Сформировавшийся вокруг нового руководителя Дагестана Рамазана Абдулатипова родственный клан очень жестко диктует новые правила игры местному бизнесу

1359465324_ramazanОдной из главных причин смены руководства Республики Дагестан около года назад было возмущение общественности разгулом коррупции. Но, как следует из опубликованной в газете «Версия» статьи Марата Хайруллина «Корсары Рамазана Абдулатипова» надежды дагестанцев на то, что назначенный Президентом РФ Рамазан Абдулатипов будет решительно бороться с коррупцией не оправдались. Более того, клан, сформировавшийся вокруг Абдулатипова, очень жестко диктует новые правила игры местному бизнесу.

Среди наиболее скандальных эпизодов выделяется ситуация, сложившаяся вокруг «Кизлярского коньячного завода». Старейшее предприятие с богатыми традициями уже пытались приватизировать, но, вступив в должность Президента РД, Абдулатипов приватизацию отменил под предлогом того, что нельзя дешево продавать такой актив. По оценкам независимых экспертов завод стоит порядка 15-20 млрд. рублей.  Однако вскоре гендиректором предприятия был назначен близкий к семье Абдулатипова Магомед Саадулаев, а его замом — племянник Президента Республики Камиль Мирзалиев. Недавно предприятие снова было решено приватизировать, а стартовая цена была объявлена на уровне 4 млрд. рублей. Это возмутило работников завода, которые провели митинги протеста. Многие считают, что завод будет продан за бесценок, запасы коньячных спиртов, оценивающихся в 8 млрд. рублей, распродадут, а предприятие придет в упадок.

Как следует из публикации, при Абдулатипове успела сложиться целая система, которая работает на благо правящего клана. Ключевым элементом системы является Исполком Стратегического совета при Президенте республики Дагестан, который возглавляет зять Рамазана Абдулатипова Магомед Мусаев. Москвичи запомнили его как скандального гендиректора Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). Мусаев мало внимания уделял развитию ВВЦ как выставочной площадки, а ряд его решений вызвал шквал возмущения общественности. М.Хайруллин пишет: «Известные российские космонавты требовали выяснить подробности исчезновения ряда знаковых экспонатов из павильона «Космос», где Мусаев умудрился устроить поросячьи бега. И в частности, каким образом скафандр Юрия Гагарина оказался в национальном музее Астронавтики США». В конечном счете, Мусаева сняли с должности, но он оказался востребованным после вступления Рамазана Абдулатипова в должность Президента Дагестана.

Рамазан Абдулатипов очень близко знаком с коррупционными процессами дагестана Фото: ИТАР-ТАСС

Рамазан Абдулатипов очень близко знаком с коррупционными процессами дагестана Фото: ИТАР-ТАСС

Упомянутый Исполком Стратегического совета, возглавляемый Магомедом Мусаевым, создал «Корпорацию развития Дагестана». Насколько это серьезная организация, смогли почувствовать руководители промышленных предприятий, расположенных в Махачкале. Им было предложено перевести свои производства за пределы города за некие «дивиденды» от «Корпорации развития Дагестана».  На освобождающихся территориях, якобы, собираются возвести «сады и парки». Однако, автор статьи обращает внимания на тот факт, что завод имени Гаджиева занимает 23,8 га, (ориентировочная оценка — около 4-5 млрд. рублей), а к нему прилегают участки, принадлежащие вице-премьеру Абусупьяну Хархарову. В статье говорится, что тему переноса промышленных предприятий курировали два вице-премьера: Магомедгусен Насрутдинов и Абусупьян Хархаров. Первый находится в СИЗО, а второй «до назначения на пост вице-премьера находился в международном розыске по делу о хищениях государственных средств, полученных на реконструкцию Махачкалинского морского торгового порта».

Странные вещи происходят и с оценкой стоимости участков. В 2013 году в Устав «Корпорации развития Дагестана» было внесено 30 млн. рублей деньгами и земельными участками оценочной стоимостью 2,13 млрд. рублей. Оценку стоимости осуществляла московская консалтинговая группа ОАО «НЭО ЦЕНТР»  . По оценке независимых экспертов,  «передаваемые в уставный фонд «Корпорации развития Дагестана» 115,5 га элитных земельных участков в городах Махачкале, Каспийске, на особо охраняемой территории побережья Каспийского моря были оценены по многократно заниженной цене — всего лишь 1 тысячу 800 рублей за кв. метр. Если открыть любой сайт объявлений о продаже земли в дагестанской столице, то без труда можно убедиться в том, что средняя цена составляет 20-35 тысяч рублей (а участки на побережье доступны только избранным)». Иными словами, государство не досчиталось порядка 20 млрд. рублей за счет «неточной» оценки.

Под эти и другие проекты подводится нечто вроде идеологической базы. Официальным разработчиком стратегических проектов для Дагестана числится фирма «IRP Group», возглавляемая бывшим журналистом Булатом Столяровым, с которой связано много скандалов в различных регионах страны. Достаточно сказать, что министр экономики Республики Татарстан Марат Сафиуллин был отстранен от должности из-за того, что без конкурса допустил эту фирму разрабатывать стратегию развития Татарстана до 2030 года. В Дагестане у Столярова таких проблем не возникает. Его фирма исправно получает подряды на разработку разного рода «стратегий» за очень приличные деньги.

По мнению кандидата экономических наук Сергея Михайлова, «Дагестан – республика очень сложная и в то же самое время имеющая большой потенциал для развития. Преодоление коррупции является непременным условием развития республики, а ее усугубление создает опасное напряжение в очень взрывоопасном регионе. Изложенные в статье факты требуют тщательной проверки и принятия соответствующих мер».

Сергей Николаев.