Обиженный на интервью, данное в Великобритании Владиславом Сурковым, руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ  жестко ответил на его выпады в адрес своего ведомства

02518B5FEEFDCBРаньше у некоторых руководителей большими проектами какая была присказка? Мол, наше дело — обеспечить масштабный результат, а что кое-где у нас порой банально пилят и воруют — это не к нам, это всего лишь недоработка аудиторов, следствия и прочих правоохранителей.

Однако времена меняются, а с ними отговорки и мантры эффективных менеджеров. Теперь у нас, наоборот, в отсутствие результатов масштабных проектов всегда будет виноват Следственный комитет. То в восемь утра на обыск придут к креативным ребятам строго по УПК, то иностранного гостя в коридорах «Сколково» спугнут процессуальными действиями. И как в таких условиях продвигать инновации и привлекать инвестиции?

Нужно заметить, что нынче у «эффективных менеджеров» новая мода. Чуть где обыск в многоэтажных хоромах вице-губернатора небогатой области, так сразу его коллеги кричат о политическом заказе, сатрапах из Следственного комитета и из Счетной палаты. Модно нынче быть сугубо политическим узником, сразу можно рассчитывать на внимание BBC, а то и на поддержку Amnesty International. Возможно, именно поэтому кураторы особо эффективных менеджеров предпочитают выступать с арией московского гостя сразу в Лондоне, среди целевой аудитории. Этот стон у них песней зовется. И песня-то какая жалостливая, прямо в стенах Лондонской школы экономики: «Следственный комитет слишком торопится, громко заявляя о злоупотреблениях в «Сколково». Энергия, с которой СК публикует свои предположения, вызывает у обычных людей ощущения, что совершены преступления. Но пусть докажут, что эти люди в чем-то виноваты».

В этой связи у граждан России, в том числе работающих в СКР, возник риторический вопрос: а сколь долго удержится в своем кресле член кабинета Е.И.В., если он, пребывая с частным визитом в Москве, публично осудит Скотленд-Ярд за исполнение прямых обязанностей? Видимо, у нас в Москве слишком либеральный режим по сравнению.

Владимир Маркин. Фото с сайта fed.sibnovosti.ru/

Владимир Маркин. Фото с сайта fed.sibnovosti.ru/

Может статься, что даже краткое пребывание в сколковской Зоне оказывает на инновационных «сталкеров» неодолимое влияние, заставляя идти наперекор условностям, принятым в приличном обществе. Скажем, поручили гражданину из списка Forbes, как не нуждающемуся, беречь честь «Сколково» снову. А он взял, да и под влиянием Зоны положил себе оклад в 2 млн. И только после проверки Счетной палаты снизил до суммы, более уместной для стартапа. Опять же загадочная история с лекциями депутата Пономарева легко объясняется «сколковской аномалией». Ну не обкурились же топ-менеджеры, когда заключали такой контракт?

Хотя есть и вполне рациональное объяснение сколковским и прочим «аномалиям». Следственный комитет по своему статусу, определенному УПК, расследует резонансные дела в отношении так называемых спецсубъектов, к ним, в частности, относятся депутаты, губернаторы, чиновники, адвокаты и зачастую в компании опытных топ-менеджеров. А это все люди бывалые и ушлые. Давно смекнули, что в наше время статус записного оппонента власти очень даже выгоден. В случае чего банальное уголовное преследование за хищения можно представить как политическое преследование. Славу в соцсетях заработать можно, а то и право на убежище в Лондоне. Отдельные виртуозы политпиара ухитряются делать подобные пируэты, даже находясь в руководстве власти, против которой протестуют.

Однако пиар пиаром, а дела делами. Уголовно-процессуальный кодекс никто не отменял, и следователи обязаны задавать вопросы, если есть факты и конкретные подозрения. Никакие стоны о политических мотивах здесь не помогут. А поможет только одно: если хотите, чтобы масштабные проекты, инновации и инвестиции осуществились, то просто не создавайте условий для хищений и контролируйте своих менеджеров. И всё у вас получится.

