163093Чтобы убрать конкурента и задушить сочинский фестиваль «Кинотавр», Никита Михалков дошел до Валентины Матвиенко

В Сочи в самом разгаре «Кинотавр». А его отец-основатель Марк РУДИНШТЕЙН, который семь лет назад отдал свое детище «в хорошие руки», сейчас находится в пыльной Москве. Но не бездельничает, а играет одну из главных ролей в мюзикле «Губы», который с успехом идет в «Театре Луны». Самый колоритный кинопродюсер России любезно уделил мне время перед спектаклем, хотя наш разговор и не имел к Мельпомене никакого отношения.

— Марк Григорьевич, начался очередной «Кинотавр». Сердечко не щемит?

— Щемит немного, но я рад, что он существует, дышит. Атмосфера праздника сохранилась.

— Ксения Собчак называла эту атмосферу «аурой бл…тва»!

— Ну, она всегда в этой ауре жила, вот и говорит. Прицепились все к пресловутым пяти комнатам для сексуальных утех, о которых я написал в своей книге, фрагменты из которой были опубликованы в глянцевом журнале. Но не надо все так буквально понимать в художественном произведении. Да, кое-кто искал уединения — солнце, море, …  В воздухе витала атмосфера любви. На «Кинотавре» были зачаты девять ребятишек — это только те, кого я знаю. В частности, представители этой «команды» подрастают в семьях Ларисы Гузеевой и Вероники Долиной. Но при этом кино не было на втором плане. Хотя бандиты одно время пытались меня уговорить, чтобы жюри смотрело фильмы по телевизору в номерах. Чтобы «не мешать празднику». «Кинотавр» я им не продал. За что меня довольно серьезно избили.

Когда-то Леонид ЯРМОЛЬНИК обнимался с Марком РУДИНШТЕЙНОМ, а сейчас он - его злейший враг

Когда-то Леонид ЯРМОЛЬНИК обнимался с Марком РУДИНШТЕЙНОМ, а сейчас он — его злейший враг

— Та самая публикация в «глянце» наделала массу шума. Вы основательно «прошлись» и по президенту «Кинотавра» Олегу Янковскому, припомнили порнопрошлое Любови Тихомировой, живописали пьяные оргии Михаила Ефремова…

— Знаете, в чем трагедия? Книга вовсе не об этом. Я писал, как уничтожили российский кинематограф. Это и киночиновники, и «творцы», которые в лихие 90-е дружно бросились зарабатывать деньги. А то, что опубликовали, — всего лишь одна из глав. Более того, когда я писал книгу, все ее персонажи были живы. Но по контракту книга должна была увидеть свет через пять лет. А через три они имели право публиковать отрывки. Кто мог предположить, что журнал сделает это в годовщину смерти Янковского… Мне действительно очень жаль, что я причинил боль его вдове и Оксана Фандере, жене его сына.

— И что, вы с тех пор «персона нон грата»?

— Да я вообще к ним в друзья никогда не лез! Поначалу был, конечно, определенный пиетет, даже любовь, но все это быстро развеялось. Вот тот же Адабашьян заявил, что я всегда мечтал затесаться в их ряды. Еще раз напомню, что не раз спасал ему жизнь, чтобы он не захлебнулся своими рвотными массами. Та еще мечта!
Люди, конечно, реагировали по-разному. Вот порядочный Макаревич честно сказал: «Я считаю, что каждый может писать все, что хочет. Но ты, Марк, обидел моих друзей. Поэтому я с тобой общаться не буду». Я уважаю такую позицию. А Ярмольник сделал все, чтобы выжать из этой истории максимальные дивиденды. Если б не его усилия, скандал был бы значительно скромнее. И ведь добился своего: получил приз имени Олега Янковского!

Никита МИХАЛКОВ не раз перекрывал кислород своим конкурентам

Никита МИХАЛКОВ не раз перекрывал кислород своим конкурентам

— Да, по Ярмольнику вы прошлись во многих интервью

— А как же — если похороны, он тут, как тут: главный «плакальщик», лучший друг! Когда-то они, наверное, были близки и с Янковским, и с Абдуловым. Но в последние годы там дружбой и не пахло — лет десять уж точно. Знаю, что виделись они крайне редко, может, раз в году. Более того, Олег и Саша сделали все, чтобы Ярмольник не стал актером театра «Ленком». Уж конечно, не из-за боязни конкуренции. Какой он им конкурент! Так, прожигатель актерской техники. Но факт в том, что в одном коллективе они с ним быть не желали. Однако надо отдать Ярмольнику должное, это очень энергичный человек. В прошлом году передача «Пусть говорят» про мою еще не изданную книгу вышла только на Дальнем Востоке. Ее сняли из эфира за 15 минут до трансляции на Москву! Как мне сказали информированные люди, кому-то позвонил олигарх Михаил Прохоров, который дружит с Леней.

