Авиакосмический салон как зеркало торжества бюрократических успехов

До сих пор не умолкают победные фанфары по итогам Московского авиакосмического салона – МАКС-2009. И салон удался как никогда, несмотря на финансовый кризис. И контрактов подписано втрое больше, чем два года назад. И авиастроительная промышленность дождалась, наконец, перелома.

Особенно принялись усердствовать после того, как премьер Владимир Путин попенял авиастроителям насчет их долгов в 120 млрд. руб. и убыточных контрактов. Хотя жестких оргвыводов не прозвучало, руководители авиапромышленности срочно принялись выводить подведомственные предприятия на новые высокие рубежи. И рапортовать об успехах. Дескать, не зря бюджетные деньги едят и в долги влезают.

В такой атмосфере МАКС-2009 просто обязан был оказаться небывало удачным и эффективным. Как заявил министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко накануне выставки, в ней приняли участие 711 фирм. Потом эти данные повторил премьер и растиражировали СМИ. Однако, по данным официального выставочного аудита, цифры выглядят иначе. Число прямых национальных участников – 314. Число прямых иностранных участников – 142. Общее число участников – 456. Были еще заочные участники – 17. При этом общее число фирм-товаропроизводителей – 330. Половина российских участников представляла Москву. Откуда же взялись 711 участников? А это общее число заявок, треть которых оказалась не реализована.

Просто для информации: в МАКС-2007 приняли участие 787 фирм.

Еще одним успехом стали контракты на десять миллиардов долл. Тут мы постарались догнать ведущие мировые авиасалоны в Ле-Бурже и Фарнборо. Правда, за рубежом контракты заключают на гражданскую продукцию между частными фирмами, а у нас главными покупателями оказались военные. Государственные бюджетные деньги пойдут в госкорпорации. Примерно то же самое, как папа с сыном заключили договор: один платит, другой получает. Семья остается при своих, но бизнес каждого развивается!

Глава корпорации «Сухой» Михаил Погосян и заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин подписали соглашение на поставку 64 новейших истребителей на сумму в 60 млрд. руб. А под конец салона главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин и генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов заключили контракт на 6 млрд. руб. Как будто без этих контрактов нельзя выполнять гособоронзаказ на 2007–2015 годы, предусматривающий все эти закупки!

Да и вряд ли эти показные контракты носят рыночный характер в отличие от гособоронзаказа. Потому что контракт предусматривает не только сроки поставки закупленной продукции, но и жесткие сроки оплаты. А Минобороны не любит в срок выплачивать даже положенный аванс. И никаких санкций не боится – они не предусмотрены. Зато предприятия остаются без оборотных средств и срывают заказ.

По мере усиления бюрократических структур, именуемого повышением роли государства в экономике, расцветает показуха как главный критерий успешности управленцев. Это мы отлично помним еще с прекрасных советских времен, когда по потреблению всего на свете на душу населения обгоняли весь свет. И чем глубже были провалы в экономике, тем бравурнее звучали победные марши.

Старые советские анекдоты неожиданно снова становятся актуальными. Иностранец спрашивает парторга завода: «Объясните, что такое встречный план?» Парторг: «Легко. Допустим, директор одного завода говорит, что выполнит план на 120%. А директор другого завода отвечает, что берет встречный план и сделает 150%. При этом оба знают, что и 100% не вытянут». У нас пока что ни одну долговременную программу закупки вооружений не выполнили. А про своевременную оплату гособоронзаказа и говорить нечего.

Оригинал материала

«Независимая газета» от 04.09.09