Во сколько миллиардов рублей обходятся федеральной казне придуманные регионами круглые  даты и «высосанные из пальца» праздники

Только что страна отпраздновала 400-летие освобождения Москвы от польских захватчиков. Праздник прошел без лишнего шума и помпезности, и, вероятно, большинство россиян даже не смогут назвать, что именно они отмечали 4 ноября. А ведь на юбилей была затрачена не одна сотня миллионов рублей. Сколько федеральный бюджет тратит на празднование непонятных юбилеев?

РУССКИЙ С МОРДВИНОМ — БРАТЬЯ НАВЕК 

Нашу страну захлестнула какая-то бесшабашная волна празднований. Помимо уже упоминавшегося русско-польского 400-летия в 2012 году отметили 75 лет со дня рождения три сибирских региона: Новосибирская, Иркутская области и Алтайский край. 350-летие отпраздновал Иркутск (бюджет 17 млрд рублей) и 400 лет — Томск (бюджет 2,3 млрд, что очень скромно по нынешним временам). 

Нашумевшее 200-летие Бородинской битвы обошлось Минкульту РФ всего в 36 млн рублей — сущие копейки по сравнению с суммой, выделенной на 525-летие окончательного вхождения Мордовии в состав России. На этот праздник было потрачено 18 млрд из федерального бюджета. 

Вообще, Мордовия может претендовать в этом году на звание самого загадочного региона. Никого не смутило, что для обоснования двух юбилеев — 1000-летия единения русского и мордовского народов и 525-летия “вхождения в состав” — не было предоставлено ни одного (!) исторически достоверного документа. А в начале века Мордовия умудрилась дважды отпраздновать юбилей Пензенской губернии: сначала — 220-летний, а потом спохватились, уточнили дату и на полном серьезе отметили уже 200-летний. 

По сравнению с этим последний праздник — единения русского с мордовским — выглядит как традиционный карнавал, посвященный освоению бюджетных денег. Видимо, поэтому его символом стал “парад абсурда”: немецкий бомбардировщик “Хейнкель-111”, сбитый во время Великой Отечественной войны, отреставрировали и с гордостью провезли впереди военных колонн по столице Мордовии. 

В современных российских юбилеях историческая щепетильность совершенно не важна. Главное — сколько при этом удается отжать из казны. Например, Башкирии на 450-летие вхождения в состав России перепало 11 млрд рублей. А празднование 450-летия присоединения Адыгеи к России, которое отмечалось в северокавказских республиках, вызвало громкий скандал. Историки сразу заявили, что нет ни одного документа, который бы свидетельствовал, что эти народы вошли в состав государства Российского во времена Ивана Грозного, причем добровольно. Не помогло даже то, что в современных школьных учебниках описывается совсем другая версия присоединения Северного Кавказа к России. Да к тому же на 250 лет позже. Тем не менее на юбилей был потрачен 1 млрд рублей. 

©А. Анохина / Фотобанк Лори

— Здесь существует определенная политика, — говорит Денис Кораблев, бывший общественный советник Минрегионразвития, ныне руководитель Института глобального развития России и СНГ. — С одной стороны, центр даже поощряет эти юбилеи, потому что средства на празднование, как правило, включены в другие целевые программы. Например, большая часть выделенных средств на празднование адыгейского юбилея ушла на ремонт водоохранных сооружений, мероприятий по предотвращению схода лавин на ключевых трассах. То есть это чисто инфраструктурные проекты, которые в любом случае нужно было бы финансировать. А с другой — юбилеи — это некая праздничная обертка, показывающая, что центр заботится о регионе. Обратите внимание: в последние годы федеральная власть не проверяет расходование этих средств, прекрасно понимая, что часть денег региональные элиты попросту присвоят. Это своего рода бонус и одновременно короткая удавка: будете хорошо себя вести — подбросим еще, не будете — проведем проверку и посадим. То есть некий инструмент региональной политики. 

ПИТЕРСКИЙ ПОЧИН 

Слова эксперта подтверждают события, развернувшиеся в 2003 году вокруг празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Из бюджета страны на это мероприятие было выделено 40 млрд рублей. Еще 20 млрд внесли внебюджетные и ведомственные источники. Кроме того, на восстановление Константиновского дворца, официальную резиденцию №2 главы государства, частные предприниматели собрали около 10 млрд рублей. Свою лепту внесли и международные организации — по разным источникам от 5 до 7 млрд рублей. За эти деньги планировалось не только отремонтировать старый Питер, но и подарить городу новые станции метро, мосты, дамбы и самое главное — кольцевую автодорогу. 