В жизни Александр АБДУЛОВ и Олег ЯНКОВСКИЙ сильно отличались от своих экранных образов

В жизни Александр АБДУЛОВ и Олег ЯНКОВСКИЙ сильно отличались от своих экранных образов

Антисемит

— Были у вас потери и посерьезней. Вспомнить хотя бы конфликт с Никитой Михалковым, который «торпедировал» ваш питерский проект — кинофестиваль «Золотой ангел». А какими «любезностями» вы обменивались!

— Да уж! Михалков дал интервью «Вечерней Москве», где заявил: «Рудинштейн всю жизнь хотел создать престижный фестиваль, но дворняге породистой собакой не  стать  никогда». В передаче Диброва я ответил: «Никита Сергеевич, ваш дедушка сам был дворовой. И за заслуги перед родиной получил дворянство. Так вот, лучше, когда дворовой хочет стать дворянином, чем когда дворянин хуже собаки». Теперь на вопросы обо мне он отвечает: «А кто это?» . Конечно, мы не знакомы, он не получал из моих рук награды, не существует фотографий, где мы в обнимку и он смотрит на меня, как удав на кролика… А я ведь даже предлагал перенести Московский кинофестиваль в Сочи. «Никита, — говорю, — я уступлю! К тебе сюда с большим удовольствием поедут, чем в душную Москву!». Но куда там, чтобы занять место, «распаханное» каким-то евреем

— Вы хотите сказать, что Никита Сергеевич антисемит?

— Он этого и не скрывает. Хотя, когда момент неподходящий, говорится что-то вроде: «Да вон у меня сколько друзей — евреев!» Первый признак антисемита…

Кстати, на шестой год существования «Кинотавр» вышел на международный уровень, к нам стали привозить картины в обход михалковского ММКФ, которые затем побеждали в Каннах. И было так до моего ухода. А новая команда, видимо, не захотела ссориться с Никитой. Когда я продал «Кинотавр» и вырученные деньги начал вкладывать в «Золотого ангела», Михалков почувствовал опасность. Он дошел до Валентины Матвиенко. А она никогда его не любила. «Никита Сергеевич, — сказала Валентина Ивановна, — что вы так волнуетесь? У вас ведь в Москве все получилось. Дайте и нам в Питере попробовать!» В результате местная дума проголосовала за фестиваль. Прошла его презентация в Каннах. Были заказаны фантастические декорации в Италии, которые органично вписывались в интерьер Дворцовой площади.

Совместные прогулки на «Кинотавре» Михаила ШИРВИНДТА и Юлии БОРДОВСКИХ около 20 лет назад дали повод для сплетен

Совместные прогулки на «Кинотавре» Михаила ШИРВИНДТА и Юлии БОРДОВСКИХ около 20 лет назад дали повод для сплетен

— И что же?

— Тогда Михалков сделал «ход конем». Нужно было за два месяца проплатить доставку декораций. Он вышел на олигарха, который должен был осуществить платеж. И убедил его этого не делать. Я узнал за неделю до мероприятия, когда было уже поздно… Будь мне 40 лет, как во время «Кинотавра», я бы, может, вытянул историю. Но мне уже было 60, я тяжело заболел. Меня сломала даже не эта подлость. Столько денег вытянули за экспертизы, разрешение на проведение коммуникаций и так далее! Только своих личных средств я потратил два с половиной миллиона долларов. Это был бы лучший кинофестиваль в Европе!

— Надеюсь, вы не разорились?

— На моем банковском счету примерно 300 тысяч рублей. Туда поступают гонорары за съемки, ведение передач. Чтобы перебраться за город в таунхаус, я продал московскую квартиру. Сейчас мой ежемесячный доход составляет примерно 70 — 80 тысяч рублей. Что-то, конечно, можно продать. Таким образом, если меня всего «обсчитать», выйдет примерно полмиллиона долларов. Много это или мало — судить вам. Учитывая, что в начале 90-х на прокате фильма «Супермен» я заработал 13 миллионов долларов. И был тогда богаче Березовского. Но деньги для меня никогда не являлись главным в жизни.

Юлия БОРДОВСКИХ никогда не страдала от комплексов. Фото Геннадия УСОЕВА

Юлия БОРДОВСКИХ никогда не страдала от комплексов. Фото Геннадия УСОЕВА

Чудо-юдо

— Вернемся к вашим мемуарам. Кто еще реагировал нервно?

