На «черном рынке» Москвы идет активный торг милицейскими автомобильными номерами

По московским улицам ездят сотни автомобилей с синими номерами на бамперах, однако их владельцы не имеют никакого отношения к правоохранительным органам. Зато вместе с «синькой» они приобретают заветную свободу передвижения и фактически могут забыть, как выглядит дорожный инспектор.

Как рассказал один из сотрудников МВД России, существуют несколько схем получения синих номеров, но практически все они сводятся к сотрудничеству со структурами вневедомственной охраны. Работой с бизнесменами занимается специально созданный Межрегиональный координационный центр ГУВО МВД РФ. Например, клиент оформляет документы о том, что он якобы безвозмездно передает в дар милиционерам свою дорогостоящую иномарку. Но это только на бумаге. Как только машина принимается на баланс вневедомственной охраны, клиент получает на нее синие номера, наносит милицейскую окраску и может вытворять на дороге все, что хочет. По другой распространенной схеме состоятельный человек заключает с милиционерами формальный договор об охране своего имущества, а фактически самого себя. Поскольку в нашем законодательстве нет понятия «охрана тела», клиент просит милиционеров охранять свою рубашку, носки, костюм, портфель. Клиент, естественно, хочет, чтобы охранники-милиционеры успевали за его быстрой машиной, и передает им дорогую машину сопровождения, ставит ее на временный учет вневедомственной охраны и получает синие номера. Так и появляются на наших дорогах многочисленные кортежи с престижными якобы милицейскими джипами, которые на самом деле принадлежат «владельцам рубашек». Дорожный беспредел «синих номеров» достиг таких размахов, что в свое время начальник ГУВО МВД Михаил Суходольский объявил об одностороннем расторжении договоров с клиентами, заставляющих его подчиненных нарушать правила. Причем главный вохровец пообещал клиентам навсегда забрать в собственность ГУВО и их дорогие иномарки. Как показывает практика, милиционеры практически ничего не знают о том, кого они на самом деле охраняют. Договор «об охране портфеля» обычно заключается с внешне благообразной фирмой, а сопровождать этот портфель и, значит, пользоваться машиной с синими номерами может кто угодно. Это может быть и криминальный авторитет, и скандальный бизнесмен, и находящийся в розыске преступник. Подобное счастье обходится таким клиентам всего лишь в несколько тысяч долларов. Есть еще один простой способ обзавестись синим номером, но он достаточно рискованный. Мошенники делают дубликат реально существующего милицейского номера и вешают его на свой автомобиль, марка, модель и цвет которого полностью совпадают с машиной-оригиналом. Даже если такой «фантом» остановят или проверят по базе данных, то, по всем данным, этот автомобиль будет числиться за МВД РФ.

Однако в ГУВО МВД про милицейские номера говорят неохотно. «Никаких синих номеров мы своим клиентам не выдаем, этим занимается ГИБДД, – рассказала начальник пресс-службы ГУВО МВД РФ Мария Балабкина. – Мы действительно занимаемся охраной имущества своих клиентов, но делаем это исключительно на собственных автомобилях. У нас две основные марки автомобилей сопровождения – Toyota Land Cruiser-100 и Сhevrolet Taho, и все машины выкрашены в белый цвет. Совместно с коллегами из ГИБДД мы проводим в Москве регулярные рейды, во время которых выявляем автомобили, которые «маскируются» под машины вневедомственной охраны. Совсем недавно мы обнаружили два таких джипа Сhevrolet. Причем один из них был раскрашен под милицейскую машину, автоинспекторы сняли с него фальшивые синие номера, но он продолжал ездить по городу».

Чтобы понять, каким преимуществом обладают владельцы синих номеров, достаточно выехать на улицы города. Водители автомобилей с «синькой» на бамперах нередко ведут себя так, будто ПДД писаны не для них.

Милиционеры хоть и прекрасно знают о размахах торговли незаконными синими номерами, не трогают такие автомобили.

«По закону я, конечно, имею полное право остановить любую машину с синими номерами, – рассказал «НИ» сотрудник Уголовного розыска МВД РФ. – Но реально я сто раз подумаю, перед тем как это сделать. Слишком много потом может возникнуть мороки. Даже если такая машина нарушила правила, то я должен записать ее номер, отправить рапорт в то ведомство, где она «прописана», и потом долго ждать ответа о том, что водитель «строго наказан и лишен очередного обеда».

