Как живет Красная Поляна и прибрежный Сочи за 100 дней до Олимпиады
«С будущим Сочи после Олимпиады все понятно. Внизу, у моря, — курорт для бедных. Здесь, в горах, — курорт для богатых», — уверенно рассуждает ресторатор из Москвы. Мы сидим в его ресторане в Красной Поляне. Меню рассчитано на состоятельных гурманов: лесной голубь, фуа-гра с айвой, стебли горного лопуха…
Вокруг пустовато. Кроме нашего столика заняты еще три-четыре. Не сезон. Но прошлой зимой найти вечером свободный столик было трудно. «Я как-то приехал вечером. В зале — олигархи из топ-50 списка Forbes, чиновники правительства и администрации президента», — вспоминает хозяин. Рассказывает, что выручка этого ресторана такая же, как у ресторана в центре Москвы. А ресторан в прибрежном Сочи ему и бизнес-партнерам почти ничего не приносит.
«Я сомневаюсь, что в России есть столько богатых, чтобы после Олимпиады отели в Красной Поляне были заполнены хотя бы наполовину, — говорит он. — Здесь будет около 9000 гостиничных номеров на четыре курорта без общего ски-пасса — «Горная карусель» Сбербанка, «Роза Хутор» Владимира Потанина и газпромовские «Лаура» и «Альпика сервис». Вместе с гостиницами внизу в Сочи будет около 42 000 номеров. Примерно столько же гостиниц в 14-миллионной Москве. Из-за избытка предложения цены снизятся, надеется мой собеседник: «Поедет средний класс плюс невыездные военные и сотрудники спецслужб». По его мнению, проблемы с заполняемостью будут только у «Горки города»: слишком большой проект с архитектурой, похожей на Анталью.

Располагается у горнолыжного комлекса «Горная карусель». Строительство продолжается до сих пор. После Олимпиады это будет «Горки город». Красивый проект с большими рисками — непонятно, где взять столько туристов, чтобы заполнить гостиницы.
Достроить город
Ассоциации с Турцией в «Горки городе» возникают. Но не из-за архитектуры, а из-за многочисленных турецких рабочих.
Это один из последних олимпийских объектов, где по-прежнему идет строительство. Хотя и не такое бурное, как полгода назад. Многие гостиницы построены, но работы все равно много — например, не готова центральная площадь, — и сложно понять, успеют ли достроить к началу февраля.

Строительные работы продолжаются до сих пор. Строят турки, так как подрядчик строительства — турецкая строительная компания Sembol. Изначально весь проект (горная медиа-деревня и трамплин) оценивался в 40 млрд руб., но к концу стройки подорожал до 72 млрд руб.
«Успеем», — уверенно говорит зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов. Но нужно еще сдать объекты, а у Ростехнадзора на приемку уходит до двух месяцев, объясняет он. Кузнецов четвертую неделю живет в Красной Поляне — следит, чтобы строители не выбивались из графика: на кону репутация страны, Сбербанка и его начальника Германа Грефа. Сбербанку принадлежит 92% акций «Красной Поляны» — инвестора-застройщика.

Многострадальный порт, который построила компания Олег Дерепаски. После Олимпиады порт планируется перестроить в причал для яхт. Главное, чтобы они сюда приплывали.
Это самый большой девелоперский проект в Красной Поляне — свыше 600 000 кв. м жилой и коммерческой недвижимости. Для сравнения: «Роза Хутор» — около 420 000 кв. м, газпромовские курорты — около 500 000. Строить меньше «Красная Поляна» не может из-за обязательств России перед Международным олимпийским комитетом (МОК) — во время Олимпиады здесь будут жить журналисты.

Когда в 2007 г. Сочи выиграл право провести Олимпиаду, президент Владимир Путин пообещал членам МОК, что со снегом на Играх будет все в порядке. Для гарантии на «Розе Хутор» хранят прошлогодний снег, но верят, что наступающая зима будет снежной.
«Горки город» — уменьшенная копия всей Олимпиады: колоссальные инвестиции в красивый проект с большими рисками. Стройка идет в двух местах — у подножья хребта Аибга и на самом хребте 400 метрами выше. «Нижний город задуман как молодежное, если хотите, тусовочное место — здесь будут торговые центры, рестораны, бары, фитнес-центр, — рассказывает Кузнецов. — Вверху потише и более респектабельно». Из-за кредитного соглашения с ВЭБом апартаменты пока не продаются, хотя в листе ожидания около 100 человек.
Мы обходим стройку, заходим в гостиницы. Во многих закончилась чистовая отделка, стоит мебель, укрытая целлофаном. Операторы для гостиниц уже отобраны, рассказывает Кузнецов: Marriott, Swissotel, Rixos. Поднимаемся на четвертый этаж строящегося торгового центра. Под стеклянной крышей будет бассейн с пляжем, лежа на котором можно смотреть на снежные вершины. «Здесь будет очень красиво», — обещает зампред Сбербанка.