Автор — руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ.

Владимир Маркин

Оригинал материала: «Известия»

«Газета.Ру», 03.05.2013., Как соединить инновации и суверенную демократию. Вице-премьер В. Сурков выступил в Лондонской школе экономики

России необходимо отказаться от парадигмы военно-сырьевой державы и встать на путь инновационного развития. Об этом заявил вице-премьер Владислав Сурков, выступая в Клемент-хаус в центре Лондона. Для такого перехода можно использовать механизм «суверенной демократии», доказавший свою жизнеспособность, в частности, при разгоне оппозиции на Болотной площади.

В Лондонскую школу экономики в Клемент-хаусе в центре Лондона Владислав Сурков был приглашен для чтения лекции студентам на тему «Инновации в России: планы и перспективы». Зал был арендован на час, Сурков опоздал на 10 минут и предупредил собравшихся (кроме студентов, в основном русскоязычных, была английская пресса), что лекции не будет. Вице-премьер предложил сразу перейти к вопросам-ответам. Темы вопросов он не ограничил.

Владислав Сурков во время выступления перед студентами Лондонской школы экономики. Фото ВВС

Владислав Сурков во время выступления перед студентами Лондонской школы экономики. Фото ВВС

«Я буду говорить по-русски, и я за это не извиняюсь, потому что я русский», — уточнил Сурков и добавил, что его английский «недостаточно хорош».

«Сколково»: результатов ждать 10—15 лет

Желающих задать вопрос Суркову было немало. И первым прозвучал вопрос все-таки про инновации, про «Сколково» — про растрату.

Напомним, в апреле Следственный комитет возбудил уголовное дело против старшего вице-президента фонда Алексея Бельтюкова по подозрению растрате $750 тыс. — такая сумма была передана депутату Госдумы Илье Пономареву за цикл лекций. Следствие считает такую сумму неадекватной.

Сурков не сразу ответил на прямой вопрос. Сначала подробно рассказал об идее создания Сколково, который станет чем-то средним между американской Кремниевой долиной и советскими наукоградами. По мнению Суркова, «ничего экзотического в этом нет, и строить такие центры сегодня так же обычно, как строить школы и больницы. Чудо заключается не в том, чтобы воспроизвести эту довольно классическую модель, а в том, получится что-то из этого или нет».

В Сколково планируется не только построить новый город с новой архитектурой, но и образовать новую среду, создав атмосферу творчества и сконцентрировав все самое лучшее в одном месте. Планируется, что в Сколково, которое уже профинансировано на 8 млрд рублей, будет проживать и работать 6—10 тыс. человек, а видимых результатов от проекта можно ожидать через 10—15 лет.

Сурков пожаловался на то, что в России нет изобретателей уровня Стива Джобса или компании «Кодак» и «больших денег у нас на изобретениях не сделаешь».

Про английские кеды

Вице-премьер уверен: «Нам нужна хотя бы одна история успеха, хотя бы один русский миллиардер, который заработал на изобретении, а не на том, что взял сырье и продал, например, завез английские кеды и продал нашим потребителям». Сурков признал, что экономика страны держится на экспорте сырья и импорте готовых товаров. Но Сколково должно переломить эту ситуацию, вывести Россию на мировой рынок идей и инноваций. Он подчеркнул, что успешно развиваться может только открытая экономика, поэтому одним из условий работы в Сколково является наличие зарубежных партнеров.

«Достаточно богатый, чтобы не воровать»

Рассказав о Сколково, Сурков наконец перешел к ответу на вопрос о «финансовой чистоте». «Везде, где тратятся большие деньги, возможны злоупотребления», — сказал Сурков. Однако, по его мнению, «Сколково» является «одним из самых чистых проектов в плане возможных злоупотреблений».

Так, Сурков признался, что Виктор Вексельберг был выбран руководителем проекта «Сколково» по принципу «человек достаточно богатый, чтобы не воровать». «Ведь тот, кто только что получил несколько миллиардов долларов за продажу BP, вряд ли станет воровать какие-то сотни тысяч долларов». К тому же Вексельбергу немало лет, он «уже думает о своей миссии».

