"Ни в одной стране мира человека, имеющего такие промахи, не оставили в руководстве"

В среду на заседании Совета федерации глава аграрного комитета Иван Стариков сложил с себя сенатские полномочия. Отставка Старикова была добровольной. Но истинные причины ухода стали настоящим скандалом. Их сенатор обнародовал с помощью видеокассеты, на которой обвинил министра сельского хозяйства Алексея Гордеева в том, что в его ведомстве «процветает воровство», практиковались «масштабные приписки», а работа направлена исключительно на «поддержку аграрных олигархов».

Столь острое противостояние сенатора да еще с федеральным министром, вынудившее в итоге Старикова покинуть Совфед, произошло впервые. За время существования нового, «назначаемого» Совета федерации основной причиной ухода сенаторов были их конфликты с губернаторами регионов, интересы которых они представляли (или не представляли). Но до вселенских скандалов обычно не доходило.

Прибыть на заседание и объяснить более детально причины ухода Стариков не смог: накануне он был госпитализирован с инфарктом. По этой же причине не состоялась и пресс-конференция, где он намеревался поведать о грехах Минсельхоза. Поэтому на свет появилась видеокассета с разоблачительным обращением, которую Стариков попросил обнародовать на заседании, — каждый парламентарий по традиции имеет право на «прощальное слово».

Однако пленка так и не была показана — соответствующее негласное распоряжение, как признались в окружении сенатора, издал секретариат СФ. Спикер сената Сергей Миронов лишь проинформировал коллег, что «при желании» они могут ознакомиться с пленкой.

«Как главу комитета по аграрно-продовольственной политике, меня не может не волновать судьба этого важнейшего, ключевого сектора национальной экономики. Я с грустью хочу сказать, что серьезнейшие провалы в руководстве этим важнейшим сектором нашей экономики, наверное, не будут остановлены. Я с большим удивлением наблюдал, что министром сельского хозяйства был снова назначен Гордеев. С моей точки зрения, это человек, абсолютно непонимающий и, самое главное, неспособный понять самой сути сельскохозяйственного производства», — говорит Стариков. По его мнению, за время правления Гордеева «министерством были допущены серьезнейшие провалы в регулировании зернового рынка».

«Здесь я хочу сказать про те широкомасштабные приписки, которые существовали и создали систему отложенного и накопленного вранья. Они привели к тому, что неправильно принимались решения по экспорту зерна. Сегодня мы становимся свидетелями того, как стремительно растут цены на хлеб, что происходит на фоне ограничения ввоза в Россию мяса. Цены при этом только возрастают», — говорит сенатор. «Отечественное производство не растет. В этом году мы стали свидетелями серьезнейшего спада в животноводстве. Я молчать про это не могу», — продолжает Стариков. А помолчать, утверждает он, его неоднократно «просили» с помощью «прямых предупреждений и намеков».

«Одна из задач, которая была поставлена президентом в послании Федеральному собранию, — борьба с бедностью. В деревне живет бедных гораздо больше, чем в городах. Село погружается в темную, беспросветную бедность, выходить из которой будет очень и очень тяжело. А вся политика министерства направлена на поддержку аграрных олигархов, и его абсолютно не интересует, что происходит в деревне. По этой причине мы теряем сельские поселения — их число за последнее время уменьшилось на 18 тысяч. Я уж не говорю про систему тотального воровства, которое пышным цветом расцвело в министерстве. Ни в одной нормальной стране человек, допустивший такие промахи, никогда, ни при каких условиях не имел бы шансов вновь возглавить этот важнейший орган государственной власти», — резюмирует Стариков. В завершение он предлагает коллегам подумать о принятии нового закона о формировании сената: «Практика работы и формирования СФ на нынешних принципах показывает, что каждый из вас весьма и весьма уязвим и зачастую не может высказать собственного мнения и не потерять пост».

В самом Министерстве сельского хозяйства официально заявили, что предпочитают оставить обращение Старикова без комментариев, а также усомнились в целесообразности комментировать эту ситуацию в дальнейшем.

Ольга Тропкина

Оригинал материала

«Известия»