Находится на комплексе трамплинов, где есть даже бассейн для заготовки снега. Итоговая стоимость строительства всего комплекса в итоге превысила 8 млрд руб.
Земля Дерипаски
С ноября добраться из Красной Поляны в Сочи можно будет не только на машине, но и на поезде. РЖД уже построила совмещенную железную и автомобильную дорогу. Это самый дорогой олимпийский объект — федеральному бюджету он обошелся в 230 млрд руб.
Олимпийский парк со стадионами находится в Адлерском районе на землях бывших совхозов «Южные культуры» и «Россия». В 2006 г., когда Сочи уже выставил кандидатуру на проведение Олимпиады, эти земли скупили структуры Олега Дерипаски. Он и сейчас остается крупнейшим частным владельцем земли в этом районе. На берегу Черного моря компания олигарха строит олимпийскую деревню для спортсменов. После Олимпиады ее будут продавать как апартаменты. Прошлым летом представитель «Базэла» обещал, что цена квадратного метра будет от 50 000 до 70 000 руб. Однако сотрудники «Олимпстроя» и оргкомитета «Сочи-2014», которые хотят остаться жить в Сочи после Олимпиады, говорят, что цены начинаются от 150 000 руб. за 1 кв. м.

Во время Олимпиады и после нее в поезде «Ласточка» можно будет быстро и с комфортом добраться из Красной поляны до олимпийского парка. Рядом с железнодорожной дорогой проходит новая автомобильная. Вместе на их строительство РЖД потратило более 200 млрд руб.
Когда в 2011-2012 гг. строительство стадионов и олимпийской деревни было в разгаре, в Адлере было пыльно, несмотря на высокую влажность. Сейчас арены и деревня почти готовы, пыли нет. После холодной и дождливой Москвы прогуляться по солнечной набережной — одно удовольствие. Атмосфера причудливая: столики кафе по-европейски вынесены на улицы, но тут же разносится попса из выставленных на улицу колонок у музыкального магазина. Абхазы, торгующие мандаринами; цыгане, предлагающие погадать; армяне, обсуждающие футбол. Шашлыки в прибрежных кафе с лабухами по вечерам. Вывески Prоducts на продуктовых магазинах.

Во время Олимпиады здесь будут жить спортсмены, а после состязаний апартаменты и комнаты будут проданы. Из окон домов видно море, до аэропорта — 10 минут на машине.
Дорога на машине в центр Сочи занимает два часа, хотя езды — на 30 минут. Пробки в Сочи такие, что потерять терпение могут даже москвичи. Местные советуют вообще не пользоваться автомобилем в Сочи в феврале. Все будет перекрыто, и пробок скорее всего не будет, но без пропуска не проедешь и не припаркуешься.

Представитель «Базэла» говорил в прошлом году, что средняя цена продажи 1 кв. м в этих апартаментах после Олимпиады составит около 80 000 руб. Однако, по словам сотрудников «Олимпстроя» и оргкомитета «Сочи-2014», которые хотят остаться в Сочи после Игр, цены уже выросли до 150 000 руб. за кв. м, и до начала соревнований ничего купить здесь нельзя.
В центре спокойнее, чем в Адлере. Напротив морского вокзала растянут большой белый шатер, в котором на время Олимпиады будет магазин Bosco. Недалеко гостиница «Москва», которую братья Билаловы собирались реконструировать к Олимпиаде. По словам федерального чиновника, гостиница к Олимпиаде достроена не будет. Это не единственный объект, построить который к Олимпиаде не успеют: жители поселка Кудепста так и не дали возвести Кудепстинскую ТЭЦ, не будет полностью готов дублер Курортного проспекта.

До спортивных объектов жильцы смогут добираться пешком. Компактное расположение стадионов, олимпийской и медиа-деревни было одним из преимуществ Сочи во время конкурса на право проведения Олимпиады.
Домик Потанина
В Красной Поляне и внизу, в Олимпийском парке, почти все спортивные объекты готовы. Исключение — центральный стадион, где пройдут церемонии открытия и закрытия.