«Я не бедный»

Сурков поспешил отметить, что и он, будучи «не самым бедным человеком», не стремится к обогащению за счет государственной казны. «Я работал в бизнесе 10 лет и, если надо, еще поработаю. Я был успешным в бизнесе еще до прихода в администрацию президента, в своей сфере я был одним из самых успешных».

Наша рыба не гниет с головы

Затем Сурков заметил, что вопреки народной мудрости «голова нашей рыбы не гнилая», однако и это не дает стопроцентной гарантии, что «кто-то что-то по дороге не украл». В любом случае Сурков рекомендует не делать скоропостижных выводов о каких-либо нарушениях в Сколково до вынесения решения суда, подчеркивая, что «ни одного факта доказанного мошенничества нет, а есть только предположения следователей по двум фактам относительно небольших сумм».

По словам Суркова, Следственный комитет слишком торопится и наносит Сколково непоправимый репутационный ущерб в глазах потенциальных инвесторов.

«Суверенная, но открытая»

Был задан вопрос о «суверенной демократии». Сурков считается автором этой политической доктрины. Сурков оправдывался, что не изобретал это понятие, а лишь позаимствовал его у американских и итальянских политологов.

При этом Сурков заявил, что «страна может оставаться суверенной, будучи открытой»: «Это понятие нужно понимать современно, а не как изоляцию. Именно на это была направлена работа с этим термином. Внедряя его в России, мы пытались доказать, что можно оставаться суверенной страной, будучи при этом открытой». Еще 30 лет назад суверенитет в России понимался как полная изоляция, а его можно и нужно сохранять другими способами.

Иностранные инвестиции не опасны для суверенитета России, а, наоборот, полезны, добавил Сурков. Но есть стратегические отрасли, куда государство не должно пускать иностранных инвесторов. Сурков напомнил о существовании правительственной комиссии, определяющей допуск иностранных инвестиций к различным отраслям. Недавно эта комиссия отказала одной из американских компаний в покупке российской компании — производителя вакцин. Но это общемировая практика, сказал Сурков. Главное, чтобы этих отраслей было немного.

«Застоя не видно»

На вопрос, не превратилась ли стабильность в России в застой, Сурков ответил, что никакого застоя не видит: «Не получается как-то у нас застоя. И рады бы, но не дают! То вы не даете со своими мировым финансовым кризисом, то свои с Кавказа». Сурков признался: «Жаль, что застоя нет и отдохнуть некогда». «Жизнь в России очень бурная, динамичная, очень беспокойная, у нас много проблем, у нас много хлопот, — заявил он. — Я бы и рад застою».

Путин — как Меркель

Отвечая на вопрос, что принес стране Владимир Путин — стабильность или стагнацию, Сурков назвал дискуссию о необходимом количестве сроков у власти «надуманной». И привел примеры: Тони Блэр, Ангела Меркель и Франклин Рузвельт. «Путин у власти третий срок, — напомнил он. — Блэр, если мне не изменяет память, трижды избирался. Ангела Меркель сейчас, судя по всему, в третий раз станет канцлером Германии». Путин, по мнению Суркова, еще при первом сроке мог бы исключить из конституции соответствующие ограничения, но предпочел сложный путь.

Неправильная парадигма

Одной из главных задач, стоящих сейчас перед страной, считает Сурков, является «выход из парадигмы военно-сырьевой державы». А риски России Сурков связывает отнюдь не со стагнацией, а с выходом на инновационный путь развития. «Если мы этого не сделаем, то Россия как страна не сохранится», — подводит итог вице-премьер.

«Если нам нужна милитаризованная страна, где главное — это всех проверить, то это один тренд. Если нам нужна страна, где можно творить, где можно быть свободными и создавать друг для друга полезные вещи, продукты и услуги, то это совсем другой стратегический выбор», — заявил вице-премьер, добавив, что «это выбор существования».

