"Это хороший пиар, если кто-то его придумал. Но он не в пользу Громова"

Ленино-Снегиревский военно-исторический музей Истринского района Подмосковья намерен подать судебный иск на правительство Саратовской области. Причина конфликта — немецкий танк «Тигр», который еще в 2001 году саратовцы взяли у истринцев «напрокат» в качестве экспоната для областного Музея боевой славы, но до сих пор так и не вернули хозяевам.

У дороги, на 42-м километре Волоколамского шоссе, на облицованном гранитом постаменте установлен танк Т-34 с гвардейским знаком и красными звездами на броне. На облицовке выбита надпись: «3десь в грозные дни осени 1941 года доблестные воины 16-й армии остановили врага. Отсюда 6 декабря 1941 года они перешли в наступление и начали разгром немецко-фашистских захватчиков». В ста метрах от монумента в небольшой сосновой роще 9 мая 1967 года был открыт Музей боевой славы. Одним из раритетных экспонатов до недавнего времени считался немецкий танк «Тигр VI», находящийся теперь в Саратове. Таких танков в мире осталось всего четыре — в Англии, Франции, в подмосковной Кубинке и вот теперь в Саратове. ..

Детали сделки по «Тигру» в саратовском областном правительстве комментируют неохотно: мол, это была сугубо личная договоренность между двумя земляками — Борисом Громовым и Дмитрием Аяцковым. Громов якобы сделал таким образом подарок саратовским ветеранам к 9 Мая. Как говорят истринцы, саратовцы обещали вернуть «Тигр» в июне 2001 года, даже закрепили все обязательства в договоре. Но танк пока стоит в Саратове. — «Тигр» — собственность Министерства культуры РФ и музея, — говорит директор Ленино-Снегиревского военно-исторического музея Марина Горбунова. — Обмен экспонатами — распространенная практика. Мы знали, что в Саратове расположен филиал Центрального музея Вооруженных сил, и, отдавая наш танк на время, не ожидали подвоха. Экспонат весьма дорогостоящий: общая стоимость этой машины не меньше 1 миллиона долларов.

А по словам директора саратовского Музея боевой славы Владимира Баркетова, «это очень неприятная история, возникшая по воле нечистоплотных людей». По его мнению, можно было спокойно пойти в суд и тихо выиграть это дело, а не раздувать скандал на всю Россию. — Жемчужиной нашей коллекции «Тигр» назвать нельзя, — говорит Владимир Баркетов. — Он пользуется определенной популярностью у посетителей только потому, что единственный представляет военную технику немцев. Пока мне не поступало распоряжения вернуть танк. Прикажут отдать — отдам.

Губернатор Дмитрий Аяцков высказал предположение, что история с танком «Тигр» — это пропагандистский ход в предвыборной кампании Бориса Громова. По его данным, к подмосковному губернатору обратились жители Истринского района с просьбой вернуть из саратовского музея танк и тот этим решил воспользоваться. Пояснив, что «Тигр» был передан в дар Музею боевой славы, Аяцков заявил «Известиям»: — Если Громову будет нужен танк — пусть заберет. Это хороший пиар, если кто-то его придумал. Но он не в пользу моего коллеги Громова.

В администрации Московской области считают, что рассматривать в подобном контексте претензии подмосковного музея по поводу возращения их экспоната просто смешно. Суть конфликта исключительно в строчках письменного договора, условия которого саратовцы нарушили. — Сегодня губернатор Борис Громов отправил на имя Аяцкова еще одну телеграмму с требованием решить вопрос о возращении раритетного танка в истринский музей, — сообщил «Известиям» министр по делам печати Московской области Андрей Барковский. — Посмотрим, сдвинется ли дело с мертвой точки. Если нет, то будем подавать в суд на саратовских чиновников. У них ведь нет никаких юридических обоснований, чтобы оставлять «Тигр» у себя.

Подмосковный музей передал по договору танк на два месяца саратовскому музею. Ни о каком даре речи и не шло. Тем временем на защиту саратовского губернатора встал областной совет ветеранов, готовый биться за танк до победного конца. Утверждают, что танк был подбит саратовским артиллеристом под Ленинградом, а потому логичнее его оставить в Саратове. Совет принял обращение к местным властям с просьбой «Тигр» ни в коем случае не отдавать. — Мы заинтересованы в том, чтобы показывать технику немцев, с которой приходилось сражаться, — говорит председатель совета Юрий Баранов. — И с удовольствием выставили бы и «Пантеру», и «Фердинанда». Но нигде не можем их найти. Через наш музей за два года прошли два миллиона человек, приезжают иностранные делегации. Целесообразнее оставить «Тигр» здесь.

Оригинал материала

«Известия»

Сусанна ОГАНЕЗОВА, Антон КЛЮЕВ