Его компанию лишают подряда на 2,99 миллиарда рублей

 

Корпорацию «Трансстрой» Олега Дерипаски лишают подряда на 2,99 млрд. руб. по строительству второй очереди грузового порта в Сочи, незаменимого для олимпийской стройки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала итоги конкурса по нему недействительными — одному из претендентов на контракт было незаконно отказано в участии, а сам «Трансстрой» предоставил не весь пакет документов. «Трансстрой» уже построил первую очередь порта, но она была смыта штормом в декабре прошлого года.

В начале июня ФГУП «Росморпорт» провело запросы котировок на выполнение двух контрактов по разработке документации и строительству в Сочи грузового порта в устье реки Мзымта с дальнейшим созданием здесь инфраструктуры для яхтинга. Общая стоимость этих контрактов составила 2,99 млрд руб., а победителем стало ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»» («Инжтрансстрой»; входит в холдинг «Базэл» Олега Дерипаски). Сразу же после торгов проигравший участник, ОАО «48 Управление наладочных работ» («48 УНР»; по данным «СПАРК-Интерфакса» на январь 2010 года, 100% акций этой компании принадлежит Росимуществу), подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу, прося признать итоги запроса котировок недействительными.

Вчера поздно вечером с представителями «48 УНР» связаться не удалось. Но, как говорится в жалобе компании (имеется в распоряжении «Ъ»), котировочная комиссия отказала «48 УНР» в допуске к участию на размещение контракта, сославшись на отсутствие у подрядчика разрешения проведения капитального строительства и на опыт возведения особо опасных и технически сложных объектов. Хотя весь пакет документов, запрашиваемых котировочной комиссией, «48 УНР» предоставило, говорится в жалобе. Эта компания строила, в частности, инфраструктурные объекты на космодроме Плесецк. Более того, как следует из протокола заседания котировочной комиссии, «48 УНР» на 9% ниже цены, предложенной «Инжтрасстроем».

Вчера ФАС признала, что «48 УНР» было незаконно отказано в доступе к запросам котировок и заказчику работ — ФГУП «Росморпорт» предписано отменить ранее утвержденные протоколы котировок, сообщил «Ъ» начальник управления контроля размещения госзаказа Михаил Евраев. Он добавил, что, в свою очередь, ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой»» предоставило не весь пакет документов, соответственно, его участие в запросе котировок признано незаконным. Один из чиновников ведомства говорит, что теперь эти спорные контракты будет выполнять «48 УНР». В «Трансстрое» отказались от комментариев, сославшись на то, что пока не получили официального уведомления от ФАС.

Строительство грузового района в устье реки Мзымта для транспортировки грузов для олимпийского строительства ведут ФГУП «Росморпорт» и «Базэл» в форме государственно-частного партнерства. Проектная мощность перевалки — 5 млн тонн. Строительство первой очереди мощностью 2 млн тонн должно было быть завершено в 2009 году, в 2010 году порт должен был начать полноценную работу. Общая стоимость проекта для «Базэла» — 5,9 млрд руб., из них в 2009 году должно было быть освоено 4,3 млрд руб. Еще 6 млрд руб. вложит в проект бюджет.

Для строительства своей части порта «Базэл» привлек тот же «Инжтрансстрой». Первая очередь порта мощностью два млн. тонн грузов должна была заработать в начале 2010 года. Но шторм в шесть баллов, который был зафиксирован в Имеретинской бухте Сочи, нанес серьезный ущерб строящемуся порту. Так, пострадали защитные гидротехнические сооружения, инфраструктура причалов, смыта в море строительная и перегрузочная техника (см. «Ъ» от 16 декабря 2009 года). Тогда эксперты оценили ущерб, нанесенный строительству порта, в 60 млн. долларов. Источники в «Базэле» отмечают, что больше всего пострадали объекты, строящиеся на деньги бюджета, а потери частных инвесторов составляют 20-30 млн. руб.

Из-за отсутствия портовой инфраструктуры страдают и застройщики олимпийских объектов в Сочи. «Из-за отсутствия нормально функционирующего грузового порта в Сочи — проблема с завозом стройматериалов,— говорит представитель одной из генподрядных компаний, строящих в Сочи спортивные сооружения.— Если эта проблема не будет решена в ближайшее время, то застройщики едва ли успеют в срок построить большую часть спортивных и инфраструктурных объектов к Олимпиаде-2014». На прошлой неделе вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что сейчас власти России обсуждают с турецкими коллегами возможность реализации нового проекта по созданию в Турции логистического центра по перевалке грузов взамен порта в Сочи. «Нам пока непринципиально, какой будет порт. Сейчас нужно быстро принимать решение по вопросу перевалки грузов»,— объяснил это решение вице-премьер.

Оригинал материала

«Коммерсант» от 16.06.10