Московский мэр попал в "зал позора" за притеснение сексуальных меньшинств

Международная правозащитная организация Human Rights Watch внесла мэра Москвы Юрия Лужкова в «зал позора» за притеснение сексуальных меньшинств. Ему ставят в вину отказ выдать разрешение на проведение гей-парада в российской столице. Список нетолерантных публичных лиц за 2005-2006 годы был приурочен к Международному дню противостояния гомофобии, который 17 мая отметили в более чем 50 странах мира. «Зал позора» оказался очень небольшим: вместе с Лужковым в нем всего пять человек.

От полицейского до президента

Так, в список вошел полицейский чиновник из Индии Ашутош Пандей, который выследил через Интернет четырех мужчин-гомосексуалистов и посадил их в тюрьму на основании закона колониальной эпохи, запрещающего содомию.

Нидерландский министр по вопросам иммиграции Рита Вердонк «отмечена» за свое заявление о том, что голландские власти не должны предоставлять убежище иранским геям, которых на родине могут казнить.

Попал в «зал позора» и президент Нигерии Олусегун Обасанджо: он поддержал закон, по которому любое публичное проявление нетрадиционной ориентации карается 5-летним тюремным сроком.

А конгрессмен от американского штата Алабама Джеральд Аллен призвал изъять из публичных библиотек все книги, написанные геями и лесбиянками.

«Проступок» Юрия Лужкова на этом фоне выглядит не так уж и страшно. На днях инициаторы гей-парада в Москве подали заявку о его проведении 27 мая, и решение столичных властей ожидается уже сегодня утром. Однако раньше мэр неоднократно заявлял, что подобное шествие не разрешит. Причем московские чиновники мотивируют это не только традиционными соображениями нравственности и морали, но и заботой о безопасности участников парада.

Собственно, эта «забота» и стала причиной того, что Лужков оказался в черном списке. «Московское правительство ставило под сомнение возможность гей-парада. Недавно в городе прошли погромы двух гей-клубов», — поделилась в интервью «Газете» своими соображениями Джессика Стерн, один из авторов доклада (второй автор — Скотт Лонг).

В соображения безопасности эксперт Human Rights Watch не верит. «Мы получили цитату одного московского чиновника. Он говорит, что городское правительство больше озабочено правами большинства, а не меньшинства, — продолжает Джессика Стерн. — Таким образом, московское правительство нарушает демократическое право на собрание, а также не гарантирует реализацию прав меньшинств, краеугольный камень демократического процесса».

Страсбург нам поможет

Напомним, что в начале мая сотни человек, среди которых были скинхеды и верующие, дважды атаковали столичные гей-клубы. Их посетителей пришлось даже эвакуировать под градом бутылок и камней. Правые и религиозные организации обещают устроить акции протеста и во время гей-парада, если власти вдруг дадут добро на его проведение.

Впрочем, в Москве запрещают не все мероприятия, которые могут спровоцировать беспорядки. Например, в ноябре прошлого года российские наци без проблем получили разрешение на свой «Правый марш». Зато у антифашистов были большие проблемы с властями. Из-за подобных двойных стандартов московского правительства его не раз обвиняла в дискриминации политическая оппозиция. Так же поступили и гей-организации.

Однако некоторые из оппозиционеров в вопросе о гей-параде с мэром все же согласны. «Лужков как политик не мог не учитывать спонтанную общественную реакцию на идею провести гей-парад в Москве», — считает лидер «яблочной» фракции Мосгордумы Сергей Митрохин. «Сейчас у нас есть более важные проблемы, чем защита прав гомосексуалистов, — сказал он. — Например, националистические настроения. Чтобы требовать толерантности по отношению к геям, российскому обществу нужно перепрыгнуть через ступеньку в своем развитии. На Западе ее уже давно переступили, так что у них другие мерки». Депутат уверен и в том, что гей-парад в Москве — большая опасность для самих его участников.

Представители «партии власти», разумеется, также поддерживают решение мэра. «Я бы предложил западным правозащитникам вместе с Лужковым внести в этот «зал позора» и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, — заявил глава комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. — Этот суд неоднократно подтверждал право властей ограничивать гомосексуальную пропаганду с целью защиты от нее наиболее уязвимых членов общества, в том числе молодежи. Об этом, например, говорится в решении суда по делу Даджена против Соединенного Королевства от 22 октября 1981 года. Есть и более поздние решения, уже в XXI веке». По мнению эксперта Human Rights Watch, депутат неправильно интерпретирует тот процесс. «Напротив, тогдашнее решение было победой геев, лесбиянок и транссексуалов, — парирует Джессика Стерн. — Суд признал право людей старше 21 года на приватность». Далее автор доклада привела несколько примеров других процессов, рассмотренных в Европейском суде по правам человека.

Оригинал материала

«Газета» от 19.05.06