— Очень неадекватная реакция была у Михаила Ширвиндта. История дурацкая: давал я интервью одной журналистке на «Кинотавре». Вот как раз «про ауру». А тут мимо идут Ширвиндт с Юлей Бордовских. «Вот, — говорю, — какие красивые пары тут ходят!» И все. А после этого на обложке вижу что-то вроде: «Ширвиндт бросает жену ради Бордовских!» Он к ней: «Кто сказал?!» — «Рудинштейн, есть на диктофоне». Вранье, естественно. Но он купился. Я объяснил ситуацию, извинился. В книге, правда, есть фраза «проболтался про их роман». Но это все же художественное произведение. Да и времени сколько прошло. А Ширвиндт в Интернете написал: «Рудинштейн тварь!» И дальше — мол, он сидел в тюрьме и пусть лучше бы занимался своими мальчиками и девочками. Намекнул на педофилию. (Рудинштейна посадили в 86-м году на шесть лет по экономической статье, он был оправдан через 11 месяцев. — М. П.) В общем, его счастье, что не попался мне тогда этот гаденыш, мальчик, на котором природа отдохнула. Если б не папа, кто бы он вообще был?! Я очень хотел его найти и вцепиться в горло. Будьте уверены, ни мой возраст, ни мой диабет этому бы не помешали.

— Лично меня больше всего потрясло, как откровенно вы написали про Абдулова. В отличие от Янковского, которого вы спрятали за псевдонимами «Народный» и «Алик», Александр Гаврилович назван своим именем.

— Да, это так.

— Знаете, когда он умер, я искренне огорчился. Фильм «Обыкновенное чудо», памятный с детства, «Чародеи»…

— Понимаю, я испытывал похожие чувства.

— …но при этом, мне, как журналисту, было прекрасно известно, что собой представлял народный кумир. О его дебошах «Экспресс газета» писала регулярно. Однако обвинить Абдулова, что он проигрывал в казино деньги, которые собирал на храм, осмелился только Рудинштейн!

— А вы проведите журналистское расследование. Найдите хоть один документ, хоть одну бригаду, которую нанимали на эти собранные деньги. Можно смеяться: вот Рудинштейн, маленький еврей из провинции, хотел удовлетворить свое честолюбие, для чего пожертвовал на храм, поскольку ему обещали, что имена всех спонсоров будут где-то там на стене. Да, это сейчас в энциклопедии написана пара строчек: «Рудинштейн, основатель «Кинотавра» — и мне достаточно. Я что-то сделал в жизни. А тогда действительно казалось важным, что мое имя останется — пусть на маленькой табличке, но на долгие годы, может, на века. Где оно? Где имена других, гораздо более щедрых спонсоров? Их нет. Поскольку храм восстановили, когда началась широкомасштабная кампания по реставрации церквей по всей стране. И Абдулов к этому никакого отношения не имеет. А тут во времяюбилея по всем каналам: «Он восстанавливал храм!» Пожалейте хоть его душу на том свете!

Вы себе не представляете, каким он был одержимым, когда играл. Я с ним как-то оказался в Атлантик-Сити. Абдулов проигрывал, тут же брал деньги взаймы и, естественно, никогда не отдавал. Он столько долгов наделал, что после смерти пришли к его матери и сказали — выметайся из квартиры, с дачи! Где были его хваленые друзья? Мне очень жаль, что так получилось у меня с Янковским. Относительно Абдулова — никаких сожалений!

Марк Григорьевич признаёт, что скандальный отрывок из книги про ЯНКОВСКОГО появился не вовремя

Марк Григорьевич признаёт, что скандальный отрывок из книги про ЯНКОВСКОГО появился не вовремя

Депардье

— По поводу сожалений. Не обидно, что вы первым привезли в страну Депардье, а рядом с ним теперь другие? Это же вы его «влюбили» в Россию.

— Во-первых, первым привез и Жан-Клода Ван Дамма, и Дольфа Лундгрена и Сьюзан Сарандон… Много кого. А, во-вторых, вряд ли он тогда успел полюбить Россию. Вышел из самолета с бокалом, с ним же и уснул… Но при этом — профессионал! Выполнил все условия контракта — пообщался с журналистами, выступил со сцены, говорил связно, четко. Хотя теперь во всем мире знают «Кинотавр» как место, где Депардье разбил голову, упав с унитаза.

— Как вы его к себе заполучили?