«Синие номера в Москве действительно продаются. Причем это самый дешевый и доступный из всех существующих спецзнаков и сигналов,– рассказал президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Милицейские номера – это панацея от любых проблем с гаишниками. Милиционеры своих никогда не останавливают, даже если те нарушают правила дорожного движения. Причина проста – они боятся, что из авто выйдет какой-нибудь большой начальник, и тогда проблем не оберешься».

«Де-юре автомобили с синими номерами не пользуются никакими привилегиями, – сказал депутат Госдумы Виктор Похмелкин. – Де-факто – обладают статусом неприкасаемых. Для этого они и были придуманы».

МВД – единственное российское ведомство, чьи автомобили имеют цветные номера и обладают поистине высочайшим иммунитетом к сотрудникам ДПС. Представители других структур дают о себе знать скромнее – в основном «красивыми» и «очень красивыми» номерными сериями, которые, кстати, тоже может купить любой желающий. Например, серия Р №№№ МР77 принадлежит Министерству юстиции, О №№№ ОО77,99 – серия ФСБ, но нередко номера с такой серией принадлежат и частникам. О своих отличительных знаках сильные мира сего, как правило, говорят неохотно. В центре общественных связей ФСБ РФ нам сказали буквально следующее: «Нам все равно, с какими номерами ездить. В ГИБДД выписали – мы и ездим. Я вот не знаю, какие у меня номера, мне это неинтересно».

В ГИБДД утверждают, что милицейские автомобили все-таки останавливают, а с недавних пор ведут активную борьбу с поддельными спецзнаками.

«Мы обязательно останавливаем милицейские автомобили в том случае, если они совершили нарушение правил или если у нас есть оперативная информация, согласно которой автомобиль, например, в розыске, – рассказал «НИ» начальник отдела розыска ГИБДД Москвы Николай Калугин. – Что касается милицейских номеров, приобретенных незаконно, мы начинаем активно работать в этом направлении. В конце марта была создана специальная группа реагирования, участники которой будут заниматься конкретно этой проблемой. Причем только синими номерными знаками мы ограничиваться не намерены – в ближайшее время возьмемся и за «триколоры» на номерах».

На вопрос, кто занимался раньше этим вопросом, в ГИБДД ответили просто: «Практически никто. С одной стороны, все, а получилось, что никто».

Как выяснилось, точное количество даже легальных синих номеров просто невозможно посчитать. Что уж говорить о левых.

Как ни удивительно, но наказание за незаконное использование специальных милицейских номеров, предусмотренное в Кодексе об административных правонарушениях, – это штраф от 500 до 1000 рублей. Зато никак вас не накажут, например, за то, что вы написали на своем автомобиле «Д.П.С.» синей краской. Главное, чтобы написание аббревиатуры хоть чем-то отличалось от оригинальной и расшифровывалось как-нибудь по-другому, например, «даешь пиво студентам!» Наносить на свой автомобиль графические знаки, закрепленные за специальными службами, по закону запрещено. Существует ГОСТ, в котором точно прописано, как должен быть раскрашен милицейский автомобиль. Если ваш рисунок повторяет милицейскую раскраску не в точности, но издалека ваш автомобиль будет очень уж похож на машину МВД, это законно.

История синих номеров

Обозначить цветом милицейские номера руководство МВД решило еще при Викторе Черномырдине, когда правительство распорядилось урезать количество спецсигналов в виде мигалок, крякалок. Получилось, выделяться из общего потока могли только авто начальствующего состава. А милиционеры рангом пониже были обречены теряться в серых массах. Первая «синька» на машинах МВД в качестве эксперимента появилась в 1999 году, а официально утвердили синие номера в 2002-м. В МВД тогда доходчиво объясняли, что автомобили органов внутренних дел должны выделяться в транспортном потоке. Это, с одной стороны, поможет сотрудникам правоохранительных служб выполнять оперативные задачи, а с другой – дисциплинирует потенциальных нарушителей. Тогдашний глава ГИБДД генерал Федоров уверял, что новые знаки будут дисциплинировать и водителей-милиционеров, которые «не всегда служат примером для других». Однако на деле получилось совсем не так.

Ирина Власова, Андрей Панков

Оригинал материала

«Новые известия»