Скандально известный публицист окончательно запутался в политической ориентации
Политика – как шахматы. В нее играют по определенным правилам, двигая свои фигуры и пешки и снимая с доски чужие. Но кроме «хозяев», устанавливающих правила игры, на политической доске, как и на шахматной, есть еще и пыль и крошки на клеточках. Порой их даже видно невооруженным глазом. Иногда же, правда нечасто, у какой-то из таких крошек, оказавшейся под ферзем или ладьей, сносит «крышу», и она начинает мнить себя не крошкой и даже не пешкой, а настоящей фигурой.
Станислав Белковский, которого Александр Проханов избрал в качестве прототипа своего романа «Политолог», — как раз такая крошка.
Покойный Борис Березовский, с которым связано включение Белковского в окружение «телекиллера» Сергея Доренко на выборах 1999 года, когда они рука об руку «мочили» Юрия Лужкова и Евгения Примакова, как-то отметил его способности по части «черного пиара». То есть «слива» определенных групповых интересов, преподносимых в виде высоколобой «аналитики».
Последовательный критик Белковского Сергей Кургинян достаточно откровенно пишет о нем в резонансной июньской статье «Черви и твердь»: «Все знают, что когда мы говорим “господин Белковский”, мы подразумеваем господ Х, Y и так далее. Все знают конкретно, о каких господах идет речь.Обсуждать этих господ бессмысленно. Хотя бы потому, что им, в силу их профессии, в принципе нельзя предъявить никакого морального счета. И уж тем более им нельзя вменить в вину похождений того или иного червя. Даже такого прожорливого, как господин Белковский» .
«Похождения» — это прежде всего доклад Белковского «Государство и олигархия. 10 лет спустя» — продолжение одноименного доклада 2003 года, запустившего «дело ЮКОСа». Однако глумясь над Михаилом Ходорковским и выставляя его недотепой, клюнувшим и попавшимся на удочку «матерого профессионала», прототип «Политолога», подобно глухарю на току, входит в такой раж, что даже не замечает, как крупно «подставляется» сам, публично демонстрируя собственную конъюнктурность, если не сказать агентурную продажность.
В самом деле: если Ходорковский оказался на нарах еще тогда, когда Белковский демонстрировал его «обидчику» полную лояльность, то почему тогда «главный сиделец», уже пострадав, тем не менее, обратился за написанием статьи именно к нему? Кто присоветовал ему так себя скомпрометировать и «уконопатить»? И публику за нос Белковский водил когда «мочил» конкурентов Путина в борьбе за власть, предупреждая Кремль об угрозе «олигархического переворота? Или позже, когда предпринимал отчаянные попытки откровенно предательскими словами и делами власть Путина поколебать?
Напомним лишь некоторые из таких дел. Например, обслуживание «ки-евского майдана» на украинских выборах 2004 года. Или скандальный план разрушения страны под видом ее «переучреждения» в статье с характерным названием «Жизнь после России» — с «восстановлением монархии» и приведением на «престол» британских Виндзоров — престарелого кузена Елизаветы II герцога Майкла Кентского, впоследствии, видимо под влиянием Березовского, «замененного» ее внуком принцем Гарри.
Не забудем многократные призывы отделить Северный Кавказ и со-трудничество на этой ниве с различными персонажами российского и украинского политического террариума. Вплоть до лидера бандеровского движения «Братство» Дмитро Корчинского – поставщика наемного «пушечного мяса» режиму Саакашвили в августе 2008 года и организатора «русского съезда» в октябре 2009 года в Киеве, обсуждавшего с Петром Хомяковым из российского филиала — «Северного братства» — вопрос европейского «славянского объединения» без «чурок и сибиряков». То есть расчленения России даже не по Уралу, а по Волге.
И самое грязное и циничное: «пляски на костях» шахтеров, погибших в мае 2010 года на кузнецкой шахте «Распадская», когда друзьями Белковского из числа тех же «уменьшительных» националистов всячески поддерживался некий анонимный «Союз жителей Кузбасса», выступавший в сети с призывами к гражданским беспорядкам и неповиновению.
