Клятва на верность США, данная Анной Политковской при получении американского гражданства в 1998 году
Без таких людей, как Анна Политковская, ответственное и сильное гражданское общество в России будет строиться дольше. … Впрочем, не секрет и то, что этот строительный материал у нее все-таки был одного замеса: сочувствие чеченцам. Тонны, километры горя в ее статьях о них. Ваха, Иса, Зелимхан… «Десятки жутких рассказов, измученные лица людей… от ужаса того, что тебе надо записывать, останавливается рука…» Но трагедии сотен тысяч русских, вынужденных бежать из Чечни, их покалеченные судьбы, оставались, как правило, вне ее тем. Словно эти несчастные русские, не менее обездоленные, чем чеченцы, разделили с «федералами» всю вину за чеченскую войну. А разве вины чеченцев в полном изгнании русских из своей республики, фактически — в геноциде, как и в обеих последних чеченских войнах, нет вообще? Ни граммулечки? Именно так выходило из ее статей.
Когда Генпрокуратура России потребовала выдачи у Лондона обвиняемого в терроризме Ахмеда Закаева, Анна Политковская встала на его защиту. В своем соболезновании Закаев назвал Анну Политковскую своим другом и соратником.
«КП» писала о суде над террористом, взорвавшим российский оркестр на параде 9 мая в Каспийске. Вдова преступника призналась нам, что Политковская собиралась его защитить.
Знавший Политковскую со студенческой скамьи журналист Олег Дивов написал в интернетовских блогах: «Как назвать человека, убежденного, что его страна может воевать «по правилам» против тех, кто не признает никаких правил?»
Пол Хлебников, по данным Генпрокуратуры, погиб от руки чеченского бандита после выхода его книги «Разговор с варваром». Бандиту не понравилось, как Хлебников его изобразил. У обоих журналистов — и у Хлебникова, и у Политковской — было американское гражданство, оба писали о Чечне, а вот ведь какой разный угол зрения. И смерть Хлебникова — редактора солиднейшего западного журнала «Форбс» в Москве — Запад так не оплакивал. Почему?
И все же у Политковской были сильные материалы. Она не позволяла замолчать те часто вопиющие факты, которые сопровождали войну в Чечне. Пусть и односторонне. У Анны Политковской была своя правда о чеченской войне.
И она почему-то до миллиметра совпадала с той, которая утвердилась о Чечне на Западе. Мы не можем знать, насколько нужны были весомые западные вознаграждения самой Анне Политковской, но то, что Запад был заинтересован именно в ее правде, — это так.
[…] Недавно появилась информация, что Политковская участвовала в затее по организации международного трибунала по Чечне. […]