Годовая прибыль госпосредника по торговле оружием может составлять от $50 до $500 млн.

Госпосредник по торговле вооружениями “Рособоронэкспорт” до конца года потратит под $2,4 млрд на расширение владений. По словам руководителя предприятия Сергея Чемезова, ФГУП выкупит 67% акций “ВСМПО-Ависмы” (рыночная стоимость пакета — $1,34 млрд) и около 60% акций “АвтоВАЗа” (около $1 млрд). А финансировать сделку будет некий пул банков, в том числе государственных. У Внешторгбанка на “Рособоронэкспорт” открыт лимит на $1,5 млрд, но даст ли он денег на “АвтоВАЗ” и ВСМПО, банк пока помалкивает.

Неудивительно: размеры заработков и трат, кредитные лимиты и проценты, стоимость имущества, наконец, покупки и система принятия решений о них — глубокая тайна. Точнее, тайна военная. “Рособоронэкспорт” платит налоги, но о том, перечисляет ли он в бюджет прибыль, ничего не известно. Не известно, имеется ли эта прибыль вообще и способен ли военный посредник тянуть лямку, обслуживая $2,4-миллиардный кредит. Не подорвет ли это нашу обороноспособность?

По идее, прибыль главного госпосредника складывается из комиссионных с заключенных им контрактов. Но Чемезов раскрывает только объем поставок за год и портфель заказов. Объем поставок в 2005 г. — $5,2 млрд, портфель заказов (последняя объявленная цифра) — $17,6 млрд. По оценке эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, комиссионные от сделок в зависимости от контракта составляют от 1% до 5%. То есть по скромному сценарию “Рособорон” зарабатывает $50 млн минус административные расходы, налоги и т. д. Директора оружейных заводов жалуются, что комиссионные доходят до 12% и даже больше от окончательной цены продажи, но никто из них не решится выступить публично. $500 млн определенно лучше $50 млн. Но это никак не проверишь.

Все тайны “Рособоронэкспорта” известны Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) при Минобороны (ее руководитель — Михаил Дмитриев, бывший генерал СВР). Именно службе подчиняется ФГУП, и, по идее, именно с Дмитриевым Сергей Чемезов должен обсуждать крупные покупки. ФС ВТС также распоряжается всем его имуществом (зданиями, машинами), там же, по крайней мере формально, утверждают и смету расходов “Рособоронэкспорта”. Ну а военные чиновники, в свою очередь, подчиняются президенту.

Стало быть, в Кремле могут обладать информацией о передвижениях тех $2,4 млрд, которые ФГУП планирует потратить на новые покупки? Нам, в частности, неспокойно за $1 млрд, который могут получить “АвтоВАЗ” и его “дочки”. Сейчас 60% акций автозавода владеют фирмы AVVA и ЦО “АФК”. У них акции выкупит третья “дочка” “АвтоВАЗа”, которую планируется создать специально для этой сделки. На ее счета и должны “упасть” деньги за акции завода. Хотелось бы, чтобы судьба этих денег не стала военной тайной.

Елизавета Осетинская, Алексей Никольский

Оригинал материала

«Ведомости» от 20.07.06