Чтобы получить башкирский ТЭК "Газпром" или "Роснефть" скорее всего будут использовать схему, примененную "Рособоронэкспортом" в отношении АвтоВАЗа

Похоже, скоро «Башнефть», три уфимских НПЗ, «Уфаоргсинтез» и «Башкирнефтепродукт» сменят владельцев. Наиболее вероятным приобретателем контрольных пакетов акций башкирских компаний считается «Газпром»: источники в Башкирии утверждают, что переговоры между газовым монополистом и башкирскими властями уже ведутся. Об интересе к уфимской нефтепереработке заявлял недавно и глава «Роснефти» Сергей Богданчиков.

Башкирским ТЭКом принято называть башкирские энергетические компании, которые формально не связаны друг с другом и не входят в вертикально интегрированный холдинг. Но кроме территориальной близости (все они действуют в Башкирии) их объединяют общие акционеры. Контрольный пакет каждой из компаний башкирского ТЭКа сейчас разделен между четырьмя малоизвестными ООО. Блокпакеты (или близкие к ним пакеты) акций башкирских компаний принадлежат ОАО «Система-инвест» — дочерней компании АФК «Система». Остальные акции принадлежат миноритарным акционерам и торгуются на РТС. При этом у мажоритарных акционеров компаний башкирского ТЭКа есть «слабые места», воспользовавшись которыми «Газпром» и «Роснефть» могут получить акции «Башнефти» или уфимских НПЗ практически бесплатно.

Минимум добычи, максимум переработки

Предприятия башкирского ТЭКа: ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новойл» (Ново-Уфимский НПЗ), ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфаоргсинтез» и ОАО «Башкирнефтепродукт».

В 2005 году «Башнефть» добыла 11,9 млн. тонн нефти, план по добыче на 2006 год — 11,7 млн. тонн.

В 2005 году на уфимских НПЗ было переработано 19,2 млн. тонн нефти. Заводы работают на условиях процессинга, мощности примерно на треть загружаются башкирской нефтью, на две трети — западносибирской. Основные поставщики — «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ».

В «Башкирнефтепродукт» входит 20 филиалов на территории Республики Башкортостан и за ее пределами. Резервуарный парк позволяет одновременно хранить более 600 тыс. куб. м нефтепродуктов. Доля «Башкирнефтепродукта» на розничном рынке Башкирии — 25%, в компании насчитывается более 200 АЗС.

Благотворительность не поможет

Четыре малоизвестных ООО — «Агидель-инвест», «Юрюзань-инвест», «Инзер-инвест» и «Урал-инвест» — стали владельцами акций предприятий башкирского ТЭКа в апреле 2006 года. До этого контрольные пакеты акций принадлежали ООО «Башкирский капитал», которое контролировалось сыном президента Башкирии Уралом Рахимовым. Еще ранее — до 1998 года — эти акции находились в собственности Республики Башкортостан, после чего были переданы в ОАО «Башкирская топливная компания» со 100-процентной госсобственностью. Председателем совета директоров ОАО был назначен Урал Рахимов.

В апреле 2003 года, перед очередными выборами президента Башкирии, руководство Башкирской топливной компании провело серию непрозрачных сделок, результатом которых стала передача акций всех компаний ТЭКа Башкирии в ООО «Башкирский капитал». Интересно, что учредителями ООО «Башкирский капитал» выступили те самые компании, чьи акции ему и были переданы. По неофициальной информации, таким образом семья Рахимовых пыталась застраховаться от риска потерять контроль над предприятиями ТЭКа Башкирии в случае смены власти в республике.

Перекрестная структура собственности «Башкирского капитала» сохранялась до 2006 года: на начало года владельцами «Башкирского капитала» были «Башнефть», Уфимский НПЗ, «Новойл», «Уфанефтехим», «Уфаоргсинтез», «Башкирнефтепродукт» и «Башкирэнерго». Однако такая схема несла в себе опасность иного рода. В конце 2005 года Урал Рахимов вместе со всеми гражданами России мог наблюдать, как АвтоВАЗ, контрольный пакет акций которого принадлежит его дочерним компаниям, попал под контроль государственного «Рособоронэкспорта». Для этого даже не потребовалось формальной смены собственника: представителям «Рособоронэкспорта» достаточно было просто прийти на завод и «договориться» с менеджментом.

Урал Рахимов думал недолго. Не прошло и полугода с тех пор, как «Рособоронэкспорт» получил контроль над АвтоВАЗом, а «Башкирский капитал» уже поделил контрольный пакет каждой башкирской компании на четыре равные части и передал их четырем благотворительным фондам — «Агидель», «Юрюзань», «Инзер» и «Урал». Через несколько дней фонды передали акции четырем одноименным ООО, владельцами которых являются «граждане России». Это произошло в апреле, а уже в мае Урал Рахимов был назначен президентом «Башнефти». Последнее обстоятельство дает возможность предположить, что смены конечного владельца акций предприятий башкирского ТЭКа не произошло, изменилась лишь формальная структура собственности.

