Все перемены, которые Сергей Собянин  пытался произвести в Москве, либо не достигали поставленных целей, либо оказывались возвратом к «лужковской системе», для искоренения которой он и был назначен

Ровно год назад, 28 сентября 2010 года, Юрий Михайлович Лужков был отправлен в отставку с поста мэра Москвы в связи с «утратой доверия Президента». 18-летняя эпоха его правления закончилась бесславно: задолго до летального для политической карьеры конфликта с Кремлем, столичный градоначальник утратил доверие москвичей. Некогда высокопрофессиональная и мегаэффективная команда московского мэра со временем выродилась в кучку замшелых коррумпированных стариков, которые до дрожи в коленях боялись любых перемен. Закат эры Лужкова запомнился беспрецедентным воровством и безграничным цинизмом в отношении всего, что не касалось роста капитализации компании «Интеко».

Помню, летом прошлого года, я пытался эвакуировать семью из задыхающейся от смога Москвы. Наша машина стояла в бесконечной пробке на Варшавском шоссе, когда журналисты какой-то радиостанции дозвонились до пресс-секретаря Лужкова, и спросили его, где мэр, и что он собирается делать в кризисной ситуации. Сергей Цой вальяжно ответил, что мэр находится в законном отпуске в Австрии и не собирается возвращаться, поскольку дым — это не его проблема, а Громова: ведь горит-то в Подмосковье. А где, кстати, Громов, вы выясняли? В этот момент мне, и, полагаю, тысячам других водителей, которые в той же пробке слушали то же радио, стало понятно, что «московская система» дошла до точки, поскольку преступная безответственность стала в ней качеством, относящемся ко всем уровням системы.
Примерно через два месяца Лужкова слили. Москвичи расстались с ним легко и без сожалений, надеясь, что новый мэр, назначенный Кремлем, сможет перестроить систему управления нашим городом и сделает ее эффективной и прозрачной. Что он сможет решить проблемы, накопившиеся за последние годы правления Лужкова. Но, вспоминая события прошедшего года, я все больше разочаровываюсь в «парашютированном» на Москву бывшем губернаторе Тюменской области, бывшем руководителе избирательного штаба Дмитрия Медведева, бывшем руководителем администрации Президента Сергее Семеновиче Собянине. Все перемены, которые он пытался произвести в Москве, либо не достигали поставленных целей, либо оказывались возвратом к «лужковской системе», для искоренения которой он и был назначен.

Чтобы доказать свою способность руководить столицей, «парашютист» должен был совершить 12 своеобразных подвигов, по примеру античного героя Геракла. Победить Лернейскую гидру пробок, расчистить Авгиевы конюшни коррупции, вызвать на бой Немейского льва столичного стройкомплекса и т.д.. Все эти битвы наш герой проиграл, но при этом блестяще реализовал свое умение договариваться с гидрами и львами о соблюдении взаимных интересов.

1. Собянин vs Пробки

Задача: Если помните, назначение Сергея Собянина на должность мэра Москвы в октябре 2010 года сопровождалось президентским наказом решить проблему пробок на московских дорогах.

Решение: Одним из первых распоряжений нового мэра был перенос начала работы московских чиновников на час раньше, чтобы машины вице-премьеров и министров с проблесковыми маячками не блокировали московские дороги в утренний час-пик. Говорят, по Рублевке утром стало проще доехать в Москву. Примерно в то же время был отменен план строительства четвертого московского кольца, якобы из-за его чрезмерной дороговизны. При этом альтернативное решение задачи строительства автомобильных проездов через железнодорожные пути, нарезающие Москву как нож яблоко, так и не был предложен. Был оштрафован член московского правительства, предложивший в качестве решения проблемы платный въезд в центр Москвы. В настоящее время единственным напоминанием о главной задаче, поставленной перед новым мэром, служат косые парковочные линии на тротуарах в центре столицы.

Результат: Город стоит. 8, 9 и 10 баллов на «Яндекс. Пробки» — не редкость, вот и вчера город встал намертво.

