На полученном в аренду от правительства Москвы пляже №2 в Серебряном бору президент «Лукойла» Вагит Алекперов построил и перегородил огромным забором виллу, перекопал береговую линию, засадил ее деревьями и колючими кустарниками, чтобы к воде не подобрался народ
Когда-то популярные у горожан пляжи Серебряного бора сегодня обрели грустную репутацию – каждый метр этих уютных природных уголков теперь приговорён к коммерческому освоению. Вместо покоя и оздоровления москвичей здесь встречают либо частные виллы за глухими заборами, либо бесчисленные кафе и танцполы для бурных корпоративных пьянок. Кажется, городские власти делают всё, чтобы простой столичный житель забыл сюда дорогу. Ну, а если народная тропа всё никак не зарастает, то ей можно «помочь», засадив исторические берега непролазными джунглями. Чтоб уж наверняка.
Вместе с активистами партии ЯБЛОКО, местными жителями и прессой я провел общественную инспекцию серебряноборских пляжей.
Планета обезьян. Нефтедолларовых.
Начали мы со знаменитого пляжа №2. Вернее, с его наиболее живописной части, в 2001 году скандально переданной правительством Москвы в аренду президенту «Лукойла» Вагиту Алекперову. Нефтяной олигарх отстроил здесь себе резиденцию и отгородился от отдыхающих высоченным забором с охраной.
Два года назад в эту «странную» ситуацию решила вмешаться партия ЯБЛОКО в лице ее активиста Сергея Менжерицкого. По его инициативе телекомпания НТВ провела журналистское расследование, затем к проблеме подключились Следственный комитет и Московская госинспекция по недвижимости.
Нарушение закона было налицо. По итогам расследований и проверок арендатор Алекперов предложил общественности заключить мировое соглашение. То есть обязался открыть берег для прохода отдыхающих и за свой счёт поддерживать его в чистоте и порядке. Ну, а взамен попросил лишь о возможности запирать калитки в ночное время.
Общественность это скромное пожелание нефтяного магната учла и соглашение подписала. О чём очень скоро и пожалела. Не успели просохнуть чернила на документе, как на алекперовском берегу стали творится чудеса.
Калитки господин арендатор, конечно, оборудовал – куда ж денешься. Но зато всю береговую полосу между ними он сплошь перекопал и густо засадил деревьями и колючими кустарниками, которые народ метко обозвал «алекперовскими джунглями».
В джунглях Алекперова не хватает только лиан с обезьянами. Я с трудом продирался сквозь колючки и думал: поразительные существа наши олигархи! Всё у них есть, кроме простого понимания:в любой ситуации нужно оставаться людьми, а не мстительными мартышками, сидящими на горе нефтедолларов.

Обойти джунгли можно только рискуя упасть в воду. Как же здесь ходить детям, пожилым людям, инвалидам?

Игра: «Найди калитку в алекперовском заборе». Она замаскирована, как дом Хоббита. Найти можно, но с приключениями. Я сделал это!:)
Бонусом к своим «тяжким» обязательствам по обустройству общедоступного берега президент «Лукойла» решил установить ещё и внутренний стальной забор, функция которого – разграничение персональной, своей землицы и общественной береговой территории. Забор установлен с грубейшим нарушением ст.6 Водного кодекса, т.е. на расстоянии 5-7 метров от воды вместо положенных 20-ти. Даже тут мультимиллиардер Алекперов не удержался и прихватил народное достояние.
Отдав олигарху лучшую часть городского пляжа №2, правительство Москвы на этом не успокоилось. Оно решило, что солидным людям, проживающим в Серебряном бору, нужно где-то солидно развлекаться, а также солидно парковать свои яхты, катера и гидроциклы. И вместо пляжа для ветеранов разрешило отгрохать ресторан «Поместье» (попить чаю – от 500 рублей), а вместо детского пляжа – яхтенный порт «Поместье» с причалами на двадцать судов и детский городок «Поместье» (скатиться с горки и поиграть в песочнице – от 300 рублей в час).
Понятно, что здешние помещики этим решением были очень довольны. В отличие от обычных москвичей, которым для купания и загорания оставили лишь жалкий «огрызок» метров в тридцать, в жаркие дни напоминающий лежбище котиков.
