Обвиняемый в мошенничестве, уклонении от уплаты налогов и в преднамеренном банкротстве нижегородского предприятия ЗАО «АЛТЭКС-группа компаний» Андрей Городнов, написал Владимиру Путину, в котором заявил, что его уголовное дело сфабриковано

Но при ближайшем рассмотрении история взаимоотношений «АЛТЭКСа» и «Сбербанка» оказалась банальным затянувшимся спором недобросовестного заемщика и поверившего когда-то в его честность кредитора.

Этой истории без малого шесть лет. В 2007-2009 годах Волго-Вятский банк «Сбербанка РФ» предоставлял известной в Нижнем Новгороде группе торговых, полиграфических и девелоперских компаний «АЛТЭКС» кредиты под залог ее товаров. Поручителем по кредитам выступал основной акционер холдинга Андрей Городнов. В 2009 году предприятие, задолжав «Сбербанку» 527,2 млн. рублей, перестало выплачивать кредит, сославшись на кризис.

При этом частью полученных у «Сбербанка» денег Андрей Городнов тогда расплатился с другими своими кредиторами  «Райффайзенбанком» и «Нижегородпромстройбанком». Они получили от «АЛТЭКСа» порядка 600 млн. рублей значительно раньше срока погашения, который истекал в 2012 году. Сейчас Городнов объясняет это тем, что банки проводили политику «выкручивания рук» и давили на предприятие, что осложнило его финансовое состояние, и в итоге средств на всех кредиторов у него не хватило. Однако выяснилось, что причины были более прозаичными: дело в том, что у «Райффайзенбанка» и «Нижегородпромстройбанка» в залоге была недвижимость «АЛТЭКСа», которую Городнову просто необходимо было из-под него вывести. Ведь на тот момент он уже начал претворять в жизнь  план фиктивного банкротства своей компании и переводил все возможные активы на вновь созданные общества.

Довели до банкротства

Расплатившись с двумя банками, «АЛТЭКС»  продал свою недвижимость по заниженной (балансовой) цене давнему другу и партнеру Андрея Городнова, члену совета директоров ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» Павлу Корнилову. Он внес это имущество в уставной капитал недавно созданных компаний ООО «Пифагор-8», ООО «Пифагор-3» и ООО «Пифагор-60», которые благополучно продолжают торговать канцелярскими товарами. Фактически они продают товар, находившийся в залоге у «Сбербанка», который с баланса ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» в 2009 году странным образом исчез. Позже стало известно, что его перевели на баланс некоего ООО «ТД «Алтэкс», а этикетки на товарах переклеили. Кстати, по ходу дела тогда руководители «АЛТЭКСа» забыли или не захотели заплатить налог на добавленную стоимость, что позже выяснило следствие. Ущерб, причиненный таким образом бюджету РФ, оценивается в 71,9 млн. рублей.

Неудивительно, что к лету 2009 года на счетах некогда процветавшей группы компаний остался всего 21 млн. рублей при долге «Сбербанку» в 600 миллионов. В таком состоянии, по решению единственного собственника Андрея Городнова, ЗАО «АЛТЭКС — группа компаний» в 2009 году подала заявление о банкротстве. Тогда же в отношении этой компании было введено конкурсное производство, а  «Сбербанк России» был включен реестр требований ее кредиторов. Но отдавать долги Городнов не спешил. В октябре 2010 года по заявлению «Сбербанка» на Андрея Городнова и топ-менеджеров «АЛТЭКСа» Павла Корнилова, Максима Давыдова, Владимира Фролова и Надежду Половинкину были заведены уголовные дела по статьям «преднамеренное банкротство» и «мошенничество». Следственный комитет планирует передать их в суд в апреле этого года. Следствием был поставлен вопрос перед судом о применении в отношении Городнова меры пресечения в виде заключения под стражу, однако Городнов избежал ареста путем внесения залога в размере 1 млн. рублей. Сумма залога впечатляет, особенно в сравнении с его ежемесячной зарплатой: по данным судебных приставов, она составляла 12 тыс. рублей в месяц. Нельзя также забывать, что сам Городнов является поручителем по кредитам ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» и суд еще в 2010 году вынес решение о признании его долга перед «Сбербанком». В этой связи также возникает разумный вопрос: почему внесенный в качестве залога 1 млн. руб. не был уплачен в банк, если Городнов такой благонадежный заемщик?