— Жерара привозил Жак Аттали, второй человек в правительствеМиттерана, глава Индустриального банка Европы. Его очень интересовал Краснодарский край, хотел туда «влезть». Тот еще жук. Мы оплатили самолет из Франции, а он умудрился собрать деньги с журналистов за перелет! Его потом за мошенничество и убрали.

— Так что, Марк Григорьевич, книга ваша все-таки увидит свет?

— У меня договоренность с издательством за границей. Возможно, она выйдет уже этой зимой. Но понимаете, в чем проблема? В нашей стране не умеют отделять артиста от его образа. Как возможно, чтобы артист, сыгравший волшебника, может так обращаться с женщиной? Как автор гениальных фильмов может опускаться до такой низости? Разве народный кумир способен на воровство? Многих это ранит. Но, с другой стороны, вот написала Марина Влади о Высоцком — наркотики, бабы, водка… Что, от этого он стал менее Высоцким? Нет, просто превратился в живого человека. У нас говорят: «О мертвых либо хорошо, либо ничего». А Сократ думал по-другому: «О мертвых либо ничего, либо правду!». Я все больше склоняюсь к его точке зрения.

Михаил ПАНЮКОВ

Оригинала материала: «Экспресс газета»

«Forbes», 10.06.2013., В городе Сочи было не очень: 4 фильма-победителя «Кинотавра»

В этом году на «Кинотавре», как никогда ранее, даже острее, чем в безвременные 90-е, стало ясно: количество не перешло в качество. И в ближайшем будущем не перейдет.

У российского кино подгибаются ноги. У него есть голова, есть руки, даже душа, а ноги – слабенькие. Голове, рукам, душе не на чем держаться. Кризис идей, выражающийся в катастрофическом дефиците сценариев и добротной драматургии, накрыл нас с головой. Едва ли не все конкурсные фильмы – исключения крайне редки – грешат драматургическими нестыковками, необъяснимым поведением героев, полнейшей абракадаброй в мозгах персонажей. Если бы в зале сидел Станиславский, он бы устал повторять свое хрестоматийное «Не верю!» — наверное, написал бы плакат и просто вывешивал во время каждого (почти каждого) фильма.

Строгое жюри по предводительством Александра Митты распределило все призы по четырем фильмам – по тем, в которых драматургическая основа как раз не позволила всей конструкции рассыпаться еще в самом начале. О том, что это за фильмы, — читайте в нашей галерее.
01gall_0

«Географ глобус пропил» Александра Велединского

Гран-при, приз за сценарий (Денис Осокин), приз за лучшую мужскую роль (Константин Хабенский), приз жюри кинопрокатчиков

«Виктор Сергеевич, вы боитесь смерти?» — спрашивает ученица главного героя, своего учителя географии. – «Боюсь». – «Почему?» — «Привык жить». Главный герой фильма «Географ глобус пропил» по роману Алексея Иванова – пьяница, хулиган, обольститель и почти гениальный учитель Виктор Служкин – действительно привык жить. Он привык жить, несмотря на то, что жизни вокруг и внутри его уже нет – есть только желание все поскорее прекратить.

Роман Иванова – исповедь современного интеллигента-лузера, больше озабоченного тем, как разобраться с очередной бутылкой портвейна, чем с собственной женой. Его любовь – это частокол из всевозможных «нельзя». Нельзя держать при себе жену, если она полюбила твоего друга. Нельзя отказать другу от дома, даже если он спит с твоей женой. Нельзя прикоснуться к своей красавице-ученице, влюбленной в учителя со всей страстью 15-летней разочаровавшейся в жизни женщины.

Велединский – режиссер, умеющий снимать грусть. Он отлично снял ее в фильмах «Русское», «Живой», сказав в них те слова, которые может сказать только отчаянно влюбленный в свое поколение художник. Он почти минималист в своей режиссуре – в его руках актеры умудряются самыми малыми средствами внешнего изображения высказать тонны чувств. И Хабенский, играющий географа, в руках Велединского вдруг преобразился – слетел весь пыльный налет ерундовых «Адмиралов», «Убойных сил», «Выкрутасов», «Ночных/дневных дозоров” – всего того потока не слишком осмысленного кино, которое в последние годы накрыло Хабенского с головой. Он снова научился играть глазами, уголками губ, приподнятой бровью. Хорошо, что не забыл. Хотя мы очень боялись…

0204truba_site_600_0

 «Труба» Виталия Манского

Приз за лучшую режиссуру, приз Гильдии кинокритиков

Присуждение приза за режиссуру Манскому осталось не совсем понятным публике – потому лишь, что у нас начисто отсутствует культура «потребления» документального кино. И в этом смысле приз «Трубе» (помимо, разумеется, справедливости признания его достоинств) – еще и лишнее напоминание профессионалов о том, что знает весь мир: документальное кино давно уже для всего мира стало таким же привычным, как и игровое, оно идет в прокате, на него стоят очереди.

