Донбасс», — гласят развешенные по улицам рекламные плакаты.

В Донецкой и Луганской областях захваченные здания органов власти окружены баррикадами, а в Днепропетровске у обладминистрации нет даже милиции. Рядом стоят два разноцветных пианино, на которых иногда пытаются играть посетители. В приемной замгубернатора Геннадия Корбана (бизнес-партнера Игоря Коломойского) дожидается своей очереди коренастый мужчина в форме цвета хаки.

Знакомимся. Мой собеседник оказывается командиром батальона «Донбасс» территориальной обороны Донецкой области. Этот человек (на всех опубликованных фотографиях он закрывает лицо маской-балаклавой) известен как Семен Семенченко, под этим псевдонимом он рассказывает в Facebook об операциях своего отряда. Именно в этой социальной сети он объявил о записи в батальон «Донбасс» и о сборе средств на его функционирование.

Геннадий Корбан фото Украинское фото

Геннадий Корбан. Фото Украинское фото

«Семен Семенченко» представляется капитан-лейтенантом запаса Военно-морских сил Украины. По его словам, после увольнения с флота 15 лет назад он стал предпринимателем. Его компания снимала ролики для мобильного телевидения. Название компании «Семен» не раскрывает, говорит, что тогда можно будет легко вычислить его имя.

Губернатор Донецкой области бизнесмен Сергей Тарута (№16 в рейтинге 100 самых богатых людей Украины по версии украинского Forbes, состояние $597 млн) в интервью Financial Times назвал бойцов «Донбасса» «патриотами», а сам батальон – «прототипом муниципальной полиции будущего».

Однако, похоже, помощи от родной Донецкой области «Донбасс» не получает. «Семенченко» утверждает, что первое боевое оружие ему и его соратникам удалось добыть,  напав 1 мая с «травматикой» на блокпост, охранявшийся активистами ДНР.

Именно после этого батальон «Семенченко» прозвали «черными человечками» — за цвет формы и масок.

Отрицает командир «Донбасса» и получение оружия и финансовой помощи от Днепропетровска. По его словам, здесь их обеспечивают питанием, выделили место для тренировочного лагеря на территории области. Он также настаивает на самостоятельности отряда. Однако источник в администрации Днепропетровской области признает, что деятельность «Донбасса» все же  координируется из Днепропетровска. И это далеко не единственный вклад Коломойского в войну на юго-востоке Украины.

Деньги на войну

Когда после ввода российских войск в Крым, Украина готовилась к отражению возможного вторжения в другие области, выяснилось, что неисправны аккумуляторные батареи у техники 95-й аэромобильной бригады и нескольких подразделений, стоящих в Херсонской области. Тогда представители днепропетровской администрации связались с производителями аккумуляторов и заказали недостающие — на личные деньги Коломойского. «Один аккумулятор стоит около 4000 гривен, было куплено 1856 аккумуляторов», – рассказывает замначальника штаба Михаил Лысенко.

Днепропетровская область также создала четыре собственных вооруженных формирования.  Два батальона спецназа «Днепр-1» и «Днепр-2», а также два батальона территориальной обороны. Платят добровольцам от $1260 в месяц. Для сравнения: средняя зарплате на Украине $272 (по данным Госстата Украины за апрель 2014 года), примерно столько же получает рядовой контрактник, служащий в рядах Вооруженных сил.

«Они обвешаны оружием, как космонавты», — с завистью говорит о бойцах «Днепра» командир «Донбасса».

«Мы находимся в состоянии войны с группировкой и войсками Коломойского. Даже люди с той стороны, которые периодически выходят на представителей ДНР, честно признаются, что с нами воюют частные войска частного олигарха Коломойского», — признает в интервью РБК премьер ДНР Александр Бородай.

Чтобы легально финансировать эти формирования, был открыт ряд благотворительных фондов, рассказывает Геннадий Корбан. «Учредители этих фондов — общественники. Просто мы жертвуем свои средства в эти фонды. У фондов очень педантичный подход к каждой закупаемой позиции», – объясняет Корбан. Какие-то средства приходится напрямую передавать в Минобороны и МВД, например деньги за оружие. Что-то приходится покупать за рубежом – например, недавно были приобретены 50 винтовок М-16.

