"Совкомфлот" требует у Дмитрия Скарги вернуть коммиссионные за поиск клиентов

“Совкомфлот” пытается получить с бывшего гендиректора компании, а ныне сенатора Дмитрия Скарги и его партнеров полмиллиарда долларов. Госкомпания подсчитывала эту сумму почти год и, как стало известно, в апреле 2006 г. увеличила размер претензий на $212 млн. Хотя ответчики фактически подтвердили, что обладают значительной частью этих денег, “Совкомфлот” может добиваться их получения годами, предупреждают юристы.

“Совкомфлот” пытается дотянуться до своего бывшего директора Дмитрия Скарги, которого осенью 2004 г. сменил Сергей Франк, уже почти год. Летом 2005 г. компания подала иск в Высокий суд Англии против Скарги, предпринимателя и уроженца Петербурга Дмитрия Никитина и бывшего менеджера лондонского офиса “Совкомфлота” Юрия Привалова. Ответчиками по иску также являются 16 компаний, связанных, по данным “Совкомфлота”, с Никитиным. Компания требовала компенсировать ей ущерб от продажи контрактов на постройку нескольких судов, заказанных “Совкомфлотом” на корейских верфях, рассказали источники с обеих сторон разбирательства. Эти контракты достались компаниям ответчиков, причем, как утверждает в иске “Совкомфлот”, по заниженным ценам. Ущерб от этих сделок, заключавшихся в течение всего срока работы Скарги в “Совкомфлоте” (с 2001 по конец 2004 г.), госкомпания оценила более чем в $200 млн.

А в апреле 2006 г., сообщили Скарга, а также источник, знакомый с содержанием иска, к этому требованию добавилось новое, еще на $212 млн. В иске указано, что ответчики сдавали в аренду суда “Совкомфлота” собственным офшорным компаниям по заниженным ставкам, уточняют два источника, знакомых с содержанием претензий. Эти офшоры, в свою очередь, пересдавали суда в аренду, но уже по рыночным ставкам. А разница и агентский сбор за поиск клиентов осели у офшоров-ответчиков, объяснили собеседники “Ведомостей”. Шесть судов компании Никитина по-прежнему арендуют у “Совкомфлота” — часть контрактов истекает в 2008 г. “Совкомфлот” требует в иске аннулировать их на том основании, что это были заведомо невыгодные сделки для пароходства.

В итоге общая сумма иска достигла примерно $500 млн, подтвердили три источника, знакомых с содержанием требований “Совкомфлота”.

Замдиректора “Совкомфлота” Владимир Медников вчера подтвердил, что пароходство дополняло иск в апреле, расширив “основания заявленных требований”. По существу иск будет рассматриваться в 2007 г., говорит он. С Никитиным и Приваловым связаться не удалось (оба, по словам их знакомых, проживают в Великобритании). […]

Такая сумма претензий к бывшему менеджменту для России беспрецедентна. В 2003 г. под уголовным преследованием оказался бывший гендиректор “Прогресс-Гаранта”, известный страховщик Марат Айнетдинов. Ущерб, нанесенный им компании, оценили в $12 млн, но дело закрыли за отсутствием состава преступления. Полмиллиарда — серьезная сумма и для Запада, отмечает управляющий партнер юркомпании “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Немало подобных исков слушаются в Лондоне после банкротств компаний и банков к тем людям, которые могли быть к этим банкротствам причастны, добавляет Тутыхин. Особо показателен, по его мнению, 13-летний процесс по иску Deloitte & Touche на $1,6 млрд к Центробанку Великобритании. Аудитор обвинил его руководство в злоупотреблениях по отношению к люксембургскому банку BCCI. Основанный в 1972 г., тот не без помощи британского ЦБ превратился в транснациональную корпорацию, а в 1991 г. со скандалом обанкротился. Но после стольких лет тяжбы ЦБ выиграл.

Вряд ли тяжба “Совкомфлота” закончится быстро, как и все процессы, где сделана ставка на серьезные деньги, отмечает Тутыхин. Подав иск, “Совкомфлот” добился обеспечительных мер по нему: суд потребовал от ответчиков задепонировать $225 млн. Они это сделали, подтвердив, что располагают требуемой суммой. При этом сами ответчики не оставляют “Совкомфлот” в покое: в декабре 2005 г. 11 сенаторов, включая Скаргу, направили запрос в Генпрокуратуру, указав на излишнюю расточительность “Совкомфлота”, заказавшего за $424 млн три ледовых танкера на корейской верфи. А в мае связанная с Никитиным Henriot Finance добилась ареста танкера “Совкомфлота” Tropic Brilliance в американском суде. В июне “Совкомфлот” освободил его за $14,4 млн залога. А вчера “Ведомостям” стало известно, что прокуроры не нашли “основания для принятия мер реагирования” по запросу сенаторов. Об этом говорится в недавнем письме Генпрокуратуры в “Совкомфлот”. В прокуратуре это не комментируют.

ОАО “Совкомфлот” — финансовый холдинг, все имущество принадлежит дочерним и внучатым офшорным компаниям по принципу “одно судно — одна компания”. Весь флот компании — 50 судов общим дедвейтом около 4 млн т. Выручка по МСФО в 2005 г. — $412 млн, чистая прибыль — $143 млн. 100% акций принадлежат государству.

Елена Мазнева, Надежда Караваева

Оригинал материала

«Ведомости» от 28.07.06