Буржуазные манеры "социального министра" Починка

Фото: Василий Шапошников/Коммерсант В своем недавнем интервью «социальный» министр Починок назвал одну из главных, на его взгляд, опасностей, нависших над российским бюджетом: оказывается, чем лучше будет работать с пенсионными деньгами россиян уполномоченная на то компания, тем больше будут пенсии у наших стариков. И Починок назвал именно это «игрой против государства».

Правда, Александр Петрович не уточнил, как следует решать эту проблему. И, конечно же, не стал призывать, чтобы пенсионеров, например, отводили в лес умирать голодной смертью, как в известной сказке.

Впрочем, та политика, которую указанный министр уже давно проводит, недалеко ушла по «эффективности» от сказочных сюжетов…

Министерство труда и социального развития, возглавляемое Александром Починком, ответственно за всю социальную политику в стране. Каковы же его главные достижения?

Сначала Починок и его министерство разрабатывали новый Трудовой кодекс. При этом, судя по концепции, главная проблема в сфере трудовых отношений в России заключалась вовсе не в незащищенности работников. Подумаешь, людям месяцами не платят мизерную зарплату и выкидывают на улицу! Главное «зло», по мнению авторов проекта ТК, заключалось в том, что «существующее трудовое законодательство характеризуется жестким регулированием отношений найма и увольнения, ориентацией на защиту существующих рабочих мест и закреплением их за работниками, перегруженностью льготами и гарантиями, которые финансирует работодатель, не имеющий для этого необходимых оснований и стимулов».

Проще говоря, министерство Починка было недовольно тем, что «хозяевам» слишком сложно увольнять работников. Поэтому было предложено срочно «повысить гибкость трудовых отношений», расширить возможность применения срочных трудовых договоров (в рамках которых работник практически бесправен и не знает, что с ним будет завтра) и расширить возможности расторжения трудового договора по инициативе работодателя. А также — сократить общий объем гарантий работающим и компенсации увольняемым работникам, поскольку они «не соответствуют экономическим возможностям государства»…

Разразился скандал, после чего при думском обсуждении трудовые отношения сделали несколько менее «гибкими». Но все же наемные работники (права которых должна защищать Гострудинспекция во главе с первым заместителем г-на Починка Владимиром Варовым) и по сей день мало чем защищены от произвола работодателей. Кроме этого, важнейшую норму ТК — о том, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, — при активной поддержке Починка, по сути, «заморозили», записав в кодексе, что процесс доведения МРОТ до прожиточного минимума должен быть определен отдельным законом. Которого, сами понимаете, нет до сих пор. Ну а пока МРОТ отличается от «минимума» в 4—5 раз. И понятно, в какую сторону.

Следующее достижение Минтруда, заметное невооруженным глазом, — пенсионная реформа. Результат известен: 30-рублевые «добавки» к пенсии старики отсылают лично товарищу Путину, и только после публичной выволочки, устроенной президентом начальнику Пенсионного фонда, «добавки» вырастают еще на сотню-другую рублей. Что же касается накопительной системы, то пока что мы видим лишь одно: большую драку больших людей за право распоряжаться деньгами будущих пенсионеров.

Наконец, третий «сильный ход», сделанный социальным (то есть гуманным по своему предназначению) министерством, — реформа зарплаты «бюджетников», которая, по сути, сводится к простейшему принципу: спихнуть из Центра в регионы все проблемы, связанные как с определением уровня зарплаты бюджетников, так и с их задержками. После чего г-н Починок сможет с олимпийским спокойствием взирать на происходящее «внизу» и говорить, что надо «жить по средствам» и что государство ничего никому не обязано — не те времена. Хватит, мол, «социального иждивенчества».

Общественная реакция на эту реформу была столь сильна, что кое-где начали сжигать чучела самого гуманного министра, что, впрочем, его ничуть не обеспокоило. Когда в Госдуме проводились парламентские слушания по реформе зарплаты, Починок не нашел времени, чтобы их посетить. При этом у него есть время, чтобы играть в КВН, петь на новогоднем «Огоньке» и собирать знаменитую на всю страну коллекцию вин. А также — сочинять законопроекты, согласно которым бомжей, чей вид и образ жизни «оскорбляют человеческое достоинство и общественную нравственность», предлагается сажать на 15 суток и в принудительном порядке направлять в милицейские приемники-распределители, благородно переименованные в «комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства». Может, и тюрьмы переименовать в «центры по оказанию помощи лицам, нарушившим закон»?

Успешный чиновник, занимающийся полностью проваленной сферой государственных дел, — чисто советский (а также российский) феномен, демонстрирующий, что номенклатура действительно бессмертна. Что в эпоху «развитого социализма», что в эпоху «поэтапной конституционной реформы», что в эпоху «вертикали власти».

Борис ВИШНЕВСКИЙ

21.04.2003

Оригинал материала

Новая Газета