Комиссары "Наших" круглосуточно преследуют британского посла уже четыре месяца
Вскоре после того как Энтони Брентон, посол Британии в Москве, заявил об угрозе свободе в России, молодой блондин бросился вперед и начал кричать во все горло: «Брентон, извинись!» Инцидент, который произошел на этой неделе в Гуманитарном университете в Москве, где Брентон выступал вместе с Томом Стоппардом – британским драматургом, чью трилогию о российских мыслителях XIX века ставят в Москве, – был не просто отдельной выходкой молодого человека, добивающегося внимания. Он был частью хорошо организованной кампании враждебных действий против посла, видимо, развернутой с ведома Кремля и являющейся ярким симптомом ухудшения отношений между Москвой и Лондоном.
Молодой человек был членом движения «Наши», славящимся нападениями из-за угла, которому покровительствует Кремль.
Организация, которая утверждает, что имеет 7 тыс. действующих членов и еще 8 тыс. сочувствующих, последние четыре месяца круглосуточно преследует британского посла, создавая серьезное напряжение для него и его семьи.
«Это преднамеренная психологическая травля, которая ведется профессионально и на грани насилия», – говорит Брентон.
Роберт Шлегель из «Наших», чьи лидеры регулярно встречаются с президентом Владимиром Путиным, говорит, что это месть Брентону. Британский посол «виновен» в выступлении на конференции политических оппозиционных партий в Москве, прошедшей незадолго до летнего саммита «большой восьмерки» промышленно развитых стран в Петербурге. Советник Путина Игорь Шувалов предупредил, что участие в мероприятии – а в нем участвовали несколько западных послов – будет рассматриваться как недружественный акт.
Не успели лидеры G8 уехать из России, как «Наши» начали свою кампанию, требуя от посла Британии извинений за «поддержку фашистов».
История с «Нашими» – это лишь пример портящихся англо-российских отношений. Москву привело в ярость то, что в 2003 году Лондон предоставил политическое убежище беглому олигарху Борису Березовскому и чеченскому оппозиционному лидеру Ахмеду Закаеву. В ответ были проведены обыски в помещении Британского совета в Москве, а британских дипломатов публично обвинили в шпионаже. Кадры с радиопередатчиком, замаскированным по камень и якобы установленным британскими шпионами, впоследствии показывали по российскому телевидению.
Британское расследование отравления бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко, похоже, добавит отношениям напряженности. Регулярные шпионские скандалы и высылки характеризовали англо-российские отношения в советские времена. Но бывшие британские дипломаты говорят, что даже коммунисты не прибегали к личному запугиванию и травле послов и их семей. Члены движения «Наши» с плакатами сопровождают Брентона по выходным, выкрикивают оскорбления, блокируют его машину и сообщают о каждом его шаге в интернете.
В декабре группа сторонников «Наших» поехала за Брентоном в другой город и сорвала семинар, где он выступал. «Я действительно боялся, что они ударят его», – сказал организатор семинара.
Британское посольство подало официальную жалобу в российский МИД, отметив, что Москва нарушает Венскую конвенцию о дипломатических отношениях, которая требует относиться к иностранным послам с «должным уважением» и защищать их от атак против их «личности, свободы и достоинства».
Чиновники МИДа в частном порядке соглашаются, что поведение «Наших» возмутительно и выходит далеко за рамки мирных протестов. Но они утверждают, что почти ничего не могут сделать. «Наши» слишком близки к Кремлю. Они связаны с заместителем главы кремлевской администрации Владиславом Сурковым и самим Путиным.
«Наши» заявили, что движение поддерживает курс Кремля, регулярно встречается с Сурковым и получает финансирование от «крупных, национально ориентированных компаний».
Его главная задача – предотвратить распространение «цветных революций» вроде тех, которые охватывали Украину и Грузию. «Наши» утверждают, что создают гражданское общество в России и борются против фашизма. Однако, как выразился Том Стоппард, «неприятное для таких людей мнение оппонента кажется фашизмом, а перебивать выступающего – это проявление свободы слова».
Аркадий Островский
Оригинал материала
«Financial Times» от 08.12.06
ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ ТОНИ БЕРТОНА