Зачем Никита Белых обзавелся собственным списком
Никита Белых заявил, что бизнесмены «боятся оказать помощь СПС». То есть попросту не хотят давать денег на предвыборную кампанию. Странно выглядит, когда о финансовой помощи взывают люди, которые сами могли бы профинансировать не большую федеральную кампанию.
После открытого письма Белых у общественности должно было сложиться ощущение, что СПС — единственный защитник «правых» ценностей, от которого все отвернулись. У политтехнологов это называется «ребрендинг». Но вышла промашечка: обращаясь к «простым людям», лидер СПС попросил не присылать больше… 14 миллионов рублей. То ли информация о доходах большинства наших сограждан у Белых какая-то своя, то ли сказался «олигархический» размах, который за одну неделю из себя не вытравишь.
«Догнали» — и не дали
Эксперты уже окрестили письмо Белых неуклюжей попыткой «партии капиталистов» исправить свой имидж в сложной для «правых» предвыборной ситуации. Это несколько противоречит предыдущим заявлениям лидера «правых». В одном из интервью он сказал: «СПС — серьезная демократическая партия, а не какая-то девушка легкого поведения, с которой можно за деньги. С нами — либо за любовь, либо за идею». То есть всегда подразумевалось, что деньги-то у этой партии есть.
Но по большому счету ситуация для СПС с прошлых выборов изменилась не сильно. Так в чем же дело? Почему вдруг истерика: мол, у главной «правой» партии вдруг закончилась финансовая поддержка! Тем временем ведь очевидно, что ситуация не так уж и плоха — по крайней мере, судя по официальным отчетам, на этих выборах СПС, прямо скажем, не бедствует.
Скорее всего речь идет о банальной пиар-комбинации. Об «очищении имиджа партии» от связей с «олигархами», что, наверное, по замыслу политтехнологов СПС должно было бы помочь с привлечением «левого» электората. Но тут «правые» точно сели в лужу: обвинив представителей крупного бизнеса, они наверняка выбили у себя из-под ног свой традиционный электорат — средний класс. Ведь его представители зачастую являются работниками тех самых предприятий и корпораций, которые так легко «опустил» лидер партии СПС.
Собственно говоря, дело может закончиться тем, что за СПС в итоге проголосуют только менеджмент РАО «ЕЭС». Ведь фактически только Анатолий Чубайс не попал в список врагов Никиты Белых.
«Либералы-концессионеры»
Руководство партии «укреплено» менеджерами РАО «ЕЭС», как подметка гвоздями. Это вам не маргиналы-нищеброды из какого-нибудь НБП. В число функционеров СПС федерального уровня входят 4 члена правления РАО «ЕЭС»: Чубайс, Гозман, Трапезников, Уринсон. В регионах — та же история. Достаточно вспомнить недавно покинувшего партию со скандалом экс-руководителя краснодарской организации «правых» Николая Черкашина, заявившего, что за партийное диссидентство ему угрожали увольнением из регионального подразделения РАО «ЕЭС».
Михаил Барщевский, лидер «Гражданской силы», страшно удивился тому, что у СПС не хватает денег: «По моим данным, РАО «ЕЭС» России предоставило для избирательной кампании СПС порядка 150 млн долларов». Хотя топ менеджеры компании при случае не уставали напоминать общественности, что финансируют партию из собственных кошельков. Однако в этом можно усомниться. Собственные деньги опытный бизнесмен старается вкладывать минимально — он привлекает инвестиции. В данном случае — со стороны РАО «ЕЭС».
И опять же, здесь понятна позиция бизнесменов, не пожелавших скинуться на защиту капиталистических ценностей. Они вправе считать, что и без того делают это: завышенные тарифы РАО «ЕЭС», уменьшающие прибыль их предприятий, вполне позволяют содержать не только энергетическую отрасль страны, но и «ручную» партию. Экономисты этот тезис косвенно подтверждают. Так, эксперт отдела исследований электроэнергетики Института проблем естественных монополий Владимир Дрогайкин считает, что стоимость программы по модернизации РАО «ЕЭС» завышена почти в два раза. А директор Института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что «отсутствие контроля за обоснованностью расходов» делает такие программы «чересчур раздутыми».
Не забудем и опционную схему, позволяющую топ-менеджерам РАО приобретать акции крупнейшей монополии по демпинговым ценам, а сбывать по рыночным. Это уже предполагает, что никто из них не живет на одну зарплату. Так что деньги на политику у лидеров «правых» точно есть.
Маркетинговая политика СПС
В своем открытом письме Никита Белых честно признался: «Я — предприниматель». И пообещал вложить в «правое» дело все, что нажито непосильным трудом, до копеечки, а ведь он человек, мягко говоря, не бедный. Правда, источники своего состояния Белых освещает весьма поверхностно. Например, не любит вспоминать о своем управлении ООО «Инвестиционная группа «Парма», активно участвовавшем в рейдерстве на пермские предприятия в интересах «Пермской финансово-производственной группы». Вообще передел региональной собственности на протяжении всей руководящей и политической карьеры Белых — от заместителя генерального директора ПФПГ до вице-губернатора области, от депутата ЗС до руководителя СПС — был для него «сладкой темой». Правда, сам он называет это иначе — «управлением портфельными инвестициями».