Формально батальоны территориальной обороны находятся в ведении Министерства обороны, а батальоны «Днепр-1» и «Днепр-2» подчиняются МВД. Но Юрий Береза не скрывает негативного отношения к начальству из милиции. «Батальон-то ментовский, а у нас ментов изначально не любят, — говорит командир «Днепра». – Никто добровольно не хочет быть ментом. Согласны воевать, но не при МВД».

Методы у днепропетровских батальонов жесткие.

Например, во время столкновений в Мариуполе на майские праздники из Днепропетровска поступил приказ: сжечь все административные здания, где скрывались противники. «Когда начали погибать наши ребята, мы дали команду действовать более радикально в отношении тех мест, где засели сепаратисты, — признается Геннадий Корбан. – Здания были сожжены, чтобы нечего было охранять и негде было там сидеть. Эти здания ничего не стоят. Жизнь людей стоит дороже».

Но о событиях в Одессе, где в результате пожара в здании Дома профсоюзов погибли десятки человек – сторонников федерализации Геннадий Корбан говорить не хочет. Лишь добавляет: «Теперь там порядок».

Мотивация

Что движет Игорем Коломойским? Сам губернатор не смог найти времени для встречи с корреспондентом Forbes. По словам «Сергея Семенченко», среди бойцов ни для кого не является секретом, что у него экономические интересы. «[Ринат]Ахметов (богатейший украинский бизнесмен, №88 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes, состояние — $12,5 млрд) должен будет ответить за то, что он «слил» Донбасс», – считает «Семенченко». Он уверен, что после войны обязательно произойдет перераспределение ресурсов, и активы Ахметова уйдут тому, кто действительно много делал для победы Украины (в ней он, разумеется, убежден).

Геннадий Корбан описывает интересы группы «Приват» гораздо скромнее. По его словам, мотивация Коломойского совершенно другая — «осознание того, что мы можем потерять страну, жизнь, семьи, благополучие; причем благополучие на последнем месте». Команда Коломойского все же рассчитывает на благодарность Киева. «Вполне возможно, что какие-то преференции для нас будут, – рассуждает Корбан. – Но бы боремся не за них».

Из крупных активов Коломойского на востоке Украины находится Стахановский завод ферросплавов.

Расположенное в Луганской области предприятие – крупнейший завод ферросилиция на Украине (обеспечивает половину общеукраинского производства). В ночь на 19 мая неизвестные вооруженные люди напали на подстанцию «Алмазная» и обесточили завод. «Группа несет очень большие убытки именно в этих областях. Посчитать их сложно. Кроме того что приходится приостановить работу завода, происходит грабеж банкоматов, нападают на инкассаторов», – рассказывает Корбан.

Есть у Коломойского и личная мотивация.

Экс-президент Грузии Михаил Саакашвили признал, что днепропетровский губернатор оттеснил его в списке личных врагов Владимира Путина на второе место.

«После смерти Бориса Березовского я действительно имел репутацию врага №1 для Путина, – сказал Саакашвили в интервью газете «Украина молодая». — Моя очередь словно подошла… Ибо у меня больше не было, так сказать, конкурентов. И тут, на счастье, на голову свалился днепропетровский губернатор. Он сказал перед телекамерами о Путине такое, о чем я мог только думать, но никогда вслух не сказал бы».

Во время своей первой пресс-конференции в должности губернатора Коломойский, намекая на российского президента, сказал о «шизофренике маленького роста». Владимир Путин после этого назвал Коломойского «проходимцем», «кинувшим» Романа Абрамовича. Вскоре днепропетровский бизнесмен лишился своего российского бизнеса – Москомприватбанка. Но Геннадий Корбан не готов пока оценить потерю. «Сделка еще не завершена, но, насколько мне известно, мы ожидаем адекватную цену» — улыбается предприниматель-чиновник.

Справка

Игорь Коломойский — основатель группы компаний «Приват» и крупнейшего в стране Приватбанка (№3 в списке украинского Forbes, состояние — $2,4 млрд). В 1992 году вместе с партнером Геннадием Боголюбовым он основал Приватбанк (активы $24 млрд, капитал $2,8 млрд, по данным МСФО, сентябрь 2013 года).

Илья Жегулев

Оригинал материала: "Forbes"