Действие фильма разворачивается рядом с невидимой трубой – газопроводом Уренгой – Помары – Ужгород. Вдоль нее стоят города и села, живут, женятся, учатся, пьянствуют и умирают люди. Для них труба – это невидимое мифическое существо, как для нового москвича Третьяковка. Знают, что есть, но никогда не видели. То, от чего во многом зависит жизнь громадного государства, почитающего себя сверхдержавой, ничего не значит для миллионов людей. И в определенном смысле – об этом и снят фильм. Потому что чем западнее продвигается вдоль трубы съемочная группа, тем светлее лица героев фильма, тем сытнее у них обеды, выше пенсия, чище ботинки… Манский выбирает лица и судьбы, про которых хоть сразу тома писать – а все равно не поверят. Старушка с сыном-инвалидом, живущая под той самой трубой на пенсию в полкопейки и уверенная, что только смирение способно украсить жизнь… Квартет пенсионеров-духовиков в умирающем поселке… Вечный огонь в украинском городке, который в целях экономии зажигают лишь на несколько часов раз в год, на 9 мая…

Это твоя родина, сынок…

032ed2a424ea9ba9e34350e8203a25404b_0

 «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко

Диплом Гильдии кинокритиков, приз за лучший сценарий (Денис Осокин), приз за лучшую операторскую работу (Шандор  Беркеши)

Фильм Федорченко, состоящий из двадцати двух новелл по мифам луговых мари, — сплошной кислород, неожиданное для нашего кино легкое дыхание, настоящий народный юмор, слегка помятый режиссерскими руками, как податливый гипс, и принявший форму законченного произведения. Какие мифы и правда существуют у марийцев, какие додумал сценарист – кто уж сейчас разберет? Все двадцать две новеллы – о любви. Странные, чарующие, страшноватые. Вот, скажем, рассказ о лесной ведьме по имени Овда, влюбившейся в местного красавца и требующая у его жены отпустить его к ней на одну ночь. Та не соглашается, и тогда ведьма насылает проклятие – как только муж приближается к жене, у нее начинает чирикать причинное место. Они уж и зернышками его кормят, и обмануть пытаются – никак. Что остается мужу ради спасения семьи? Правильно, именно это. Да только таких методов спасения семьи жена тоже не принимает – и ведьмина любовь оборачивается трагедией. Герои фильма говорят на марийском языке, и это совсем погружает зрителя в тот неведомый мир, где ведьмы отбивают мужей, невесты оказываются любовницами ветра и улетают с ним навсегда, выкопанный из земли зомби, отправленный наказать неверную возлюбленную, волею полицейского возвращается обратно и карает героя, а тем временем из могилы на краю деревни на сороковой день встает мертвец, чтобы по марийскому обычаю перед вечным путешествием на один вернуться в семью.
04kinopoisk.ruIntimnyemesta2152797_0

 «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова

Диплом Гильдии кинокритиков, приз за лучший дебют, приз за лучшую мужскую роль (Юлия Ауг)

«Мы планируем падение уровня нравственности в 2020 году на 30 процентов», — бубнит человек при галстуке на представительном совещании. За столом – десяток галстучных мужчин. Во главе стола – строгая женщина с большим бюстом, щедрой задницей и тусклыми глазами. Вдруг в глазах появляется легкий блеск, и мы начинаем видеть происходящее этими глазами. А видят они с десяток совершенно голых мужиков со скучными пенисами. Героиня пытается встряхнуться, но наваждение не уходит. Тогда уходит она, а мужики, встав ее проводить, демонстрируют такие же скучные задницы. Героиня Юлии Ауг уходит домой, где, размышляя о нравственности, бойко трудится вибратором – да так бойко, что батарейки не выдерживают.

Весь мир в поисках сексуальной идентификации. Люди носятся по миру в поисках половой гармонии, набивают шишки, сталкиваются лбами, падают жертвами собственной неудовлетворенности и собственной переудовлетворенности. Фильм произвел фурор и вызвал припадки смеха в зале. Правда, многие считают, что в фильме многовато обнаженных половых органов, тем более что они и правда ничего по смыслу не добавляют, а путь в прокат намертво закрывают. Но – хвала артистам, показавшим свой низ без прикрас.