Пресс-конференция в Интерфаксе: талантливого юриста и мать четверых детей арестовали за то, что она слишком эффективно защищала своего клиента?

photo_101094Елена Тищенко, которую пресса именует юристом бывшего владельца БТА-банка Мухтара Аблязова, была задержана 30 августа в гостинице «Балчуг». А уже 3 сентября Тверской суд Москвы арестовал ее  на два месяца. Тищенко —  мать четверых дочерей, младшей из которых всего два года. Ей предъявили обвинение по четвертой части статьи 174 УК РФ – легализация преступных доходов бизнесмена Мухтара Аблязова.

«Сегодня Елена Юрьевна,  которая всегда держится очень мужественно, несколько раз срывалась в плач. Она на грани нервного срыва. Как юрист, она чувствует себя уязвленной. Как женщина и как мать, она подавлена. Но я верю, что она продолжит бороться. Не думаю, что она даже допускает мысли о суициде», — рассказал после судебного заседания адвокат задержанной Алексей Поздняков.

Статья 174 УК РФ, которую вменяют Елене Тищенко, в полном объеме декриминализована. Это означает, что статья подпадает под амнистию, согласно постановлению Госдумы РФ от 2 июля 2013г. Кроме того, такой меры пресечения как содержание под стражей, этой статьей не предусматривается.

Елена Тищенко. Фото: РИА НОВОСТИ

Елена Тищенко. Фото: РИА НОВОСТИ

«Одним из первых наших шагов  стала  подача ходатайства об изменении меры пресечения, в связи с наличием амнистии. На что был получен уникальный ответ правоохранителей, что это возможно только, если Еленой будет возвращено имущество на сумму… 439 млн. дол. Но это имущество было похищено в 2009-2010 годах, когда Елена вообще была  не знакома с Аблязовым и к тому же находилась в декрете», — рассказывает Алексей Поздняков.  Елена Тищенко неоднократно заявляла, что готова сотрудничать со следствием. Однако следователь Будило в отказе указал, что со следствием она не сотрудничает.

Юристы Тищенко уже написали открытое письмо, которое было опубликовано в газете «Ведомости». Они полагают, «что Елена Тищенко со своей открытой позицией в судах и желанием установить истину в законодательных коллизиях решений лондонских судов в России стала «мальчиком для битья» в затянувшейся экономической войне между БТА-банком и Мухтаром Аблязовым».

24 октября в 11 утра адвокаты Елены Тищенко  вместе с ее братом  Сергеем и правозащитниками  намерены провести пресс-конференцию в агентстве Интерфакс.

СПРАВКА

Елена Тищенко стала публичной фигурой в том момент, когда стала представлять в британских судах интересы своего мужа, украинского бизнесмена Сергея Тищенко. Последний решил в свое время купить порт Витино через акции и приобретение долга перед БТА-банком.

Контрольный пакет — 51% акций порта — находился у Мухтара Аблязова, опального казахского олигарха, на арест которого в то время уже была выдана санкция за миллиардные хищения средств казахского «БТА Банка». Перекупив права требования на долг компании, владеющей активами порта, можно было вводить своих управленцев, и начинать погашать долговые обязательства перед «БТА-банком», что и собирался сделать Сергей Тищенко.

Главной неожиданностью стало то, что две компании, которые участвовали в сделке по перекупке долга Витино, оказались под арестом. Первая компания – Valenora – принадлежала Сергею Тищенко, вторая – International Petroleum Services Group (IPSG) – его партнеру Андрею Воробьеву.

Мухтар Аблязов

Мухтар Аблязов

Высокий Лондонский Суд арестовал обе компании, причислив их к активам Мухтара Аблязова, купленным на деньги БТА Банка. Юристы банка пытались вернуть их Елене Тищенко, защищавшей интересы мужа в Лондоне, но она, видимо, оказалась очень хорошим юристом. По крайней мере,  показания для российского следствия на нее дали британские юристы, которые работают на БТА-банк. Елена Тищенко вступила в процесс на стороне компаний IPSG и Valenora, довольно успешно отстаивая их позицию и предпринимая усилия, чтобы вывести компании из-под ареста. Настолько успешно, что оппоненты четы Тищенко стали опасаться скорой развязки. Выигрышное решение по IPSG и Valenora создало бы прецедент для многих других компаний, находящихся под арестом в рамках разбирательств вокруг БТА Банка. Ведь под арест за это время попали более 1000 компаний. Это ставило под угрозу трехлетнюю работу британской юридической фирмы Hogan Lovels по возвращению активов банка.

Открытое письмо адвокатов Елены Тищенко

Открытое письмо адвокатов Елены Тищенко

Кроме опасения скорой развязки, у юристов БТА Банка появилась еще одна причина переживать. Изучая документы, Елена наткнулась на подтверждение того, что действия юристов нарушали интересы банка, который их нанял, а также выявились и факты злоупотребления неких должностных лиц, отвечающих за возврат украденных активов. Информацию об этом Елена Тищенко и намерена была раскрыть в ходе судебных заседаний.

Виктор Кузьмин.