Собянинский чертополох
500-метровый участок берега Серебряного бора, расположенный напротив Троице-Лыкова, люди теперь называют «Привет от Сергея Семёновича!» или «Собянинский чертополох». Собянин, именующий себя «народным мэром», фактически изъял это уникальное по красоте место из народного пользования. В прошлом году здешние песчаные пляжики, включая исторический пляж Большого театра, были варварски перекопаны, покрыты слоем чёрной земли и густо засажены множеством деревьев и кустарников.
Городскому бюджету это экстремальное «озеленение» обошлось примерно в 8 миллионов рублей. Причём делалось всё не красоты ради, а лишь затем… чтобы вытеснить отсюда отдыхающих и обеспечить жителей новенького элитного поселка ОАО «Мостдачтрест», среди которых есть и высокопоставленные городские чиновники, собственным огороженным берегом и причалом для яхт(!).
Москвичи, разумеется, обратились за помощью в ЯБЛОКО. Мы предали ситуацию огласке, провели массовый митинг. В результате наших протестов летом прошлого года планы по перегораживанию этого участка заповедного берега были сорваны. Но как место популярного семейного отдыха он практически уничтожен – прежние пляжи утыканы полувысохшими саженцами и заросли бурьяном высотой с человеческий рост.
Там, где был пляж, кабак стоит
Последним пунктом нашей инспекции был пляж №3 – самый большой пляж Серебряного бора. 930 метров прекрасной береговой полосы, казалось бы – вот он, простор для плавания и здорового отдыха!
Ан нет. Для купающихся оставлена лишь жалкая полоска метров 50. Вся прочая пляжная территория нарезана заборами, как колбаса, и поделена между коммерсантами: «Бора-Бора», «Улетай!», «Пляж №1». Ну, а коммерсанты озабочены лишь одним: максимальной прибылью, которую даёт проведение закрытых праздников и корпоративов.
Поэтому вся «лишняя» инфраструктура – буйки, кабинки для переодевания, душевые и т.п. – отсюда убрана почти полностью. Вместо них – стенды с грозными надписями «Купаться запрещено!», реклама корпоративных услуг, кафе, мангальные, танцполы и прочие атрибуты крутого «отдыха» для богатых.
Несмотря на будний день, на пляже вовсю громыхал очередной корпоратив. Проход для обычных граждан был закрыт. Нас пропустили лишь потому, что я кандидат в мэры. Вместо былого уникального пляжа и парка я увидел заурядный кабак. Клиенты выпивали и закусывали, по ушам била оглушительная «музыка». Как поется в песне:
«Гремел посудою шалман».
Тут мы вдруг оказались на древнегреческом празднике:
О типичных выходных на пляже №3 Серебряного бора см. репортажи:
http://www.youtube.com/watch?v=MeLNL8D6-gY
http://www.youtube.com/watch?v=iEWsp_JauR8
А вот мнение о происходящем обычных граждан:
http://www.youtube.com/watch?v=W1fCLo2ZGGg
http://www.youtube.com/watch?v=0Wvpg9Nd3AA)
На выходе из «страны шалманов» ко мне подошли возмущённые горожане. Рассказали, что приезжают в Серебряный бор с другого конца Москвы, так как пляжей с купанием в городе почти не осталось. Но вместо природы, тишины, свежего воздуха и возможности поплавать они всё чаще натыкаются на закрытые ворота, охранников и кабацкий загул.
А ещё на реке стало слишком много катеров, которые бесконтрольно носятся рядом с купающимися, дымят моторами и поднимают сильные волны, разрушающие берега Серебряного бора.
Люди спрашивали:
«разве не должно быть в городе мест, где люди могут спокойно и безопасно побыть на природе? Почему московская власть так уничтожает наши территории, превращает их в источник наживы? Разве это не беззаконие?»
Ответ на эти вопросы может быть только один: избрать, наконец, мэра, который бы действительно работал в интересах москвичей, а не для обогащения узкого круга лиц. Ведь «собянинский чертополох» и «собянинский шалман» в Серебряном бору – это прямые следствия политики мэра Собянина.
После 8 сентября хотите «продолжения банкета»?
Сергей Митрохин
Оригинал материала: "Эхо Москвы"