Однако даже это не помешает «Газпрому» или «Роснефти» при желании получить контроль над башкирским ТЭКом. Юристы указывают, что в сделках по передаче акций четырем фондам, а затем ООО есть признаки притворности и, значит, в суде возможно доказать их ничтожность. А после возвращения компаний в собственность «Башкирского капитала» можно смело использовать схему, примененную «Рособоронэкспортом» в отношении АвтоВАЗа.

И залог не спасет

АФК «Система» стала акционером «Башнефти», Уфимского НПЗ, «Новойла», «Уфанефтехима», «Уфаоргсинтеза» и «Башкирнефтепродукта» в августе 2005 года. К тому времени Уралу Рахимову наконец удалось уладить конфликт с президентом Башкирии Муртазой Рахимовым, который из-за ссоры с сыном требовал вернуть акции компаний, входящих в башкирский ТЭК, в госсобственность. По неофициальной информации, «Башкирский капитал» в результате примирения обязалось вернуть в республиканский бюджет 13 млрд. рублей за приватизацию предприятий ТЭКа. Возможно, необходимостью найти эти деньги и была продиктована продажа части акций АФК, «Башкирский капитал» получил за акции $469,6 млн., то есть около 13 млрд. рублей.

Отметим, что АФК «Система» удалось стать владельцем блокпакета акций только в ОАО «Уфимский НПЗ» (25,52%) и ОАО «Новойл» (25,62%). Кроме того, АФК «Система» принадлежит ровно 25% акций «Башнефти». Увеличить этот пакет до блокирующего при помощи мелкой покупки на фондовом рынке не составит труда. В остальных компаниях АФК «Система» является, по сути, миноритарным акционером.

Однако, несмотря на слухи о переговорах между АФК «Система» и «Роснефтью» о продаже акций компаний башкирского ТЭКа, «Система» формально пока не может распоряжаться принадлежащими ей акциями. В отчете компании по US GAAP за 2005 год сообщается, что в настоящее время акции предприятий ТЭКа Башкирии, купленные «Системой» у «Башкирского капитала», находятся в залоге у государственного Внешторгбанка. Из отчета следует, что в декабре 2005 года ОАО «Система-Инвест» заключило соглашение о кредитной линии с Внешторгбанком. Лимит по кредитной линии составляет $600 млн. Процент по кредиту — 8,5% годовых. По состоянию на 31 декабря 2005 года остаток задолженности по кредиту составил $50 млн. Неиспользованная часть кредита по состоянию на эту дату составила $550 млн. В качестве обеспечения обязательств по кредиту «Система-Инвест» передала в залог 19,9% акций «Новойла», Уфимского НПЗ, «Уфанефтехима», «Башнефти» и «Уфаоргсинтеза» и 18,57% акций «Башкирнефтепродукта». Кредитное соглашение устанавливает определенные ограничительные условия, включая ограничения на слияния, приобретение или выбытие активов, которые могут ухудшить платежеспособность «Системы-Инвест». Срок, в течение которого должен быть погашен кредит, компания не разглашает. «В момент приобретения пакетов акций компаний башкирского ТЭКа мы уведомили инвесторов, что перефинансируем это вложение под залог приобретаемых активов, — сообщила представитель АФК «Система» Ольга Кузнецова. — Основная часть этой кредитной линии, более $500 млн., была выбрана в этом году и используется под общекорпоративные цели и инвестиционные программы группы текущего года».

Отметим, что ограничительные условия кредитного соглашения включают в том числе ограничения на слияния: гипотетически это может объяснять причину, по которой заявления руководства «Системы» о создании на базе башкирских предприятий вертикально интегрированного холдинга пока остаются лишь заявлениями. Но в АФК это отрицают. «Данный факт не влияет на планы по созданию вертикально интегрированного холдинга на базе предприятий башкирского ТЭКа», — подчеркнула Ольга Кузнецова.

Интересно, что в залоге у Внешторгбанка находятся лишь акции компаний ТЭКа Башкирии, приобретенные у «Башкирского капитала» (оставшиеся акции были докуплены «Системой» на рынке в октябре 2005 года). Возможно, Урал Рахимов, опасаясь скорой перепродажи акций «Системой» одной из госкомпаний, поставил это условием сделки. Впрочем, то, что акции башкирских предприятий находятся в залоге у госбанка, позволяет предположить разные сценарии смены их собственника, в том числе и выкуп долга вместе с гарантией по нему. Так же, как «Роснефть» купила у иностранных банков долги ЮКОСа вместе с гарантией по ним «Юганскнефтегаза».

Таким образом, «Газпрому» или «Роснефти» остается лишь определиться со схемой получения контроля над компаниями башкирского ТЭКа. И направить в суд иски о ничтожности сделок по передаче акций башкирских компаний в четыре ООО.

Анна Скорнякова

Оригинал материала

«Профиль» от 14.08.06