Диктатура закона перестала нравиться Аяцкову

Фото: Дмитрий Духанин/Коммерсант В былое время губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков любил повторять, что на подконтрольной ему территории должна неукоснительно действовать диктатура закона. Такой подход очень нравился вновь назначенному тогда прокурору области Анатолию Бондару. Свято веря в торжество закона, он настраивал на это и работников прокуратуры.

«Закон не предусматривает «избранных»,- наставлял прокурор подчиненных, — он распространяется на всех, кто его нарушает, не взирая ни на чины, ни на звания…»

«Ну-ну», — усмехались про себя скептики, — поживем — увидим…»

Прошло время, и «диктатура закона» перестала нравиться губернатору. В подконтрольной администрации области прессе заговорили о том, что, дескать, «прокуратура вмешивается в политику». Что же так разонравилось в прокуроре областной власти?

У Генеральной прокуратуры особых претензий к саратовским коллегам нет. Дела, возбуждаемые ими, доводятся до конца, а не ложатся под сукно. Только за последний год предстали перед судом несколько самых высокопоставленных чиновников областного масштаба. Осуждены, например, за получение взяток министр культуры правительства Саратовской области Юрий Грищенко, главный врач Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Саратовской области Александр Добло, заместитель главы администрации райцентра Ровное Евгений Болтунов. А бывший заместитель министра правительства Саратовской области и бывший директор ГУ «Областная продкорпорация» Вячеслав Спирин признан судом виновным в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере.

Список таких «героев» — длинный. Фигурантом многотомного уголовного дела и обвиняемым по статье 286 УК РФ стал даже человек из ближайшего окружения губернатора Дмитрия Аяцкова и его «правая рука», бывший вице-губернатор, а ныне спикер Саратовской областной Думы Сергей Шувалов. Как считает прокуратура, по вине именно вице-губернатора Шувалова, подписавшего ряд важных документов, государственная казна потеряла семь миллионов долларов. Это так называемое «дело Кейсов» — в Саратовскую область была завезена партия американских комбайнов, и правительству области ловко удалось уйти от уплаты таможенной пошлины. Сейчас в Верховном суде находится кассационное представление прокурора области, не согласившегося с коллегией Саратовского областного суда, которая не усмотрела в действиях Шувалова признаков состава преступления.

Кстати, недавно задержан прокуратурой и помещен в изолятор временного содержания вице-губернатор, заместитель председателя правительства Саратовской области Юрий Моисеев, племянник губернатора Аяцкова. Поводом для столь серьезной меры в отношении высокого должностного лица явилась публикация в местной газете «Репортер». В ней рассказывалось, что Юрий Моисеев, будучи председателем сельхозартели «Столыпино», проезжая вдоль поля, увидел, как подросток собирает семечки подсолнечника. Он вышел из машины, как пишет газета «Репортер», и «без слов объяснений ударил подростка резиновой дубинкой по голове». Тот упал, а Моисеев уехал. Было возбуждено уголовное дело, но вскоре его приостановили, и историю вроде бы забыли. Виталий Гладышев, так звали пострадавшего подростка, стал после того удара инвалидом, а Юрий Моисеев спустя пять лет — заместителем председателя правительства Саратовской области.

По результатам проверки публикации первый заместитель прокурора области А. Горшков отменил постановление следователя ГУВД области о приостановлении предварительного следствия по факту причинения телесных повреждений жителю Балтайского района Виталию Гладышеву и вновь возбудил дело.

Стало обычной практикой представления и протесты областного прокурора на те или иные незаконные действия органов областной власти и отдельных организаций. Если бы не вмешательство областной прокуратуры, скажем, в незаконные действия энергетиков, которые допускали грубые нарушения антимонопольного законодательства РФ, то сидеть бы жителям области и ряду предприятий без электричества.

То же самое касается и тарифов на электроэнергию. Региональной энергетической комиссией они были повышены до 90 копеек за киловатт. Это самый высокий тариф во всем Приволжском федеральном округе, в то время как в Саратовском регионе — самая низкая зарплата среди областей ПФО. По поводу повышения тарифов был направлен иск, дело находится на рассмотрении в Арбитражном суде.

Не осталась в стороне прокуратура и от невыплат, а также несвоевременных выплат зарплат. В интересах граждан было предъявлено 1174 иска на сумму свыше 10 миллионов рублей.

И что самое главное — прокуратура области стала принимать меры по привлечению к ответственности работодателей, допустивших нарушения трудовых прав граждан с применением новой формы административной ответственности — дисквалификации руководителей. В отношении особо злостных нарушителей трудового законодательства было возбуждено 13 уголовных дел, пять из которых уже направлены в суд.

На одной из пресс-конференций прокурор Саратовской области Анатолий Бондар, отвечая на вопрос журналиста по поводу его взаимоотношений с местными властями, заметил: «Чем выше результаты нашей деятельности, тем больше число выявленных лиц, имеющих проблемы с законом. Им, безусловно, такая прокуратура не нравится».

Прокурор как в воду глядел. Точнее — как в телевизор. В одной из передач на ТВЦ недавно был показан сюжет, где ведущий говорит: «Вот этот домик в Саратове, а точнее, земля под ним — личная собственность областного прокурора».

Что же это был за особенный дом, показанный известным телемастером? Дом как дом, несколько этажей, и живут в нем обычные люди, и прокурор тоже. Но вот землю под домом, как выясняется, он не приобретал. Заодно в передаче досталось и мэру города Саратова Юрию Аксененко. Был продемонстрирован коттедж, якобы принадлежащий мэру. На самом деле — он собственность совсем другого человека.

Анатолий Бондар обратился на днях с иском в суд о защите своей чести, достоинства и деловой репутации. Случай с телесюжетом особый, и здесь, как считает прокурор Саратовской области Анатолий Бондар, задета не только его честь как гражданина, но и усматривается целенаправленная попытка свести с ним счеты как с представителем закона. Бондар так прокомментировал случившееся: «Я расцениваю сюжет данной программы в отношении меня как месть за активность прокуратуры в борьбе с коррупцией на территории Саратовской области. Прокуратура стоит вне политики, и ее объективная позиция многих представителей областной власти сегодня не устраивает. Высказывались и определенные угрозы в мой адрес в связи с этим. Полагаю, что данная телепрограмма и есть их конкретная реализация».

Михаил Захаров

Оригинал материала

Российская газета