Странные способы договориться

Откупившись от ареста, Андрей Городнов публично заявил о том, что  «Сбербанк» «закошмарил» его бизнес и что он не раз пытался с ним договориться. Однако факты говорят об обратном: Городнов и аффилированные с ним структуры всячески мешают банку реализовать свои законные права кредитора, и никаких конструктивных предложений в его адрес от Городнова не поступало. Прежде всего, стоит отметить, что конкурсным управляющим ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» назначен хорошо знакомый с Городновым Олег Вдовин, который в период конкурсного производства уже не раз проявил себя лицом заинтересованным. Он пытается как можно быстрее завершить процедуру контролируемого банкротства, оставив «Сбербанк» ни с чем. С этой целью он не раз поддерживал заявления и ходатайства Городнова и подконтрольных ему лиц. Например, он яро сопротивлялся намерению «Сбербанка» возвратить в конкурсную массу АЛТЭКСа» выведенные на компании Корнилова «подешёвке» магазины канцелярских товаров. Свои возражения  в суды по этому поводу Вдовин не стеснялся представлять несмотря на то, что закон «О несостоятельности (банкротстве)» возлагает на него, как на конкурсного управляющего, обязанность по оспариванию «подозрительных» сделок должника». Вопиющим примером  явной «любви» Вдовина к компании Городнова является и то, что он выступил против назначения независимой экспертизы финансовой деятельности «АЛТЭКСа», о которой ходатайствовал в суде «Сбербанк». Казалось бы,  конкурсный управляющий должен быть заинтересован в подобной экспертизе в первую очередь. Но Вдовин почему-то счел предложение банка излишним. Однако суд первой инстанции все же поддержал инициативу «Сбербанка» и назначил экспертизу.

Она была проведена, и выявила все махинации Городнова и его подельников. Но Вдовину удалось добиться отмены определения суда о назначении экспертизы в 1 Арбитражном апелляционном суде. Таким образом, конкурсный управляющий обошел даже разъяснения Высшего арбитражного суда о том, что сам факт назначения судом экспертизы обжалованию не подлежит. Видимо, преуспеть в этом незаконном деле Вдовину помогли нужные «ресурсы». Ведь не случайно же Олег  Вдовин свободно въезжает на своем БМВ Х6 в зону с ограниченным доступом автотранспорта — на территорию  Нижегородского Кремля, где находится Арбитражный суд Нижегородской области. Представляется, что не каждый житель Нижнего Новгорода может себе позволить там  припарковаться.

«Сбербанк» не менее семи раз направлял в различные инстанции требования отстранить Вдовина, но все безрезультатно. Почему, становится понятно, если знать, что Вдовин является руководителем территориального подразделения по Нижегородской области Саморегулируемой организации Арбитражных управляющих Центрального Федерального округа.

Помимо Вдовина намерено запутать дело пытаются и другие поддерживающие Городнова лица, в частности Павел Корнилов. Например, он вдруг объявил, что ничего не знал о решениях Городнова по поводу банкротства компании, и начал оспаривать протоколы совета директоров ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний», на которых стоят его личные подписи, в судах. Он даже объявил себя пострадавшим кредитором «АЛТЭКСа» и предъявил ему иск на 1,5 млн. рублей. Очевидно, все эта волокита затеяна с целью вывести Корнилова из круга подозреваемых для того, чтобы сохранить все переведенные на него активы. Формально поставив себя в одну очередь со «Сбербанком», на деле Корнилов не добивается возврата долга ни себе, ни банку. Напротив, он оспаривает иски «Сбербанка» об отмене погашений ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» «Райффайзенбанку» и «Нижегородпромстройбанку», сделанные на средства «Сбербанка». Корнилов даже намеревался получить с кредитного учреждения дополнительную прибыль: оспаривал в суде выплаченные ранее «АЛТЭКСом» «Сбербанку» 750 млн. рублей кредитных денег, но позже отказался от иска, видимо осознавая всю абсурдность своих требований.

«Новая экономика» как повод уйти от ответственности?

Судя по всему, и Городнов, и Корнилов, и остальные обвиняемые бывшие менеджеры ЗАО «АЛТЭКС – группа компаний» продолжают преследовать одну цель: уйти от ответственности. В частности Андрей Городнов, понимая, что ему светит немалый срок, пытается убедить общественность, что стал жертвой «системной коррупции и необоснованного давления на бизнес». «Все экономические дела должны перейти из судов общей юрисдикции в арбитражные суды», — заявляет он в открытом письме Владимиру Путину, пытаясь таким образом перевести свое дело из уголовного поля в гражданско-правовое. «Поводом для этого обращения послужила Ваша статья «Нам нужна новая экономика», опубликованная в газете «Ведомости», — поясняет Городнов в самом начале письма. Правда, возникают большие сомнения, что в «новой экономике», о которой говорил Президент РФ, и на которую так уповает Андрей Городнов, может найтись место недобросовестным предпринимателям.Иными словами, Президент и Городнов говорят о разной экономике. Для Городнова экономика – взял пол миллиарда денег в кредит у государственного банка, а вернуть… проще обанкротиться!

На форуме «Россия-2012» Владимир Путин  предложил упростить для предпринимателей процедуру рассмотрения дел в суде. Очевидно, это не касалось мошенников, преднамеренно банкротящих свои компании. Городнов  же воспринял это как возможность избежать уголовной ответственности, прикинувшись несчастной жертвой якобы заказного преследования чуть ли не по политическим мотивам.  Под маской «закошмаренного» бизнесмена и «непримиримого»  борца с коррупцией, конечно, искать защиты у главы государства просто. Но безрезультатно – в истории Андрея Городнова наверняка сумеют отделить зерна от плевел.

Андрей Савельев.