Мегапроектами страны займутся «криминальные» друзья экс-министра транспорта Игоря Левитина
В былые времена бабушки-повитухи, принимавшие в деревнях роды, обязательно приговаривали: если лобик большой – генералом будет, а если ручонка лопатой – к деньгам. Уж не знаю, что за повитуха была в поселке Цебриково Одесской области, где родился бывший «министр катастроф» и нынешний «инфраструктурный» помощник президента Игорь Левитин, но она явно не поскупилась. То есть, и генеральство пообещала, и деньги. И ведь сбылось! Причем все сразу: став генералом от транспорта, Игорь Евгеньевич получил право контроля и распределения огромных государственных бюджетов. После окончания министерской карьеры и небольшого затишья, пророчество проявилось с новой силой. Впрочем, обо всем по порядку.
Приступ активности бывшего министра пришелся аккурат на начало марта, когда обсуждалось использование средств из госбюджета на строительство транспортной инфраструктуры под чемпионат мира по футболу 2018 года. Левитин, как бы ненароком, умудрился отодвинуть от футбола и важнейших спортивных объектов даже министра спорта Виталия Мутко, и поверх его головы повел переговоры с руководителями администраций тех городов и республик, где должны пройти не только игры чемпионата мира по футболу, но и грядущая зимняя Универсиада в Красноярске. Виталий Мутко, конечно, волнуется, как бы футбол с лыжами тоже не стал в руках Левитина катастрофой. Но, наверно, ничего поделать не может.
Впрочем, что спорт? Так себе, мелочь. Вот по-настоящему возбудился Левитин, когда узнал, например, о планируемом строительстве ЦКАД. Как-никак, 300 млрд на дороге не валяются. А тут еще прошла информация о развитии аэродромной инфраструктуры Московского авиаузла, на которое будет выделено более 100 млрд, строительстве сухогрузного порта в Тамани (50 млрд). Ну, и самый лакомый кусок — мост через Керченский пролив с дальнейшим обустройством Крыма. А есть ведь еще БАМ с Транссибом. В общем, если суммировать по самому минимуму, получается более полутора триллиона рублей. И никакого тендера на реализацию этих проектов не предвидится. А зачем тендер, если есть Левитин. Тем более, большинство проектов имеют отношение к транспорту, тема знакомая, схемы обкатаны…
А если очередная катастрофа, о которой так беспокоится Мутко, то и это не беда: бывший министр транспорта известен своим умением не только раздувать сметы, но и уходить от ответа. Но с другой стороны, способен ли один человек, даже такой «гениальный», как Левитин, освоить в одиночку такие объемы? Ясное дело, не способен. Помощники нужны. И таковые у Левитина есть. Недавно обозреватель «ПравдеВглаза.ру» Александр Меркушин поведал общественности, что на заре своей карьеры экс-министр был связан «деловыми» отношениями с такими «авторитетными» людьми, что одно только упоминание имени которых вызывает у многих дрожь.
И ничего удивительного, что после того, как в 2004 году Игорь Левитин стал министром транспорта, бизнес этих его так называемых «компаньонов» резко пошел в гору. Именно влияние главы Минтранса помогло известному питерскому бизнесмену Илье Траберу удержать контроль над ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Игорь Левитин познакомился с этим весьма «авторитетным» деятелем во второй половине 90-х, когда работал в компании «Северстальтранс» (ныне «Н – транс»), занимался скупкой контрольных пакетов акций портов Таганрога и Туапсе и курировал бизнес-проекты, связанные с петербургским портом. Бывший офицер-подводник, бармен в баре «Жигули», переквалифицировавшийся в короли антикварной торговли северной столицы (в криминальном мире Трабер известен как «Антиквар»), Илья Ильич, по версии полиции Монако, «связан с тамбовской преступной группировкой». В российских СМИ его имя упоминается в историях с контрабандой предметов антиквариата и наркотиков, имущественными конфликтами вокруг топливного бизнеса и ряде заказных убийств в Санкт-Петербурге и Выборге.
Удержание контроля над «Морским портом Санкт-Петербурга» связано с целой чередой жестоких убийств. С 1997 по 2004 год были убиты более 10 предпринимателей и менеджеров, участвовавших в конфликтах вокруг порта. Среди них был и председатель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Михаил Маневич, пытавшийся аннулировать приватизацию ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» в пользу компаний Ильи Трабера. И хотя нет никаких доказательств, что «Антиквар» был причастен к этим преступлениям (дела странным образом спускались на тормозах), именно в то время Илья Трабер и его компаньоны сумели-таки взять госимущество под свой контроль. Новым директором по маркетингу и коммерческой работе в ОАО стал бывший экспедитор Новороссийского порта Игорь Русу, которому господин Трабер явно благоволил, а затем в их окружении появился и Игорь Левитин. По всей видимости, именно то время и можно считать стартом к победе коррупции и криминала над законом.
