Владелец компании Дмитрий Мазепин решил противопоставить собственные интересы планам Правительства РФ

На прошлой неделе председатель правления Рижского порта, вице-мэр Риги Айнар Шлесерс заявил о намерении расторгнуть договора об аренде земли на территории порта с рядом коммерческих структур с тем, чтобы освободить землю ради прихода российской компании «Уралхим» — одного из крупнейших производителей минеральных удобрений в России. По словам Шлесерса, «Уралхим» рассматривает возможность строительства терминала в Рижском порту. 16 ноября 2009 года холдинг объявил о заключении соглашения между своей дочерней компанией «URALCHEM FREIGHT LIMITED» и SIA «Rigas tirdzniecibas osta» о создании совместного предприятия SIA «Riga fertilizer terminal».

Как сообщал сам «Уралхим», целью создания совместного предприятия является строительство в Рижском порту терминала по перевалке сыпучих минеральных удобрений. Запуск первой очереди терминала мощностью 2 млн тонн в год планируется осуществить в феврале 2011 года. Генеральный директор «Уралхима» Дмитрий Осипов говорит, что открытие собственного терминала по перевалке минеральных удобрений в балтийском порту «позволит компании обеспечить гарантированный объем перевалки нашей продукции, предназначенной на экспорт, на важных для компании рынках».

Заявление Шлесерса вызвало волну возмущения у некоторых арендаторов. Часть из них пообещали обратиться в суд, если таковое решение будет принято. В этой связи, по мнению экспертов, выглядит весьма странным столь упорное лоббирование интересов «Уралхима» на территории Латвии чиновником Шлесерсом. Возможно, руководство «Уралхима» сумело настолько заинтересовать Шлесерса своим проектом, что он объявил его в качестве одного из приоритетных. Напомним, что еще в июле прошлого года стало известно о регистрации в Латвии дочернего предприятия «Уралхима» — фирмы Uralchem Trading, через которую компания намерена реализовывать свои экспортные продажи, что позволит ей значительно сэкономить на налоговых платежах и избежать контроля над своей деятельностью российских чиновников. В СМИ также говорилось о том, что в перспективе владелец «Уралхима» намерен перенести в Латвию головной офис компании и переехать сам. Таким образом, компания становилась бы уже крупнейшим налоговым резидентом Латвии и европейской компанией, что позволило бы укрепить ей свои позиции на рынках стран ЕС.

Владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин в последнее время стал все больше склоняться к реализации различных проектов на территории иностранных государств. Говорят, он всерьез опасается многочисленных российских кредиторов компании, которые уже начинают терять терпение по поводу возврата многомиллиардных долгов «Уралхима» (долг компании приблизился к 2 млрд. долларов США). А зарубежные активы «Уралхима», расположенные на территории стран Европейского союза, вряд ли можно будет легко заполучить российским банкам – кредиторам компании в качестве обеспечения по кредитам. Кроме того, реализация различных проектов за рубежом позволит «Уралхиму», как уже отмечалось, значительно сэкономить на налогах.

В этом отношении Дмитрий Мазепин пошел по пути своего делового партнера Вячеслава Кантора – владельца компании «Акрон», который также имеет на сегодняшний день несколько зарубежных активов – завод в Китае, который, как пишут в СМИ, был использован им для отмыва капиталов, а также терминал для перевалки удобрений в Эстонии, в порту Муга. AS DBT является одним из самых технически оснащенных и современных терминалов Восточной и Северной Европы. Через этот терминальный комплекс группа «Акрон» осуществляет значительную часть экспортных отгрузок минеральных удобрений. Мощность терминала составляет более 2,5 млн тонн сухих грузов в год.

Правда, пока, зарубежные проекты «Уралхима» идут ни шатко ни валко. В частности, проект строительства в порту французского города Дьеп химического комплекса по подготовке удобрений вызвал стойкое противодействие со стороны представителей различных политических партий, экологов и жителей города. Французские правые считают, что размещение этого комплекса помешает развитию других направлений деятельности города, в то время как члены Социалистической партии беспокоятся о его влиянии на окружающую среду. Со своей стороны, представители партии «зеленых» высказываются против применения химических удобрений, которые в их глазах символизируют «насилие над земледелием». «Уралхим» хотел бы импортировать из России 240 000 тонн гранулированных азотных удобрений, которые будут соответствующим образом разбавлены водой и направлены сельскохозяйственным производителям на северо-западе Франции, Бельгии, Великобритании и Ирландии. Таким образом, компания планирует обойти существующие пошлины на ввоз в страны ЕС этих видов удобрений в жидком виде.

Еще один неудачный проект последнего времени – продажа «Воскресенских минеральных удобрений» (ВМУ) якобы стороннему инвестору – оффшорной кипрской компании Assethill Holdings Limited, которая в конце декабря оформила сделку по приобретению более чем 60% акций ВМУ у «Уралхима» за сумму около 100 млн. долларов США, что в три с лишним раза меньше суммы, уплаченной «Уралхимом» за ВМУ в 2008 году. Эксперты оценили эту сделку как весьма сомнительную. В случае ее реализации, «Уралхим» сумел бы снять с себя ответственность за социально-экономическую и экологическую ситуацию на предприятии, а также ответственность перед кредиторами за заложенные активы ВМУ. Однако, как говорят, такую любовь Мазепина к оффшорным инвесторам не оценили в российском правительстве и в жесткой форме потребовали вернуть предприятие в российскую юрисдикцию. В результате, уже через день контроль над ВМУ вновь получил «Уралхим». Правда, пока неизвестно, сколько денег сумел посредством этой сделки вывести в оффшоры владелец «Уралхима».

Подобная симпатия Дмитрия Мазепина к оффшорам (владельцами «Уралхима» также являются оффшорные компании) и иностранным портам происходит на фоне заявлений руководства страны о необходимости дальнейшего развития отечественной экономики, в частности такого ее ключевого направления как перевалка грузов через российские порты. По мнению вице-премьера Правительства РФ Сергея Иванова, «Россия сможет полностью отказаться от услуг иностранных портов при перевалке грузов в «обозримом будущем». По его словам, «сейчас соотношение: 87% всех грузов переваливается и обрабатывается уже через российские порты, и только 13% осталось в иностранных портах. Считаю, что это вполне хорошая динамика, и в обозримом будущем мы уже полностью уйдем от зависимости от иностранных портов. Это очень важно с точки зрения экономики и, конечно, дополнительных рабочих мест», — заявил Иванов на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным в июле 2009 года. Получается, против этого только «Уралхим» с «Акроном». У них, как всегда, особая позиция.

Оригинал материала

«Век» от 25.01.10