2. Собянин vs Незаконная торговля

Задача: Громкая история прошлой осени: новый мэр, заботясь об удобстве москвичей, распорядился убрать торговые палатки, которые мешали пешеходам выходить из метро и заходить в общественный транспорт. А также те, что уродовали вид московских улиц.

Решение: Из примерно 12 тысяч киосков в Москве, официальные разрешения на розничную торговлю имели меньше половины. Остальные получали негласные разрешения от чиновников префектур или сотрудников ОВД. Распоряжение Собянина уничтожило остатки малого бизнеса, пытавшегося жить и работать по закону. Легальные киоски на самых проходных местах были демонтированы, а на их места перенесли нелегальные.

Результат: Ларьков стало едва ли не больше, а налогов в бюджет поступает меньше

3. Собянин vs Асфальт

Задача: «У нас около 90% тротуаров покрыто асфальтом, летом он плавится, осенью имеет непрезентабельный вид» С.Собянин

Решение: Согласно распоряжению мэра в 2011 году из 17,5 млн. кв.метров московских тротуаров 4 млн. кв. метров должны быть освобождены от асфальта, срок эксплуатации которого еще не истек, и покрыты тротуарной плиткой. Только в этом году бюджет проекта превышает 4,2 млрд. рублей. При этом тротуарная плитка местами укладывается без соблюдения технологических норм, а местами просто «рисуется» рабочими на сыром цементе с помощью мастерка.

Результат: Москвички меняют шпильки на кроссовки, а к весне, когда новые тротуарные покрытия превратятся в кашу, будут вынуждены переобуться в резиновые сапоги.

4. Собянин vs Коррупция

Задача: обновить ключевые кадры, управляющие Москвой, разрушить коррупционные схемы, сложившиеся при Лужкове.

Решение: В начале весны 2011 года было возбуждено уголовное дело против главы Москонтроля Александра Рябинина по обвинению в вымогательстве. В настоящее время этот далеко не самый важный московский чиновник находится на свободе под подпиской о невыезде и знакомится с
материалами дела. За первый год правления Собянина были отправлены на почетную пенсию несколько десятков московских министров, их замов, глав департаментов и префектов. Их место заняли «белые и пушистые» чиновники из федеральных органов власти. При этом первый зам. Лужкова, глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин не только
сохранил свою должность, но даже усилил свое влияние. Опытный функционер выступает для нового мэра в роли гида по московской коррупционной инфраструктуре.

Результат: коррупция столичная помножилась на коррупцию федеральную. Отдельного упоминания заслуживает ситуация вокруг <<Банка Москвы>>, из которого незадолго до его назначения были выведены десятки миллиардов. В январе 2011 года Счетная палата приостановила проверку «Банка Москвы», чтобы не мешать его покупке банком ВТБ.

5. Собянин vs. Метро

Задача: преодолеть стагнацию в развитии скоростного подземного транспорта. Победить коррупционеров, окопавшихся «под Москвой».

Решение: резкая критика директора Метрополитена Дмитрия Гаева, инициирование расследования его деятельности и последующее увольнение. В СМИ «сливаются» данные о том, что половина стоимости проезда в столичном метро составляют расходы на производство и обслуживание смарт-карт, которые монопольно выпускаются компанией, принадлежащей сыну Гаева. Разрабатывается абсолютно утопичная программа строительства нескольких десятков километров новых линий метрополитена в год, что не могли себе позволить даже при Сталине.

Результат: стоимость проезда осталась увеличилась, качество услуг — нет. Запрошенные триллионы на строительство новых туннелей и модернизацию техники пока не выделены. Зато произошли заметные изменения в системе продажи рекламных площадей в метро.

6. Собянин vs Разрушение старой Москвы

Задача: остановить точечную застройку, предотвратить разрушение памятников истории и архитектуры.
Решение: публичные заявления о прекращении всякого строительства в историческом центре города и недопустимости точечной застройки.

