В сети появилась переписка рейдеров с нанятыми пиарщиками, а также пиарщиков — с самарскими и тольяттинскими газетами

Рейдерские захваты давно стали в России обыденным явлением. В общих чертах публика знакома и с технологиями захвата, благодаря обилию статей на эту тему, литературе и кинофильмам. Но детали работы рейдерского механизма редко становятся достоянием гласности. В Самаре произошел именно такой случай. В Интернет попала переписка рейдеров, атакующих «Тольяттиазот», с нанятой ими группой пиарщиков. Некие самарские сторонники «Анонимусов» разместили в Сети свое заявление и ссылки на переписку по электронной почте заказчиков «наезда» на «Тольяттиазот» с исполнителями. В числе тех, кто «мочил» ТОАЗ за деньги, самарские Anonymous называют газеты «Навигатор», «Понедельник» и несколько самарских интернет-ресурсов.

Заглянем, что же творится на рейдерской кухне. Вот некий «Жора Размести» пишет получателю Victoryanreeva: «Это ТЕРРА сама поставила. поговри с ними осторожно, было бы интересно им получать и размещать материалы по тазику? интересует ли их тема, вознаграждение. не спрашивай сразу сколько, если все будет воспринято позитивно, выйдем к ним уже с материалом». (Здесь и далее записи воспроизводятся без грамматической корректуры). Речь идет о материале телерадиокомпании «Терра» по «ТольяттиАзоту». Как видно из письма, материал в нужной заказчикам тональности телекомпания сняла сама, реагируя на информационные тренды. Поэтому пиарщики осторожно прощупывают почву и не спешат предлагать деньги за будущие сюжеты. Может и «на халяву» снимут, что позволит сэкономить средства.

Но окольные пути не всегда ведут к цели. Поэтому Виктория Андреева пишет получателю N.Loginov: «Николай, добрый день! Мы с вами общались некоторое время тому назад по поводу размещения материалов за деньги. Я понимаю, что первый материал был несколько «желтушный», сейчас мы заинтересованы в размещении более «невинного» материала. Пжл, ознакомьтесь с ним, покажите руководству. Возможно, на этот раз наше предложение вас заинтересует».  Далее следует предложение оплачивать услуги через Яндекс-кошелек. Сделка была заключена и N.Loginov рапортует Виктории Андреевой: «Виктория! Пока не проверили перевод.

Но статью разместили: http://smbc.ru/analytics/128/ 

Заголовок на главной странице слева http://smbc.ru/

Прошу подтвердить получение письма». Статью разместили, не проверив перевод – приятно, когда люди доверяют друг другу. Возможно, дело в таланте Виктории Андреевой налаживать контакты с людьми. Об этом свидетельствует письмо, полученное ею от другого адресата: «Виктория, добрый день! Ну, в общем, все в порядке со статьей:).

Убираем последнюю фразу: «<Промышленный еженедельник> будет следить за развитием событий», и ставим на портал со ссылкой на этот сайт. > Стоимость прежняя — 50 000 руб. Все по последовательности прошлых > размещений. Номер тел. указать тот, который я Вам давала, чтобы оплата нигде не зависала:). Жду Вас:). Роза. С уважением,

специалист коммерческого отдела  медиахолдинга <РегионМедиа>

Фатхутдинова Роза».

Нашу догадку о коммуникативных талантах Виктории Андреевой подтверждает следующее сентиментальное письмо от Андрея Саймакова: «Виктория! Мы тут несколько устыдились своих аппетитов и впечатлились вашей добротой. Думаю, будет разумно сократить цифру блока до 80 тыс., ведь 20 вы уже фактически нам заплатили за блокирование ссылки на сайте».

Но были и те издания, которые отказались от того, чтобы «петь под дудку» Виктории Токаревой, как она не старалась. «Марина, добрый день! — пишет Виктория главному редактору ИС «Тольятти-Новости» Марине Щербаковой. — Мы хотели бы договориться на долгосрочной основе оплачивать публикацию информационных материалов критического характера о деятельности предприятия ТольяттиАзот и его акционеров и руководства. Предполагаем, что это будет несколько материалов в месяц, оплата поквартально. Мы готовы отдельно платить за то, что эти материалы гарантировано будут опубликованы, даже если ТольяттиАзот будет платить за их снятие или не-публикацию. Говоря простыми словами, за «анти-блок». Также мы готовы стимулировать публикацию наших материалов своего рода абонентской платой — повторюсь, нас интересует сотрудничество на долгосрочной основе. Речь идет о вот этом материале . Его можно, в зависимости от редакционных требований, смягчить, сократить (в разумных пределах). Возможно ли размещение и сколько будет стоить публикация»? «Все получила, все поняла, — пишет в ответ  главный редактор «Тольятти-Новости». — Жду руководство для того чтобы вынести это на рассмотрение. Как только будет какой-то результат, дам Вам знать». Но потом огорчает московскую пиарщицу: «Виктория, добрый вечер, — пишет главный редактор. К сожалению, порадовать Вас нечем. На совещании было принято решение не публиковать данную информацию ни на каких условиях. Извините, что не смогла Вам помочь…»

Цитировать этот эпистолярный роман можно было бы и дальше, но приведенных отрывков вполне достаточно, чтобы представить себе будни тружеников рейдерского пера. Хотя переписка действительно весьма занимательная и все желающие могут с ней ознакомиться по этой ссылке . Как можно убедиться, ничто человеческое «работникам пера и топора» не чуждо, но на первом месте, безусловно, стоят деньги. Коррумпированная пресса готова «мочить» крупное предприятие за довольно скромные суммы. Никого не волнует, к чему может привести захват завода рейдерами, какие последствия это будет иметь для работников предприятия. Каждый печется о своих маленьких частных интересах и выживает как умеет. Проблема в том, как остановить заказчиков рейдерского захвата. Возможно, «слив» переписки в Интернет приведет в чувство слишком увлекшихся частным бизнесом журналистов и вынудит их вспомнить о профессиональной этике и элементарной гражданской ответственности.

Остается сакраментальный вопрос. Кто же платил деньги Виктории Андреевой? Кто является заказчиком непрекращающихся атак в прессе на «Тольяттиазот»? Не будем ничего утверждать, попробуйте сделать вывод сами. Главный оппонент ТОАЗа – миноритарный акционер предприятия  ОАО «ОХК «УРАЛХИМ». Владеет ею известный своими, так сказать,  специфическими методами «поглощения предприятий» Дмитрий Мазепин.

Наезд на выбранную жертву в прессе для рейдеров — всего лишь один из компонентов взятия «новой крепости». Более серьезными «стенобитными орудиями» являются заведение уголовных и прочих «дел» против противника. Но это уже другая история…

Сергей Михайлов