Здесь мы потихоньку подходим к главному – четкому и легко проверяемому совпадению сроков «перевоплощения» Белковского из страстного поклонника Путина в столь же непримиримого его критика с рядом знаковых событий в российской политической жизни. Прежде всего с отставкой в конце 2003 года казавшегося «вечным» главы президентской администрации Алек-сандра Волошина. Эксперты сразу же связали ее с арестом Ходорковского, которого Волошин, по слухам, подталкивал на конфронтацию с Путиным, гаран-тируя неприкосновенность. И арест которого Белковский если не спровоцировал, то подтолкнул своим доносом про «олигархический переворот».
А посещение Москвы в 2005 году, вскоре после «оранжевой революции» на Украине, где Белковский солировал в окружении Юлии Тимошенко, представительной делегацией влиятельных европейских политиков? Именно после жесткого отказа Путина «обменять» евроинтеграцию России на отделение Северного Кавказа оппозиционное возбуждение нашего «героя» как по команде начало расти и приближаться к состоянию экстаза. Причем, в унисон с превращением подрывного, провокационного лозунга «Хватит кормить Кав-каз!» в непременный атрибут любых националистических посиделок и выходок.
Поведение этого «сливного бачка» с тех пор оживляет в памяти бородатый советский анекдот: «Колебались ли вы в отношении генеральной линии партии? Колебался – вместе с генеральной линией». Белковский тоже колеблется, демонстрируя явную зависимость от тех, чьи деликатные поручения он выполняет.
Страсть разрушения и «переучреждения» как по команде распространяется им на Русскую Православную Церковь, которую, вслед за страной, он предлагает переоформить как «конфедерацию приходов», самостоятельно избирающих епископат, формирующий высшее церковное священноначалие. С одной стороны, ясно, что предлагаемая таким образом «жизнь после Церкви» мало, чем отличается от присно памятной «Жизни после России»: поступил «заказ» на подрыв государственных и духовных скреп, и он должен быть исполнен. С другой стороны, почему главным объектом этой провокации становится Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл? Только ли в русле чаемого разгрома церковной иерархии?
Разумеется, нет. И мы вспоминаем, как в январе 2012 года, менее, чем за два месяца до президентских выборов, бывший «патрон» нашего «героя» Березовский пишет письма Предстоятелю и Путину, в которых призывает первого возглавить «Комитет национального спасения», а второго – уйти и не мешать этому «комитету» передать власть «представителям народа», за которыми легко угадывается некий «круглый стол», презентованный Михаилом Касьяновым в ноябре 2010 года, на «Международной конференции “Хельсинки-2.0.”», собравшей под одной крышей записных российских оппозиционеров и «право-защитников» с отпетыми русофобами из Европарламента и ПАСЕ во главе с экс-премьером Бельгии Ги Верховстадтом.
Белковский здесь вроде бы не фигурирует. Однако его разрушительные инициативы всякий раз ложатся в русло «генеральной линии», соединяющей подрывную деятельность доморощенной «пятой колонны» с руководящими директивами ее западных пастухов.
Или «слив» в жижу «болотного протеста» патриотических настроений «уменьшительно-националистическими» вождями, поставившими имперские знамена рядом с радужными тряпками секс-меньшинств? Кому как не Белков-скому пожинать сомнительные «лавры» такого противоестественного альянса, если именно он год за годом, ничтоже сумняшеся, критикует «чекистский ре-жим» одновременно и с националистических, и с либеральных позиций? И ведь получает от подобного скрещивания ужа с ежом уже не метр, а натуральный «километр колючей проволоки», стройными шеренгами тянущийся на Болотную площадь.