Результат: В нарушение распоряжений Собянина и вопреки протестам общественности, застройщиками в 2011 г. снесены флигель усадьбы Шаховских в Калашном переулке близ Большой Никитской, деревянный дом купцов Феоктистовых на Большой Ордынке, доходный дом Кольбе на Большой Якиманке и еще ряд объектов исторического наследия. Девелоперам, работающим в историческом центре теперь достаточно негласной «отмашки» из мэрии. Иногда исторические здания, мешающие новому строительству «случайно» падают сами: так, пару недель назад было разрушено старинное здание соборной мечети на улице Дурова.

7. Собянин vs Несогласные

Задача: «Я считаю, что митинги и шествия вполне могут проходить, если не нарушают правопорядок, не мешают другим гражданам — не нарушают их прав и интересов. Поэтому, пожалуйста, пусть митингуют, сколько душе угодно. Я не вижу в этом абсолютно никаких проблем». С.Собянин

Решение: политика двойных стандартов, негласные запреты, отказ в разрешении на проведение «Дня гнева», митингов «Другой России», пикетов оппозиционных партий.  На Триумфальной площади, где по 31 числам собираются либералы, чтобы требовать возврата губернаторских выборов, гарантированных 31-й статьей Конституции, продолжается имитация строительства парковки. Зато беспрекословно выдаются разрешения на проведение националистических «Русских маршей», массовых мероприятий «Наших» и «Молодой Гвардии», публичных акций в поддержку Президента и премьер-министра, вроде  «Порву за Путина».

Результат: в Москве сегодня все так же допускается лишь ангажированная публичная политическая деятельность.

8. Собянин vs Границы Москвы

Задача: «Чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному количеству людей может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы. То есть о создании столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы, причём с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений». Д.А.Медведев

Решение: Создание федерального округа предполагает наличие надстройки в лице полпреда президента, который будет контролировать и координировать действия мэра Москвы и губернатора Московской области, а также распоряжаться специальными бюджетами на создание объединенной инфраструктуры. Это противоречило интересам мэра Москвы, и, используя старые связи и инструменты в федеральных органах, он низводит президентский план создания нового федерального округа до механического присоединения к Москве новых территорий.

Результат: в ближайшие несколько лет на реализацию программы расширения границ Москвы будет потрачено более 10 трлн. рублей бюджетных средств. Ни одна из ключевых проблем столицы при этом не будет решена. Значительная часть средств будет потрачена на выкуп земель, принадлежащих влиятельным персонам и корпорациям, поспособствовавших претворению этого плана в жизнь.

9. Собянин vs Свобода слова

Задача: критические выступления в адрес мэра Москвы становятся все громче, как со стороны общественности, так и со стороны федеральных сил. Это не доставляет удовольствия нашему герою.

Решение: с весны 2011 года формируется пул подконтрольных мэрии изданий и телеканалов. За счет бюджетных средств выкупаются пакеты акций медийных компаний, подконтрольных чиновникам «лужковской системы», расширяется финансирование официозных московских СМИ.

Создан телеканал «Москва-24». Через этот рупор высокооплачиваемые журналисты и комментаторы будут круглосуточно хвалить все начинания Собянина за счет москвичей.

Можно перечислить еще несколько инициатив нового мэра, закончившихся ничем. Я помню его обещания ввести систему «единого окна» в столичных ведомствах (10), модернизировать систему здравоохранения (11) и увеличить расходы на «социалку» (12). Некоторые, вроде предложений чистить улицы с помощью вакуумных пылесосов, оборудовать весь общественный транспорт приемниками ГЛОНАСС или лучшие рабочие места в Москве предоставлять коренным москвичам (для чего ему пришлось бы уйти для начала в отставку), выглядели полной профанацией и популистской болтовней. Но остальные обещания москвичи воспринимали как формирующуюся программу преобразований. За прошедший год стало очевидно, что нам предлагали в лучшем случае видимость перемен. А в худшем и наиболее распространенном случае — за этой ширмой скрывалась схема по перераспределению финансовых потоков. И у меня складывается
ощущение, что власти Москвы уже почти год держат горожан за простофиль, которые больше верят пропаганде, чем своим глазам.

Оригинал материала: ageev-msk.livejournal