ко дню рождния Ходороковского. За убийство мэра руководством ЮКОСа была назначена награда в $150 тыс

Мосгорсуд, рассматривающий дело экс-начальника управления внутренней безопасности НК ЮКОС Алексея Пичугина и пятерых его сообщников, заслушал свидетеля обвинения по эпизоду, связанному с убийством мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. Суд заслушал отставного офицера КГБ Геннадия Пискарева, который, уволившись из органов госбезопасности, работал в фонде «Регионы России», учрежденном ЮКОСом.

По словам свидетеля, летом 1998 года акционер ЮКОСа Леонид Невзлин и гендиректор управляющей компании «ЮКОС-Москва» Василий Шахновский поручили ему съездить в Нефтеюганск для «изучения обстановки» и налаживания контактов с мэром города Владимиром Петуховым, у «которого сложились не совсем нормальные отношения с ЮКОСом». Перед поездкой свидетеля пригласили в службу безопасности нефтяной компании, где выдали досье, состоящее из аналитических справок и газетных статей, в которых описывался конфликт мэра с ЮКОСом, а также неких материалов, «которые можно было использовать при разговоре с господином Петуховым». Рассказывать подробнее об этих материалах свидетель не стал. В Нефтеюганск он прилетел днем 25 июня 1998 года, а наутро от горничных в гостинице узнал об убийстве мэра города.

Владимир Петухов был убит неподалеку от здания горадминистрации, куда направлялся пешком вместе с телохранителем. Преступник с близкого расстояния выпустил в обоих 18 пуль из пистолета-пулемета. Мэр Нефтеюганска погиб на месте, его охранник был тяжело ранен. По версии следствия, организатором этого преступления является Алексей Пичугин, выполнявший указание Леонида Невзлина. За убийство мэра руководством ЮКОСа была назначена награда в $150 тыс., а непосредственным исполнителям – бывшему спецназовцу Евгению Решетникову (ранее он был осужден на 11 лет) и Геннадию Цигельнику – из этой суммы было обещано $10 тыс. Подсудимые свою вину отрицают.

Узнав об убийстве, рассказал господин Пискарев, «я доложил о нем руководителю фонда Трошину», который передал свидетелю просьбу руководства ЮКОСа: лицам, участвующим в расследовании преступления, говорить, что к убийству господина Петухова причастна его вдова. Эту же рекомендацию «мне повторил по телефону Невзлин или Шахновский, кто именно, я точно не помню». Зачем необходимо было выдвигать эту версию, свидетелю не объяснили. Как вспоминал господин Пискарев, после убийства мэра ситуация в Нефтеюганске была напряженная: жители перекрывали дороги, требуя расследования преступления, неизвестные разбили стекла в офисе местного подразделения ЮКОСа. В городе шли митинги, на которых компания обвинялась в убийстве господина Петухова, и как вспоминал свидетель, «в толпе звучали высказывания, что убийство – это подарок ко дню рождения Ходорковского», который приходится на 26 июня. Проведя около 20 дней в Нефтеюганске, господин Пискарев вернулся в Москву и написал отчет о поездке, в котором критически оценил работу службы безопасности ЮКОСа в этом городе. Еще через несколько дней его уволили с работы. «Отчет и мое увольнение связаны между собой»,– подвел итог свидетель. Отвечая на вопрос адвокатов господина Пичугина о причине противостояния ЮКОСа и главы города, свидетель ответил, что «исходя из прочитанного в досье и из моих встреч в Нефтеюганске» конфликт базировался «на нежелании ЮКОСа платить налоги в местный бюджет в полном объеме». «Требования Петухова, я считаю, были законны»,– подчеркнул он.

Владислав Трифонов

Оригинал материала

«Коммерсант» от 23.05.06