Команда Трабера и Русу владела питерским портом через лихтенштейнский офшор Nasdor Inc, но после того, как вокруг гавани развернулась настоящая кровавая бойня, им пришлось покинуть свои места. Однако, на тот момент у «бизнесменов» оставалось учрежденное ими ЗАО «Портовый флот». Оно удержало почти половину буксировочного флота, завязанного на морской порт Петербурга. А, кроме того, это ЗАО приобрело госактив за смешную сумму в 204 тысячи долларов. Примечательно, что конкуренты из фирмы «Балтийский флот» за одну лишь аренду предлагали 2 млн долларов. Но суда уплыли к «антикварам», сохранившим контроль над работой порта. Ведь без буксиров она невозможна в принципе, и владелец подобного актива всегда может единолично диктовать гавани свои условия. Левитин тогда не перекрыл кислород этой мутной буксирной сделке, и причины нужно искать в тесных связях бывшего министра с обозначенными выше товарищами.
При Левитине произошли весьма показательные кадровые перемены: в 2008 году на должность заместителя руководителя подведомственного Минтрансу Росречморфлота был переведен ни кто иной, как Игорь Русу. Снабжение программным обеспечением и электроникой морского и речного транспорта было поручено петербургскому ЗАО «Транзас», учрежденному фигурантами уголовного дела по ст. 198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Только за сентябрь-декабрь 2010 года, согласно СПАРК-Интерфакс, «Транзас» заключил с Росречморфлотом 19 контрактов, общая стоимость которых превысила 1,4 млрд. рублей.
В 2009 году государственная карьера господина Русу продолжилась: он возглавил ФГУП «Росморпорт», которой поручено управление федеральным имуществом в портах России и распределение многомиллиардных контрактов по строительству портовых мощностей. А двумя годами ранее «Портовый флот» и прочие компании команды Трабера завладели причалами Балтийского судомеханического завода (БСМЗ), составляющими весьма существенную часть портовых мощностей северной столицы. Одновременно к буксировочным операциям в Балтийском и Северном морях получило доступ ООО «НЕБ – Буксирный сервис». Его соучредителями оказались совладельцы БСМЗ и бывший директор «Портового флота» Олег Кобелев. Фактически эти люди составляли в тот период неформальную команду Трабера, который, устав, видимо, от антикварных дел, решил подчинить себе море.
В том же 2009 году у министра Левитина появился новый заместитель — бизнесмен, совладелец компании Volgo-Balt Transport Holding Limited Виктор Олерский. Вошедшие в этот холдинг ОАО «Северо-Западное речное пароходство» и ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Олерский приобрел, как писали СМИ, с помощью своего ближайшего партнера, члена Совета Федерации от Республики Башкортостан Игоря Изместьева. А борьба за эти активы сопровождалась убийствами, совершенными членами «кингисеппской» ОПГ. За эти преступления, а также пять покушений на убийство, включая попытку ликвидации сына президента Башкостостана Урала Рахимова, Изместьев в 2010 году был приговорен к пожизненному заключению. 26 участников «кингисеппской» ОПГ в 2007-10 гг. осуждены на сроки от 4,5 до 23 лет. Но Виктору Олерскому обвинение так и не было предъявлено.
В 2012 году Левитин не попал в новое правительство, а вместе с ним из структур министерства транспорта погнали и его дружков. Но, что и говорить, дружба «по понятиям» крепка. Например, Игорь Русу явно не без помощи старшего товарища катапультировался прямиком в кресло генерального директора ООО «РМП-Тамань», и немедленно занялся освоением средств, выделенных на создание сухогрузного района порта Тамань. Удивительно, но именно из Тамани будет начато строительство перехода через Керченский пролив. И что это, если не стратегическое мышление? Хотя может быть и просто удачное стечение обстоятельств. В любом случае, нетрудно догадаться, что именно левитинские дружки получат гигантский государственный заказ.
Уместно будет вспомнить, что именно при министре Левитине фраза о двух российских бедах – дураках и дорогах – наполнилась новым актуальным смыслом. Ведь такого количества катастроф на дорогах вследствие недобросовестного строительства давненько уже не было. И страшно себе представить, что эти же люди способны превратить государственные мегапроекты в государственные мегакатастрофы. Причем, на бесконкурсной основе. Игорь Евгеньевич доказал, что всегда доводит начатое и задуманное до конца — даже если это конец вверенной ему отрасли…
Но что делать? Ручонка-то – лопатой. Греби, пока есть возможность. Превращай лопату в «лопатник». А катастрофы – они для людей, а не для министров и их подельников. Эти всегда выйдут сухими из воды. Даже если этой водой станет вода Керченского пролива.
Дмитрий Лунин.