Грамотный экономист всегда думает о последствиях. С СПС Никиту Белых свела вполне прагматичная цель — покупка места в Госдуме. Тогда, в 2003 году, за депутатскую неприкосновенность федерального значения Белых, по информации пермских СМИ, выложил около 400 тыс. долларов из личных (будем надеяться) сбережений. И сорганизовал пермский бизнес на финансовую поддержку региональной кампании СПС. Деньги победили всех — и местных руководителей «правых», безуспешно пытавшихся конкурировать с молодым, да ранним, и избирателей области, отдавших партии более 8 процентов голосов. Проиграл, впрочем, сам СПС. Но Белых заметили благодаря этой самой способности «сорганизовать бизнес» на финансовую поддержку. Протежировал ему Борис Немцов.
Кстати, депутатская неприкосновенность притягательна и для него. Немцов явно не горит желанием идти по стопам своего друга и бывшего начальника Игоря Линшица, очередного бизнес-эмигранта. Линшиц объявлен в розыск по обвинению в отмывании денег в собственном «Нефтяном» банке. Немцов в этой «прачечной» числился председателем совета директоров, так что ему тоже странно прибедняться. Напомним, объемы хищений, в которых обвиняется Линшиц, исчисляются миллионами долларов. И следствие продолжается.
Финансовый крюк СПС
Вот что недавно сказал об Антоне Бакове, главном политтехнологе СПС, Михаил Барщевский: «Сейчас фактический лидер СПС — это Антон Баков, фигура вообще умильная. Это человек с ярко выраженной принципиальной беспринципностью. Это не фамилия, не ругательство. Баков — это диагноз. Он полагает, что деньги не пахнут. Но на самом деле известно, что деньги как раз пахнут и голоса избирателей — тоже. Но этого Баков не может понять».
К слову, в Екатеринбурге Антона Бакова в прессе уже давно называют «умелым рейдером». Это кстати, говорит и о том, что Баков тоже с голоду не умирает. Пишут, что именно он приложил руку к переделу собственности на таких крупнейших предприятиях региона, как Серовский металлургический завод, «Уралхим», Качканарский ГОК «Ванадий». Поэтому удивляться его беспринципной нахрапистости в общем-то даже странно.
В СПС вообще любят дорогих политтехнологов. Скажем, за проигранную вчистую думскую кампанию 2003 года Альфреду Коху, по его словам, заплатили полмиллиона долларов. При том, что у «правых» тогда был самый крупный предвыборный бюджет из всех участников — даже если говорить лишь о его «официальной» части. Когда же так называемая «комиссия Ремчукова» провела аудит кампании, выяснилось, что около 2/3 денег «растворились» в политтехнологиях. Речь идет о сумме от 12 до 26 млн. долларов.
Антон Баков эту систему усовершенствовал. Вероятно, такая возможность у него появилась из-за того, что доклад «комиссии Ремчукова» до сих пор засекречен. Баков предложил создать сеть платных агитаторов, которые, в свою очередь, приводят других агитаторов, а те — третьих… Разумеется, за «поголовную» оплату. Сетевой маркетинг по схеме «Гербалайфа». Назвать все это Баков предложил «антикоммунистической сетью комитетов защиты капитализма».
Однако на весенних региональных выборах система Бакова сработала странно — затраты явно не обеспечили желаемый результат. Лидер Демократической партии Андрей Богданов считает, что политтехнологи СПС во главе с Баковым могли снять сливки с весенней кампании в размере до 7 млн. долларов из «черного нала»: «Когда Бакову дали чемоданы с 15 млн. долларов, сколько он реально потратил в «поле», узнать очень трудно. И по оценкам, Белых рассчитывал, что будет, как в Перми, а получил в разы меньше». Кстати, даже то, что получил Белых, оказалось небезупречно: после выборов в Коми президент клуба «За честные выборы» Игорь Сажин обратился в Верховный суд республики с требованием признать результаты выборов для СПС недействительными. Поскольку данные о подкупах избирателей «правыми» столь многочисленны, что не позволяют достоверно судить о том, за кого же граждане проголосовали честно.
Остальные технологические «изыски» Бакова общеизвестны: отвратительная история с Андреем Сычевым, митинги у супермаркетов, публичное сожжение книги Немцова якобы конкурентами СПС…
Однако все эти мероприятии не срабатывают. То ли люди разуверились, то ли исполнение плохое. И прямым, а не косвенным подтверждением этого и служит опубликованное на прошлой неделе «письмо Белых», в котором СПС создается имидж «брошенной и обиженной» партии.
Но все может быть гораздо хуже: играми с «левым» электоратом и подобными «технологическими» ходами «главная правая партия» просто камуфлирует собственный идеологический и организационный кризис.
Оригинал материала
«Известия» от 22.10.07