Политическая система не сломлена

Последовал еще один провокационный вопрос от британских СМИ: «Более 50% процентов россиян согласны с мнением, что «Единая Россия» — партия жуликов и воров. Не значит ли это, как и многое другое, что политическая система России сломана и требует замены?»

Сурков уверен, что система, соавтором которой, по его утверждению, он является, не только не сломана, но продолжает существовать. По его мнению, «система не должна быть ликвидирована, она должна адаптироваться к меняющимся условиям». Увидев, что есть несогласные, политическая система адаптировалась. Свою способность меняться действующая система власти продемонстрировала в 2011—2012 годах. «Столкнувшись с вызовами, она наконец проявила долгожданную жесткость по отношению к экстремистам. Те, кто считал возможным бить полицейских, понесли заслуженное наказание», — рассказал Сурков.
И призвал «выражать чувства по закону».

Вторая «Единая Россия»

Что касается партии «Единая Россия», Сурков убежден, что России еще одна подобная партия не помешает. Он напомнил в этой связи, что в России с недавнего времени упрощена регистрация политических партий. Было бы неплохо создать вторую крупную партию, и государство должно в этом помочь гражданам, не ждать, пока партия сложится стихийно, помечтал Сурков.

«Я уверен, что наша политическая система идет в ногу с нашим обществом. Наша политическая система отражает состояние менталитета и души российского народа», — заключил Сурков.

В Лондоне не остался бы

Один из студентов задал вопрос о востребованности в России русских выпускников английских вузов. Сурков считает, что в России создаются условия, сопоставимые с зарубежным, а иногда даже лучше, для привлечения иностранных специалистов, а также российских студентов, обучающихся за рубежом. Тем не менее вице-премьер предложил полагаться на себя, принимая решения о том, где строить карьеру — в России или за границей. На вопрос о том, остался бы Сурков в Лондоне, если бы был выпускником Лондонской школы экономики, он ответил отрицательно.

Несмотря на неподдельный интерес аудитории, выступление было закончено с английской пунктуальностью — строго по расписанию, в 19.00. А в это время покидавших зал гостей на улице встречали участники акции, одетые в маски из папье-маше с лицом Суркова. Они требовали включить Суркова в «список Магнитского». На табличках была недвусмысленная надпись: «Список Магнитского 19».

Рустем Фаляхов, Любава Алтухова

«РИА Новости», 07.05.13., «Я графоманию не комментирую», — сказал он журналистам во вторник

В то же время источник в аппарате правительства выразил недоумение по поводу тона статьи. «Маркин утверждает, что кто-то находится в «руководстве власти, против которой протестует». Это похоже на политический донос. Кроме того, непонятна избыточная энергичность, с которой Маркин отстаивает право на расследование хищений», — сказал источник. «Он, видимо, не ознакомился с полным текстом выступления Суркова. Тот как раз неоднократно заявлял, что фонд «Сколково» должен сотрудничать со следствием, что необходимо выявлять и наказывать тех, кто ворует. Он только напомнил при этом, что в стране действует конституционная норма о презумпции невиновности, а также и о том, что поспешные заявления по недоказанным эпизодам могут незаслуженно подорвать репутацию отдельных людей и целых проектов», — добавил он. По его словам, сам Маркин должен хорошо это помнить.

«В 2011 году он хотел избираться депутатом Госдумы по спискам «Единой России». Обращался, насколько известно, за поддержкой в администрацию президента. Сурков даже, вроде бы, звонил на эту тему Бастрыкину. Александр Иванович, вроде бы, поддержал переход в парламент этого ценного работника. Маркин был даже включен предварительно в региональный список по Волгоградской области. Но потом в СМИ появилась информация от Генпрокуратуры о том, что его диплом о юридическом образовании якобы фальшивый. Этот диплом даже был аннулирован Рособрнадзором», — сказал источник.

«Дело при этом в итоге ничем не закончилось, однако репутация была поставлена под сомнение и «Единая Россия» во избежание скандала, без лишнего шума исключила Маркина из избирательного списка. А мог бы быть хорошим депутатом», — заключил он.