Но за год до начала юбилейных торжеств начались скандалы. Было возбуждено первое уголовное дело по факту растраты средств, выделенных на реконструкцию исторического центра. Через несколько месяцев — второе в связи со строительством кольцевой автодороги. Юбиляров начали проверять, кажется, все заинтересованные ведомства — Генпрокуратура, МВД, Минфин, Госстрой, “Счетка” и т.д. И каждая проверка заканчивалась уголовными делами. Дело возбудили даже против некой телестудии, которой достался 1 млн рублей на съемки документального сериала “Морской Петербург”. За несколько месяцев до торжественной даты зам генерального прокурора Владимир Зубрин заявил, что по фактам нецелевого расходования государственных денег возбуждено 31 уголовное дело — абсолютный рекорд новейших времен. Причем фигурантами этих дел были, кажется, все вице-губернаторы и начальники департаментов правительства Питера. Тогдашний градоначальник Владимир Яковлев намек понял и написал “прошение об отставке”. Уголовные дела чудесным образом “рассосались”. Дольше всех держалось почему-то дело против режиссера несчастного документального сериала. 

В итоге к юбилею Северная Пальмира не получила ни долгожданной кольцевой автодороги, ни обещанного красавца вантового моста, ни столь необходимой дамбы к Кронштадту. И только в 2011 году, с пуском последней очереди КАД и открытием морской дамбы в Ломоносовском районе, обязательства руководства страны перед Питером были выполнены. Но какой ценой! Новый совокупный бюджет “на доделку”, по оценкам экспертов, исчислялся вдвое большей суммой. Северная столица сегодня по праву гордится как минимум своим фасадом. Чего нельзя сказать о другой знаменитой “юбилейной” эпопее — тысячелетии Казани. 

НА КАЗАНЬ КАЗНЫ НЕ ЖАЛКО? 

Легкое помешательство, напомним, началось с самого начала определения даты праздника. В 1977 году власти тогдашней автономной респуб­лики не смогли обосновать 800-летний юбилей Казани. Спустя два десятилетия уже демократические власти суверенного Татарстана вдруг нашли повод: основным доказательством послужила чешская монета из свинца, датируемая 1005 годом, которая как-то уж очень удачно нашлась на территории Казанского кремля. Власти рес­публики без особых раздумий прибавили к этой дате 1000 лет и подали заявку в федеральный бюджет. 

Никого не смутило, что рядом с тысячелетней Казанью, которую историки официально называют “Новой”, существует “Старая Казань” — древнее городище, где обитали этнические предки татар, датируемое на два века позже. То есть “Старая Казань” оказалась официально моложе “Новой”. Смутило другое: федеральный бюджет раскошелился на невиданную доселе сумму. Общая смета расходов на праздник в Казани составила 109 млрд рублей. Причем это стало известно совсем недавно, усилиями Счетной палаты. Абсурд заключался в том, что пятимиллионный Питер по сравнению с полуторамиллионной Казанью обладает неизмеримо большим количеством памятников, а денег “отъюбилеил” значительно меньше. При этом Казань ремонтируют до сих пор. 

Счетная палата РФ пыталась и здесь разыграть “питерский сценарий” — пообещала обнародовать доклад о проверке целевого расходования средств федерального бюджета. Но то ли серьезных нарушений действительно не нашли, то ли казанцы какой-то особенный секрет знали, в общем, доклад так и не увидел свет. А комиссия Генпрокуратуры как по-тихому приехала, так и уехала. Без единой пресс-конференции. Поэтому вопрос, на что в маленькой Казани можно потратить почти 4 млрд долларов в ценах 2005 года, остается открытым. Хотя… В Казани до сих пор помнят публичные слова известного в республике архитектора: “За этот юбилей нас всех еще будут судить”. 

После юбилея города здесь, опять же на деньги федерального бюджета, активно отпраздновали принятие ислама на территории нынешней России, а также добычу трехмиллиардной тонны нефти в республике. Сейчас осваиваются средства федерального бюджета, выделенные на проведение Универсиады, на очереди — чемпионат мира по водным видам спорта. Тот факт, что на центральных улицах города не хватает нормального асфальта, а исторический центр местами лежит в развалинах, похоже, не волнует и самих горожан. 

— Сколько тратится ежегодно на различные юбилеи в нашей стране, представить страшно, — говорит Денис Кораб­лев. — По моим подсчетам, это сравнимо с расходами на все здравоохранение и социальную политику. Мы, конечно, богатая страна, но можем ли позволить себе такие траты, если занимаем одно из первых мест в мире, например, по числу детей-инвалидов? 

По-моему, вопрос риторический.

Марат Хайрулин

Оригинал материала: "Мир новостей"