С нынешнего лета наш «сливной бачок» предметно «взялся» за Путина, создавая искрометную ИКД – имитацию кипучей деятельности, крайне противоречивую и непоследовательную. Вот краткая хроника его словесных излияний на эту тему:
«От Путина можно ожидать всего чего угодно, только не радикальных реформ. Доминирующая идея его правления – “не расплескать”, сделать так, чтобы при нем Россия по некоему набору формальных показателей /признаков выглядела не хуже, чем прежде» . Это – начало июня 2013 года – доклад про олигархию «10 лет спустя».
«То, что он согласился сейчас (развестись. – Авт.), говорит о переменах в его политическом сознании и политических перспективах. Это означает, что он больше не боится любых вариантов развития… Путин больше не боится принимать радикальные решения. Возможно, это говорит о том, что он готовится уйти из власти» . А это уже – середина июля, интервью питерскому Интернет-ресурсу «Online812».
Как объяснить? Детским принципом ромашки: «любит – не любит, плюнет – поцелует…». «Проложился» на все случаи жизни. Как бы ситуация ни повернулась, — а «наш пострел везде поспел» и при любом раскладе готов радостно закричать, что он это «предвидел» и об этом «предупреждал». Трудно «колебаться вместе с генеральной линией», но у некоторых, особо одаренных, получается…
Получается, да не всегда. Первый звоночек как первая ласточка — весны не делает, но тенденцию указывает. Похоже, что наш «герой» близок к тому, чтобы, после многолетних па на высоте птичьего полета, наконец, сорваться с каната. Если уже не сорвался…
Из записи на страничке Белковского в Facebook от 28 августа 2013 года: «Предвыборная борьба достигла кульминации, расклад более или менее ясен. Лично я, если кому интересно, собираюсь голосовать за кандидата И.И. Мельникова, чего и всем желаю. Голосовать надо за оппозиционера, чтобы полити-ческой движухи было как можно больше, а перестройка-2 усугублялась. Самый яркий оппозиционный кандидат А.А. Навальный ведет кампанию неплохо и в дополнительной поддержке критическим образом не нуждается. Истерика на тему “Навальный или смерть!”, источаемая частью оппозиционных, околооп-позиционных и псевдооппозиционных кругов, достала. Идеи правильного вождя и его безальтернативности – вредны» .
И прямо в день выборов: «Лучше Путин, чем Навальный». Потому, что Путин «не заслоняет Солнце», «устал» и «не заряжен на борьбу» .
Что это — бунт на корабле, смена караула или межвидовая борьба, кото-рая, как известно, самая беспощадная? Новая «рокировка»? Возобладавший инстинкт самосохранения?
И стоило ли подниматься из окопов, чтобы выяснить, что настоящий противник, оказывается, в тылу?
Прямого ответа Белковский не дает. Только косвенный и лишь после почти двухнедельного раздумья. «Нынешние сторонники возлагают на нового оппозиционера №1 не только Надежду вообще, но и конкретные надежды в частности. Каждая общественная группа – свои, отдельные и шкурные, — прячется он за слова некоего “знакомого политолога” в статье “Киса и Навальный были здесь”. – Например, националисты считают, что именно Навальный сможет демаргинализовать их взгляды. И через доктрину национал-демократии привести их в легальную большую политику» .
Последствия «выпадения из генерального тренда» сказываются незамедлительно. 23 сентября в сети появляется некая группа «Расчехлинг», на сайте которой выкладываются списки «врагов Навального», среди которыхБелковский оказывается на четвертой позиции из тринадцати .
Революция пожирает своих детей, еще не начавшись? Как бы не так, все гораздо проще: танцы на канате ни к чему хорошему не приводят. А ничему другому Белковский при всем его недюжинном опыте не обучен. Политическая твердость и принципиальность – не его стихия. И грядущие времена, приближение которых ощущает далеко не только он один, не сулят ему ничего хорошего. А в политике проституция куда опаснее чем в обычной жизни.
Как говорится: «что посеешь – то и пожнешь!».
Николай Игнатьев
Оригинал материала: "The Moscow Post"