Именно здесь, на центральной площадке олимпийского парка будут проходить церемонии награждения победителей. Попасть сюда можно без билета на соревнования. Мимо проходит часть трассы «Формулы-1».
Готов один из самых сложных олимпийских объектов — трамплины в Красной Поляне. Когда их начинали строить, то выяснилось, что нужна дополнительная инженерная защита, иначе трамплины сползают вниз. Сейчас почти у всей инфраструктуры вокруг них, например трибун и дорог, помимо прямого назначения есть еще одно — держать трамплины на месте.

На этом стадионе пройдут церемонии открытия и закрытия Олимпиады. Пока строительство продолжается. Подрядчик — «Ингеоком». Это здание — один из нескольких олимпийских объектов, по которому возбуждено дело о завышении проектной стоимости и попытки хищения бюджетных средств.
В феврале здесь был президент Владимир Путин и не увидел дороги к трамплинам, на возведении которой настаивал МОК. Путин раскритиковал основного бенефициара «Красной Поляны» Ахмеда Билалова, после чего тот вместе с братом перебрался в Лондон. Компания перешла к Сбербанку, который и профинансировал строительство дороги. Но большинство зрителей по ней не поедет — удобнее будет добраться по канатной дороге от железнодорожной станции Эсто-Садок.

Трамплины должны были построить к концу 2011 г., но сдали объект только недавно, а канатная дорога, которая должна везти сюда зрителей, не готова до сих пор. Посетив трамплин в этом феврале, президент Владимир Путин раскритиковал Ахмеда Билалова, считавшегося реальным владельцем «Красной поляны» (формальным был его брат Магомед). Братья Билаловы теперь живут в Лондоне, трамплин достраивал «Сбербанк».
Успеваю на церемонию закрытия открытого чемпионата России по прыжкам с трамплина. Награждают команду из Нижнего Новгорода, которая выиграла смешанный зачет. Предолимпийские соревнования прошли не только здесь, а на всех объектах будущих Игр. Теперь их закроют для зарубежных спортсменов до Олимпиады. Тренироваться смогут только наши.

Один из объектов, который перепрофилируют после Олимпиады, — здесь будет велотрек. А вот от планов переноса некоторых стадионов — керлинг-центра и малой ледовой арены — в другие регионы отказались из-за сложности и дороговизны.
На санно-бобслейной трассе тренировки идут вовсю. Раздается крик: «Давай, давай, давай», затем смачные хлопки. Это министр спорта Виталий Мутко азартно подгоняет российских саночников. Он наверняка помнит, что прошлая Олимпиада (неудачная) закончилась для руководителя Олимпийского комитета России Леонида Тягачева отставкой. Мутко в прогнозах осторожен: говорит, что четвертое место в общекомандном зачете будет успехом.
Для российских саночников и бобслеистов построили чуть в стороне от основной трассы тренировочные. «На них можно тренировать старт. Хороший разгон — 60% успеха», — объясняет сотрудник оргкомитета «Сочи-2014».

Самый дорогой стадион из всех построенных к «Олимпиаде» — на его строительство потрачено свыше 50 млрд руб. Инвестор — «Газпром».
Спускаюсь вниз. Недалеко от финиша есть дом, откуда начинался проект «Олимпиада в Сочи». Сейчас это офис «Олимпстроя», но дом известен как Домик Потанина. Владимир Потанин построил его в начале 2000-х, чтобы кататься на лыжах в Сочи. В июне 2005 г. на лужайке перед этим домом полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак объявил, что Сочи будет претендовать на проведение Олимпиады в 2014 г. Главным спонсором заявочной компании стал сам Потанин. И если раньше его сочинский дом стоял в уединенном живописном месте, то теперь от былого спокойствия не осталось и следа — рядом дорога, санно-бобслейная трасса и продолжающаяся стройка.

Горная олимпийская деревня. Ее строительство обошлось курорту «Розе Хутор» в $1 млрд и сделало весь проект неокупаемым.
Осталась инфраструктура
Если судить только по спортивным объектам и аэропорту, то Сочи к Олимпиаде готов. Но сопутствующая инфраструктура — пока нет. Нужно достроить медиадеревню, гостиницы для туристов, подъемники, завершить обновление городских электросетей, запустить совмещенную дорогу — убрать строительный мусор. Ощущения, что могут не успеть, не возникает, оргкомитет «Сочи-2014» вовсю торгует билетами на соревнования. Аврала не будет, обещает вице-премьер по Олимпиаде Дмитрий Козак: к 25 декабря стройка в Сочи закончится, останется благоустройство. А другой федеральный чиновник даже шутит: «Напишите: к церемонии открытия точно закончим. Главное, чтобы факел с огнем не погас».
Фото: Татьяна Лысова/Ведомости
Максим Товкайло
Оригинал материала: "Ведомости"