Сторонники кандидата остались один на один с Рахимовым

[…] Противостояния не получилось: скандальная кампания увенчалась на удивление спокойным финалом. Источник в администрации президента полагает, что у Веремеенко были все шансы победить во втором туре, однако Кремль оказал решающую поддержку Рахимову. 9 декабря президент Владимир Путин встретился с ним и, по словам источника, близкого к башкирскому лидеру, заверил его в успешном исходе второго тура, пообещав дать «соответствующие указания». Спустя некоторое время за нарушение условий агитации были приостановлены лицензии двух республиканских СМИ, поддерживавших Веремеенко. Затем соперник Рахимова сам закрыл свои штабы в Уфе. 19 декабря Веремеенко поставил последнюю точку в кампании. Он сообщил избирателям «об активных консультациях» по поводу своего будущего трудоустройства и заявил, что больше не претендует на пост главы республики. В результате во втором туре Рахимов набрал 78,01% голосов, а Веремеенко только 15,85% […]

Анна Николаева, Виталий Иванов, Ольга Проскурнина

Оригинал материала

«Ведомости»

БАШКИРСКАЯ ПАРОДИЯ

[…] Вчера башкирского президента переизбрали на третий срок. Его соперник по второму туру московский банкир Сергей Веремеенко под давлением Москвы прекратил борьбу и за полторы недели до решающего голосования самоустранился из предвыборной гонки. В таких условиях выборы потеряли всякий смысл, но их тем не менее провели, доведя тем самым до полного абсурда.

В первом туре, который прошел одновременно с выборами депутатов Госдумы 7 декабря, действующий президент Башкирии Муртаза Рахимов набрал 42,59% голосов, а член совета директоров «Межпромбанка» Сергей Веремеенко — 25,38%. Перед выборами Сергей Веремеенко прославился тем, что его дважды отказывалась зарегистрировать избирательная комиссия Башкирии, а когда в конце концов его зарегистрировала ЦИК РФ, г-на Веремеенко попытались снять с выборов через Верховный суд.

На следующий день после голосования 7 декабря Сергей Веремеенко пообещал «захватывающую борьбу» и победу во втором туре «с результатом 60-70%» за счет привлечения сторонников другого кандидата, занявшего третье место сенатора Ралифа Сафина. Однако затем избирательный штаб Сергея Веремеенко повел себя очень странно. Если сторонники других, не прошедших во второй тур кандидатов, требовали признать результаты выборов 7 декабря недействительными и даже устраивали по этому поводу массовые голодовки, то агитаторы Сергея Веремеенко несколько дней спустя внезапно прекратили работу. Дошло до того, что кандидат-банкир даже не воспользовался бесплатным телеэфиром республиканского телевидения — кассету с его выступлением вовремя не доставили на телевидение. А в минувший четверг, за три дня до голосования, республиканские телеканалы «Башкортостан» и «Вся Уфа» передали заявление Сергея Веремеенко, в котором он сообщал своим сторонникам, что не имеет «возможности работать в республике» и принял решение «приостановить свою кампанию, не вводя избирателей в заблуждение».

Официально Сергей Веремеенко свою кандидатуру не снял, и именно его фамилия вместе с фамилией действующего президента Муртазы Рахимова стояла в бюллетенях для вчерашнего голосования. […]

Александр Колесниченко

Оригинал материала

«Новые известия»

НА МУРТАЗУ РАХИМОВА ДАЖЕ НИКТО НЕ ПОЖАЛОВАЛСЯ

[…] Второй тур голосования, как констатировал вчера на пресс-конференции глава башкирского избиркома Барый Кинзягулов, прошел «намного спокойнее первого»: если 7 декабря в избирком поступило около 400 жалоб на нарушения законодательства, то на этот раз — ни одной. На вопрос о том, насколько объективными можно считать итоги голосования в ситуации, когда на участках практически отсутствовали наблюдатели, господин Кинзягулов ответил: «Однозначно объективными». По его словам, в участковых избирательных комиссиях продолжали работать представители коммунистов и «Яблока», а оппозиционеры «не дали бы сфальсифицировать итоги». Сами оппозиционеры сообщили, что значительная часть их представителей в избиркомах была вынуждена прекратить работу после первого тура «из-за давления сверху».

В штабе Сергея Веремеенко вчера заявили, что «в подобной ситуации было бы лучше просто назначить президента республики, а не втягивать в этот процесс миллионы людей».

В команде победителя исход голосования восприняли как акт исторической справедливости. Как заявил глава информационного управления администрации президента Башкирии Марат Ямалов, господин Рахимов победил как «самый опытный, зрелый руководитель-хозяйственник, способный обеспечить стабильность и достойный уровень жизни в регионе», а жители республики, остыв от эмоций первого тура, «сами консолидировались вокруг его кандидатуры как наиболее трезвого и ответственного политика».[…]

Андрей Краснов, Гульчачак Ханнанова

Оригинал материала

«Коммерсант»

СДАВШИЙСЯ РАХИМОВУ

С началом перестройки молодой кандидат технических наук Сергей Веремеенко с кафедры трубопроводного транспорта Уфимского нефтяного института решил зарабатывать деньги. Кооператив, который он основал вместе с братом Александром, изготавливал модные термонаклейки на майки. В начале 90-х он включился в приватизацию родной отрасли, делился экономическими знаниями с сибирскими нефтяниками. Через несколько лет его практические познания позволили основать вместе с петербургским экономистом Сергеем Пугачевым Международный промышленный банк, а теоретические — защитить в родном институте докторскую диссертацию.

Первое время банк был главным подспорьем режиму Муртазы Рахимова: он помогал и в схемах приватизации, и в консолидации, и обслуживании бюджета республики. Рахимов-старший даже ставил Сергея Веремеенко в один ряд с близкими ему молодыми людьми — сыном Уралом и родственником жены Азатом Курманаевым, президентом «Башкредитбанка» (ныне «УралСиб»). На башкирских выборах 1998 года «Межпромбанк» был верным форпостом Рахимова в Москве.[…]

Оригинал материала

«Московские новости»