В атаке на "Тольяттиазот" совладельцу "ТНК-ВР" Виктору Вексельбергу активно помогают государственные органы

История с таинственным рейдером, который пытается захватить контроль над российским химическим гигантом – корпорацией «Тольяттиазот» (ТоАЗ) в Самарской области обрастает новыми подробностями. Полномасштабную кампанию по смене собственников на заводе многие считают возможным связывать с именем известного олигарха Виктора Вексельберга. Официальный представители «Тольяттиазота» сожалеют, что рейдерам активно помогают государственные органы, которые пытаются отсудить пакет акций ТоАЗа, находившийся в собственности у российско-швейцарской компании «ТАФКО» еще в 90-х годах.

«ТАФКО» в 1996 году приобрела 6,1% акций тольяттинского завода, победив в приватизационном конкурсе с инвестиционными условиями. Спустя почти 10 лет вокруг именно этого пакета завязались судебные тяжбы, которые идут до сих пор.

«ТАФКО» и раньше подвергалось проверкам со стороны Росимущества на предмет законности приобретения по причине якобы невыполнения обязательств по инвестициям. Но настоящие судебные баталии, которые стали сопровождаться обысками на ТоАЗе с участием силовых структур, развернулись в прошлом году.

Чиновники из Росимущества вновь вспомнили о давней сделке. Однако Арбитражный суд Самарской области признал, что свои инвестиционные обязательства компания выполнила полностью. Последовала апелляция, за ней кассационное рассмотрение… В конце концов, дело попало в Высший арбитражный суд России, который отменил все предыдущие судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение, признав при этом, что сделка, совершенная еще в прошлом столетии не противоречила основам правопорядка и нравственности, на чем изначально настаивало Росимущество.

Недавно Самарский арбитраж, со второй попытки, признал сделку недействительной и предписал «ТАФКО» вернуть государству 3 млн. акций ТоАЗа. При этом государство должно будет вернуть компании 3,2 миллиарда неденоминированных рублей.

«Мы не сможем выполнить решение, у нас нет этого пакета акций уже много лет, — заявил представляющий интересы совместного предприятия «ТАФКО» адвокат Валерий Еременко. — И конечно, мы намерены обжаловать решение суда».

Адвоката настораживает и то, что замена для «ТАФКО» более чем неравноценная. Учитывая, что ТоАЗ сегодня представляет собой успешное и прибыльное предприятие. Доля завода на мировом рынке сейчас составляет около 7,6% и продолжает постоянно расти – в прошлом году выпуск аммиака вырос более чем на 10%, а производство карбамидоформальдегидного концентрата — на 7% . В прошлом году ТоАЗ запустил один из самых перспективных инвестиционных проектов в российской химической промышленности, начав выпускать реакционные трубы для агрегатов синтеза аммиака и метанола. Раньше такие трубы приходилось покупать за рубежом, а продукция тольяттинского завода дешевле западных аналогов на 40% и интерес к ней уже проявляют не только отечественные, но и зарубежные производители.

Поэтому на ТоАЗе просто объясняют, почему кому-то вдруг понадобились акции, приватизированные ещё 10 лет назад. «Происходит банальный враждебный захват предприятия, причем главным орудием такого поглощения рейдеры выбрали государственные органы», — считает пресс-секретарь ТоАЗа Игорь Башунов.

В связи с этим, возбужденное против руководителей завода уголовное дело кажется еще одним средством как еще одно средство давления на предприятие. Показательно, что в арбитражном процессе госорганы даже не стеснялись предъявлять документы из уголовного дела, что ещё раз показывает, что дела эти — звенья одной цепи. А тайна следствия — тайна не для всех.

Поэтому теперь уже мало кто сомневается в том, что это – хорошо спланированная рейдерская атака на «Тольяттиазот», за которой стоит компания Synttech group, возможно, аффилированная с совладельцем «ТНК-ВР» миллиардером Виктором Вексельбергом. Иначе, чем можно объяснить столь пристальный интерес к маленькому пакету акций?! А чем можно объяснить, что на каждое заседание суда из Москвы прилетает чиновник уровня заместителя начальника правового управления одного из федеральных ведомств?! «Нам вообще непонятно о каком ущербе, причиненном государству, говорят истцы, поскольку вся заявленная инвестиционная компания была выполнена, а акции сполна оплачены», — говорит Валерий Еременко.

Возникает вопрос, кому понадобился такой небольшой пакет акций? Действительно, подозреваемой тоазовцами в рейдерстве Synttech group, сейчас принадлежит около 10%, и если эта компания получит еще небольшой пакет, то расстановка сил существенно не изменится — для активного управления акционерным обществом «Тольяттиазот» нужны не менее 25% акций. «Рейдеру, конечно, нужно больше. Но если есть возможность «отщипнуть» хоть сколько — почему бы нет? — поясняет Игорь Башунов. — Ну и психологическое давление какое…».

В Торгово-промышленной палате РФ считают борьбу с незаконными поглощениями предприятий приоритетным направлением в работе этой структуры и готовы решать вопросы «Тольяттиазота» на федеральном уровне. А в Государственной Думе считают, что возбуждение уголовного дела против менеджеров завода – это еще один способ «надавить» на них и вынудить продать акции. Недавно депутат Госдумы от Тольяттинского округа Анатолий Иванов заявил, что «если бы государству понадобилось вернуть себе 6,1% или даже контроль над заводом, действовать оно бы стало по-другому». А пока адвокаты готовят апелляционную жалобу, предприятие продолжает стабильно работать, понимая, что суды — судами, а удобрения на поля нужно вносить уже сейчас.

«Но даже в этом, странном в целом решении, мы видим один положительный момент для нас, — сказал адвокат ТоАЗа Ярослав Климов. — Тот факт, что суд не признал оспариваемую сделку «противной основам правопорядка и нравственности» ещё раз с нашей точки зрения подчёркивает необоснованность обвинений в «мошенничестве», которые были предъявлены Владимиру Махлаю и Александру Макарову».

Станислав Смирнов

Оригинал материала

«Известия» от 20.06.06