Новгородские представители УИС распространили пресс-релиз, указав, что противопоказаний к нахождению обвиняемого Тельмана Мхитаряна в их учреждениях не имеется
Новгородские правоохранители распространили пресс-релиз, указав, что противопоказаний к нахождению обвиняемого Тельмана Мхитаряна в учреждениях УИС нет. Алла Кузнецова, заместитель руководителя медицинского управления ФСИН РФ утверждает, что «никогда тюрьма не представляла собой санаторно-курортное лечение, никогда в жизни и ни при каких властях она не являлась лечебно-профилактическим учреждением».
Но если верить результатам экспертизы, проведенной региональным подразделение УИС Новгородской области, здоровье лучше всего поправлять именно за решеткой. Начать с того, что эксперты в погонах решили разъяснить, будто при поступлении Мхитаряна в следственный изолятор Петербурга (следствие проводилось на окружном уровне), «в его отношении было проведено медицинское освидетельствование на наличие заболеваний, включенных в перечень диагнозов, препятствующих содержанию под стражей». Вероятно, в детстве сотрудники новгородского УФСИН читали какой-то свой особенный алфавит.
Два месяца назад Страсбургский суд (ЕСПЧ) вынес постановление – считать права Тельмана Мхитаряна в период нахождения под стражей нарушенными, а самого предпринимателя признал потерпевшим, обязав российские власти выплатить крупную денежную компенсацию. Международная палата судей выяснила, что уже через неделю после того, как Мхитарян был доставлен в петербургские «Кресты», состояние его здоровья серьезно ухудшилось, и арестанта пришлось переводить в больницу ФСИН им. Гааза. Спустя месяц пациент перенес сердечный приступ и отправился в реанимацию. Между прочим, обвинительное заключение Тельману Мхитаряну вручили, как только он едва почувствовал себя лучше. В декабре 2010 года руководство больницы им. Гааза отметило в медкарте, что состояние здоровья пациента не допускает участия в следственных мероприятиях, сдвигов к лучшему, несмотря на проводимое лечение, нет.
Любопытно, что в феврале 2011 года Новгородский городской суд, изучив врачебный вердикт, продлил срок содержания предпринимателя под стражей. Заседание прошло в отсутствие Мхитаряна, так как медицинская комиссия больницы им. Гааза сочла, что он не может участвовать в слушании. Впоследствии новгородские судьи еще не раз продлевали необходимость нахождения бизнесмена в «Крестах», причем аналогичным образом. Как написано в постановлении ЕСПЧ, обе стороны (обвинение и защита Мхитаряна) «предоставили обширные медицинские материалы, собранные после его ареста и включающие в себя отчеты экспертов. Мнения различных медицинских специалистов и медицинские справки. Они свидетельствуют о том, что заявитель (Мхитарян) страдает ишемической болезнью сердца, сопровождаемой сильной стенокардией, повышенным артериальным давлением, дефицитом циркуляции крови, нарушением кровоснабжения мозга, хронической энцефалопатией и симптомами после ишемического инсульта» . Два года назад Тельману Мхитаряну дали вторую группу инвалидности. Ухудшение его самочувствия продолжалось. Приступы начались даже во время отдыха. Консервативное медицинское лечение уже не помогало, и в марте 2012 года ему потребовалась срочная операция на сердце, которую не провели до сих пор.
Напомним, что известного в регионе предпринимателя обвиняют в незаконном приобретении пакета акций двух предприятий, которые имели долги перед контрагентами. Продавцы считают, что Тельман Мхитарян не просил, а требовал расстаться с акциями. При этом никто не утверждает, будто сделка сопровождалась угрозами или каким-либо насилием. Мол, сама фигура предпринимателя была настолько авторитетной, что спорить с предложенными условиями продавцы не решились. Мхитарян, напротив, настаивает на том, что потерпевшие сами неоднократно и настойчиво обращались к нему с просьбой купить у них акции. И предприниматель приобрел активы по рыночной цене, а скорее всего, даже переплатил за них, так как оба предприятия были на грани развала.
