Почему популярный медицинский портал переехал на другой домен

В последние годы доменные войны стали в России явлением обыденным. Многие крупные компании чувствуют себя обиженными, потому что кто-то успел зарегистрировать сетевое имя раньше, чем они сами удосужились это сделать. Конечно, зачастую речь и в самом деле идет о кибберсквоттерстве, когда люди или организации специально регистрируют на себя домены, созвучные популярным брэндам, чтобы потом требовать денег с владельцев торговых марок. В таких случаях обычно бывает суд, который завершается в пользу истца. Однако и здесь есть важные нюансы, позволяющие разграничить мошенничество и случайно возникший конфликт интересов.

Например, в начале марта завершилось разбирательство между компанией Propeller Head и владельцами сайта propellerhead.com. Арбитражная группа Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приняла сторону ответчика, потому что «термин propeller head состоит из общеупотребительных слов, следовательно, они не могут ассоциироваться только/именно с бизнесом истца».

А вот похожий пример из российской практики. В феврале этого года в Сети появился портал www.pharm-expert.ru, зарегистрированный частным лицом — Иваном Даниловым (главный редактор сайта, а кроме того — руководитель PR-департамента агентства Kesarev/Stratcom Consulting, имеет десятилетний опыт работы в сфере PR-обеспечения и политконсалтинга). Кроме самого Данилова ведущим экспертом портала выступает также Настасья Иванова, генеральный директор «Национальной дистрибьюторской компании».

Новый ресурс сразу стал достаточно популярен, не в последнюю очередь потому, что его эксперты и раньше пользовались спросом у журналистов, в том числе таких СМИ, как «КоммерсантЪ», «РБК Daily», Business & Financial Markets, «Компания», «Профиль», Business Week, «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и Факты». А кому, собственно, не нужны оперативные, квалифицированные и совершенно бесплатные комментарии?

Однако портал понравился не всем. Выяснилось это довольно любопытным образом. В начале марта в «Газете» (причем не в бумажной, а только в электронной версии) был опубликован материал под названием «Фармэксперт» не поделили. На известный бренд нашелся новый претендент». Статья в основном построена на высказываниях Юрия Крестинского, члена совета директоров ЦМИ «Фармэксперт». Выяснилось, что, по мнению г-на Крестинского, создатели нового портала покусились на брэнд, который стоил до кризиса около двух миллионов долларов. Собеседник «Газеты» утверждал, что произошло использование зарегистрированной торговой марки.

При этом будет нелишним напомнить, что доменное имя по российскому законодательству, даже после вступления в силу IV главы Гражданского кодекса, посвященной защите авторских прав, не является и не может являться торговой маркой. Тем более если оно, как и в приведенном выше примере, составлено из общеупотребимых слов в комбинации, которая может прийти в голову кому угодно.

Наверное, господа Крестинский и Данилов могли бы обсудить конфликтную ситуацию лично — и это было бы конструктивней, чем заочные угрозы с использованием СМИ. Однако ни Крестинский, ни какой бы то ни было другой представитель ЦМИ «Фармэксперт» почему-то и не подумали связаться с представителями неугодного им портала, хотя найти контакты Данилова, прямо скажем, не составляет никакого труда. По крайней мере, корреспондент «Новой» связался с ним в течение десяти минут.

«Портал является некоммерческим ресурсом. В наших информационных сообщениях, а также в материалах печатных и электронных СМИ, в которых цитируются комментарии наших экспертов, использовалось четкое написание источника как «фармацевтический портал Pharm-Expert.Ru». Визуально перепутать это название с названием ЦМИ «Фармэксперт» было невозможно, — утверждает Иван Данилов. — Высказывания г-на Крестинского о том, что наш портал недобросовестно использует зарегистрированную торговую марку и размещает некачественные аналитические комментарии, — ничем не подкрепленные субъективные заявления. Мы используем комментарии авторитетных экспертов, хорошо известных на российском фармрынке».

Несмотря на это, Данилов принял добровольное решение о переименовании портала с 14 марта этого года в pharm-medexpert.ru, что должно не только исключить возможность никому не нужного конфликта, но и подчеркнуть расширение диапазона аналитической работы. Ведь многие комментарии экспертов портала касаются не только фармрынка, но и многих аспектов функционирования системы российского здравоохранения и медицины.

Оригинал материала

«Новая газета» от 18.03.09