На пути к миллионам глава "Роснефти" Сергей Богданчиков едва не ослеп

Есть традиция — сокращать имена-фамилии известных персонажей до трех букв. Путин — ВВП, Березовский — БАБ. Президента «Роснефти» Богданчикова иногда именуют просто — БОГ. Повод имеется. «Роснефть» — компания государственная, то есть почти клерикальная, прочим смертным конкурентам (вроде ЮКОСа) не чета. К тому же она еще и компания нефтяная, а нефть для наших палестин — что манна небесная. А тут еще на днях случилось «явление Богданчикова народу» в виде начала продаж акций «Роснефти» всемжелающим. Таковых в первый же день торгов обнаружилось более 100 тысяч. Для них Богданчиков действительно БОГ, от которого зависит их финансовая будущность.

БОГ — сын

Сергей Богданчиков и правда близок церкви. В оренбургском селе Северное, в окрестностях которого в августе 57-го и родился будущий нефтяник, он с нуля восстановил храм.

— Еще наладил здесь телефонную связь, сделал нормальную дорогу до соседней деревни Богдановка, где жил до восьмого класса, и вообще помогает, — рассказал мне глава Северного Валентин Фомин. — И обязательно напишите, что он обещал закончить ремонт в нашей школе и оборудовать рентгенкабинет в райбольнице, где в детстве лежал. А то Сергей Михайлович человек занятой — вдруг забудет.

Нет, о малой родине Богданчиков не забывает. Здесь похоронен его отец-колхозник и живет мать Мария Семеновна. Первое время хозяин «Роснефти» порывался забрать мать к себе. Но та — ни в какую. Даже денег брать не хочет: говорит, что повышенной пенсии по инвалидности и урожая с огорода на жизнь хватает. Главное, чтобы Сережа о ней не забывал.

БОГ обычно наведывается инкогнито, распускает «ребятишек» из охраны покурить, а сам — айда с деревенскими друзьями на природу.

— Друзей у него и в детстве было много, он ведь у меня общительный, — призналась мне Мария Богданчикова, только-

только вернувшаяся с прополки своих пяти соток картошки. —

Но от учебы это Сережу не отвлекало. И сам был трудолюбивый, и я — слишком требовательная (я у него в школе математику преподавала). А о лучшем помощнике по дому и мечтать было нельзя — и за скотиной ухаживал, и полол, и рубил, и пилил, мыл сепаратор. С 10 лет стал воду таскать, а уж полы как мыл! Когда он женился на однокурснице Тане, та ему говорила: «Да ты лучше меня пол моешь!»

В шесть лет Сергей из полотеров переквалифицировался в няньки. Пришлось ухаживать за младшей сестренкой Таней. Жили тогда Богданчиковы скромно: только купили развалюху под соломенной крышей (до того мыкались по углам) и приводили хозяйство в порядок.

— Мы с мужем уходили на работу, — вспоминает Мария Семеновна, — а Сережа за старшего оставался. Посадит сестренку на печь, сам внизу сядет и книжки читает вслух.

Теперь сестра работает в Питере бухгалтером, но сам Богданчиков кшестому классу дочитался до того, что заработал близорукость 4-й степени, кинституту ухудшившуюся до —7. Один глаз у него почти перестал видеть.

— Сидели мы тогда под этой печкой, — вспоминает мать, — и

плакали. Врачей хороших не было, Сереже приходилось надевать очки и, и в деревне его задразнили.

А зрение он все же почти восстановил, но уже позже, когда в начальники выбился. Своей заслуги в карьере сына мать не видит, считает, что его такого ей Господь дал. На то и фамилия у него соответствующая — Богданчиков, Богом данный.

ОГ — отец

Окончив Богдановскую восьмилетку, Сергей поступил в нефтетехникум в Бугуруслане. На первом курсе БОГ слег с аппендицитом и два месяца провалялся в больнице с осложнениями. В техникуме посоветовали взять «академ», не надеясь, что деревенский парнишка наверстает пропущенную программу. Но он не только догнал по знаниям одногруппников, но и окончил и тот год, и все последующие на отлично.

Та же история повторилась и на горно-нефтяном факультете Уфимского нефтяного института, где Богданчиков умудрялся сочетать учебу и занятия легкой атлетикой.

— Помню, как он прибегал на перемене с кучей пирожков, — рассказал мне бывший сосед БОГа по комнате в общежитии Айрат Хафизов. — Пока уплетал их, успевал пролистать конспекты и опять убегал на лекцию или на тренировку.

Такими темпами Богданчиков добегался не только до призовых мест по бегу и красного диплома, но и до свадьбы. На третьем курсе он женился на однокурснице Татьяне, а на четвертом уже обзавелся первенцем — Алешенькой.