Правоохранительные органы видят в таком приобретении состав уголовного преступления: вымогательство. Хотя подобные деяния вполне могут расцениваться и «как понуждение к совершению сделки». Разница в том, что в первом случае Мхитаряна отправят за решетку на 15 лет, и вероятность, что он доживет там до своего 77-летия, равна нулю. А во втором предусматривается не столь суровое наказание, которое вообще может быть изменено на условное с учетом состояния здоровья и того, что ранее предприниматель к уголовной ответственности не привлекался.
Впрочем, в новгородском УФСИНе убеждены, что в здешнем «Белом лебеде» Тельману. Мхитаряну «оказывают всю необходимую медицинскую помощь, предписанную показаниями врачей. Назначенные препараты обвиняемый получает три раза в сутки, кроме того медицинский работник систематически контролирует его артериальное давление. Все показания в обязательном порядке фиксируются в специальном журнале под личную роспись подследственного». В качестве консультантов привлечены гражданские специалисты областной клинической больницы, на которых, безусловно, не действует «телефонное право», до сих пор существующее в российской провинции. Местные эксперты иронизируют, что если бы представители новгородского правосудия меньше кичились своей причастности к истокам, где зародилась отечественная демократия, а взяли пример с архангельских коллег, то тюремная история Тельмана Мхитаряна складывалась бы иначе.
В июне 2012 года Архангельским областным судом был вынесен приговор ректору Северного государственного медицинского университета, академику и профессору Павлу Сидорову. Его признали виновным в получении многочисленных взяток и осудили почти на восемь лет лишения свободы (обвинение требовало наказать на тринадцать). Сидоров, в свою очередь, настаивал на том, что получал деньги в рамках простого товарищества и направлял их на развитие вуза. Суд заслушал показания более пятидесяти свидетелей. Павел Сидоров был задержан с поличным в апреле 2009 года и доставлен сначала в больницу с нарушением мозгового кровообращения, откуда через неделю переведен в тюремную лечебницу. В больнице при СИЗО не было необходимых лекарств и диагностического оборудования. В октябре того же года арестанта передали гражданским медикам, а затем следователь отозвал из суда свое ходатайство о продлении срока содержания Сидорова под стражей. Уголовное дело было приостановлено в связи с болезнью ректора.
После проведенного курса лечения состояние здоровья Павла Сидорова улучшилось, и он даже приступил к работе. Однако в мае 2011 года производству по делу возобновили. Теперь уже бывший ректор лишен орденов Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, не имеет права занимать начальственные должности и отбывает наказание – лишение свободы (условно) с учетом наличия хронического заболевания в тяжелой форме. По мнению заместителя председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислава Капканова, если медицинский работник СИЗО не будет носить погоны и зависеть от начальника изолятора, то он станет более принципиально подходить к вопросам состояния здоровья своих подопечных. И вообще, «эффективнее было бы вывести медицинскую службу из-под подчинения системе ФСИН, сделать ее независимой».
Между прочим, в 2011 году Генеральная прокуратура провела проверку столичных СИЗО, выявив несоответствие необходимым медицинским стандартам помощи, оказываемой в структуре ФСИН. Для лечения арестантов применялись лекарства с давно истекшим сроком годности, а то и вовсе отсутствовали жизненно необходимые препараты. Экстренная помощь оказывалась персоналом, который не имел соответствующей квалификации, иногда несвоевременно. Все это приводило к увеличению смертности среди тех, кто находится за решеткой. Например, в 2010 году, по данным Генеральной прокуратуры, в пенитенциарных учреждениях умерли 4423 человека. По официальной статистике Мосгорсуда, только в 2011 году в столичных изоляторах от различных заболеваний скончались 29 арестантов . Все это, безусловно, никак не проецируется на благополучный Новгород. Ведь, согласно заявлению местного УФСИНа, отныне Тельмана Мхитаряна, продолжающего нуждаться в проведении срочной операции на сердце, приказано считать здоровым…
Алексей Ракитин